Итоги внешней торговли России в 2020 году, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), оказались лучше пессимистичных ожиданий на фоне первой волны COVID-19. Тем не менее, российский экспорт товаров сократился на 21% к предыдущему году и составил $338,2 млрд, вернувшись на уровень 2015–2017 годов. Как будет развиваться ситуация на внешнеторговом рынке и удастся ли вернуться к докризисным показателям — в материале РБК Петербург.
Последствия изоляции
По итогам 2020 года чистый экспорт сложился на уровне 2016 года — чуть выше $100 млрд. Соответствующее сокращение ощутили и российские банки, работающие с субъектами внешнеэкономической деятельности (ВЭД). «Снижение объемов внешнеэкономической торговли товарами и услугами (экспорт и импорт) клиентов Сбербанка в 2020 году составило 6,9% по сравнению с 2019 годом», — отметила советник заместителя Председателя Правления ПАО Сбербанк Наталья Голудина.
«Действительно, на динамику операций ВЭД в 2020 году большое влияние оказала пандемия сама по себе и, конечно же, локдауны. Закрытые границы, режим изоляции негативно сказались на ранее бесперебойно работавших цепочках поставок, резко изменилась структура потребления», — согласилась первый заместитель председателя правления Росбанка Перизат Шайхина. По ее словам, спад был наиболее заметен с апреля по июнь 2020 года, когда банк наблюдал снижение до 30%, а в некоторых отраслях и более, но уже с июля прослеживалась уверенная тенденция к восстановлению активности. К концу года объем операций достигал 90-95% объема доковидного периода.
Показатели отдельных банков по операциям ВЭД зависели отчасти от политических факторов. Начальник управления торгового финансирования и документарных операций банка «Открытие» Дмитрий Курышев отметил, что помимо пандемии на рынок финансирования внешнеэкономической деятельности серьезное влияние в последние годы оказывают различного рода экономические санкции со стороны правительств некоторых стран. «Одной из причин опережающего роста портфеля документарного и торгового финансирования банка «Открытие» в прошлом году стало то, что мы являемся практически единственным крупным банком с государственным участием, который не затронули такие санкции», — сказал он. Так, по итогам 2020 года банк увеличил совокупный портфель документарного и торгового финансирования в 4 раза, портфель финансирования внешнеторговых операций вырос более чем в 6 раз.
Потери и находки
Не все отрасли-участники ВЭД одинаково пострадали от «коронакризиса». «Если говорить о наиболее пострадавших отраслях, то сокращение спроса на продукцию ввиду пандемии сильнее всего отразилось на клиентах угольной промышленности (снижение объемов ВЭД на 30,6%), машиностроения (снижение на 23,2%), транспорта и логистики (снижение на 23,1%) и нефтегазовой промышленности (снижение на 14,2%)», — сообщила Наталья Голудина.
Перизат Шайхина отметила, что на фоне ограничений, связанных с карантином, наблюдался рост инвестиций в развитие онлайн-торговли компаний-импортеров розничных непродовольственных товаров. Вынужденное увеличение инвестиций привело к финансовым потерям. «Также вполне очевидно, что существенное снижение оборотов отмечалось и сохраняется у клиентов, которые занимаются пассажирскими перевозками, особенно международными», — добавила она.
Тем не менее, как заметила Наталья Голудина, некоторые отрасли в 2020 году на фоне негативных тенденций продемонстрировали рост объемов ВЭД. «Так, объемы ВЭД клиентов АПК увеличились на 20% по сравнению с 2019 годом, клиентов металлургии — на 13,2%, химической промышленности и энергетики — на 6,5%», — сказала она. Дмитрий Курышев отмечает похожую тенденцию. «Наиболее активно в прошлом году банк «Открытие» работал в сфере финансирования внешнеэкономической деятельности с компаниями химической (включая производство удобрений), металлургической и деревообрабатывающей промышленности», — сообщил он. Перизат Шайхина добавляет к этому перечню предприятия фарминдустрии, компании поддержанной государством строительной отрасли и ретейлеров — импортеров продуктов.
При этом определенное преимущество на международных рынках получили компании, соответствующие критериям ESG [от. англ. environmental — экология, social — социальное развитие, governance — корпоративное управление - ред.]. «В первую очередь это касается ресурсных отраслей, — говорит председатель Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Виктор Вентимилла Алонсо. — Мировое сообщество озадачено снижением негативного влияния на окружающую среду, причем не только инвесторы, но и конечные потребители с каждым годом все внимательнее оценивают компании с точки зрения экологичности». Сбербанк, по его словам, готов кредитовать бизнес в рамках проектов по решению вопросов экологии на льготных условиях. «Компании-экспортеры, которые сегодня озадачатся модернизацией производства в рамках «зеленой» повестки, могли бы значительно сэкономить на налоге на СО2 в будущем. Это особенно актуально для Северо-Запада, так как большая часть наших экспортеров ориентирована на европейский рынок», — подчеркивает эксперт.
«Заметная часть проектов, прокредитованная банком с использованием инструментов торгового финансирования, проводится на принципах ESG — например, «зеленая» энергетика, «зеленая» металлургия», — подтверждает тренд Дмитрий Курышев.
В целом, по мнению Перизат Шайхиной, оптимистичная тенденция конца 2020 года сохранится: первый квартал текущего года демонстрирует восстановление объемов клиентов данного сегмента до докризисного уровня. Наталья Голудина привела данные за январь—май 2021 года, также внушающие оптимизм. «Уже по итогам 5 месяцев 2021 года наблюдается восстановление бизнеса в сегменте ВЭД. Так, объем ВЭД по товарам и услугам клиентов Сбербанка за 5 месяцев 2021 года на 7% выше объема за аналогичный период 2020 года и всего на 1,2% ниже объема за аналогичный период 2019 года», — сообщила она. По прогнозам Сбербанка, если не случится новых потрясений, объемы ВЭД восстановятся до докоронакризисных уже в текущем году.
Без сырья и доллара
В числе основных трендов ВЭД на 2021 год Наталья Голудина отметила продолжающийся рост несырьевого экспорта, переход к производству товаров с высокой добавленной стоимостью. Напомним, по данным Группы Российского экспортного центра, в 2020 году экспорт российских несырьевых неэнергетических товаров (ННЭ) превысил 161 млрд долларов, установив новый абсолютный рекорд. Основную часть структуры ННЭ сформировали металлопродукция (20,8%), продукция машиностроения (17,7%), продовольствие (17,3%) и химические товары (16%).
Что касается действий государства в регулировании данной сферы, Перизат Шайхина отметила продолжение тренда на поддержку экспорта несырьевых товаров, дедолларизацию, переход на рублевые расчеты с иностранными контрагентами, использование национальных валют в расчетах. «В этой связи актуальность сохраняют продукты банка, позволяющие гибко выбирать валюту расчетов. В частности, в Росбанке для международных переводов доступны практически все валюты мира, даже самые редкие, и для такого платежа совсем необязательно покупать и держать на счете остаток в этой валюте, достаточно выбрать сервис встроенной в платеж конверсии», — рассказала она.
Безусловно, одним из ключевых факторов останется пандемия, добавил Дмитрий Курышев. Точнее, ее постепенное завершение и выход мировой экономики на траекторию восстановительного роста. Многое, по его словам, будут определять и политические взаимоотношения как между США, Европой и Россией, так и между США и Китаем.
Неклассический ассортимент
С точки зрения банковской деятельности эксперты отмечают растущую роль неклассических продуктов в сегменте ВЭД. По прогнозам Натальи Голудиной, с развитием рынка доля подобных сервисов в доходах банков будет неуклонно расти. В частности, по ее словам, существуют продукты, позволяющие упростить процесс поиска зарубежных партнеров, сократить путь выхода на экспорт, помочь с организацией импорта. «Особенно это актуально для начинающих участников ВЭД, которые, зачастую, испытывают трудности с организацией нового для себя направления», — подчеркнула Наталья Голудина.
В числе конкретных примеров она назвала акселерационные программы, платформу для поиска зарубежных партнеров bankofpartners.com, сервисы проверки зарубежных контрагентов, организацию онлайн бизнес-миссий.
В свою очередь, Дмитрий Курышев в числе наиболее популярных новаций назвал realtime-трекинг платежей зарубежным контрагентам. «Клиенты теперь могут в режиме онлайн отслеживать прохождение своих платежей через сеть банков-корреспондентов и получать извещение о зачислении денег на счет зарубежного партнера», — пояснил он.
Аналогичный сервис упомянула и Перизат Шайхина. «Важную роль для компаний ВЭД играет также скорость и прозрачность международных расчетов, достичь которых можно за счет использования сервисов платежной системы SWIFT, в частности, инструмента SWIFT-GPI, который позволяет отслеживать международный платеж в режиме реального времени», — сказала она.
Еще одно направление услуг, по словам Перизат Шайхиной, связано с валютным контролем. Несмотря на либерализацию требований валютного законодательства для компаний-участников ВЭД, документооборот по валютному контролю между банком и клиентом остается интенсивным. Соответственно, сохраняют актуальность продукты, позволяющие переложить ряд функций на кредитную организацию.
Цифровые ожидания
Повсеместная цифровизация, ускоренная пандемией, также не могла не сказаться на сегменте ВЭД. «Электронная торговля, онлайн-обучение, виртуальные выставки, онлайн бизнес-миссии уже давно не миф, а привычная реальность. Даже такие, казалось бы, сложно оцифровываемые процедуры, как проверка документов валютного контроля, в Сбере в большинстве случаев автоматизированы, что позволило существенно сократить сроки проверки документов и проведения платежей», — рассказала Наталья Голудина. По ее словам, сложнее всего реализовывать проекты, требующие интеграции сразу нескольких государственных структур. Тем не менее, существуют успешные примеры и такого взаимодействия. «У наших клиентов появились удобные цифровые сервисы, позволяющие возмещать НДС дистанционно за 7 дней, в несколько кликов получить таможенную гарантию и многое другое», — поделилась эксперт.
Элементы ВЭД интегрируются в банковские мобильные приложения для бизнеса. Как сообщила Перизат Шайхина, теперь это не только традиционные расчетные и контрольные функции, но и конверсия валюты по стандартным курсам, виджет для работы с депозитами, выгрузка выписки в формате 1С и многие другие возможности.
В то же время, по словам Дмитрия Курышева, широкое внедрение цифровых технологий в сфере ВЭД сдерживается отсутствием общепринятых глобальных стандартов электронной документации, используемой во внешней торговле, аналогичным Incoterms или унифицированным правилам по международным аккредитивам и гарантиям. «Участники рынка ожидают, что Международная торгово-промышленная палата и другие наднациональные институты, определяющие правила игры в сфере мировой торговли, в ближайшем будущем согласуют соответствующие нормативы и правила, что серьезно продвинет процесс цифровизации ВЭД», — подчеркнул эксперт. По его словам, это позволит резко сократить как время проведения расчетов между контрагентами по документарным сделкам, так и стоимость их обслуживания за счет отказа от бумажного документооборота и автоматизации проверки банками документации по сделкам.