По итогам пандемийного 2020 года активы Северо-Западного Сбербанка выросли на 18,1%, розничный кредитный портфель превысил 1 трлн руб., а корпоративный — приблизился к этому уровню. О ключевых уроках работы в новых условиях, спросе на цифровые услуги, важности ESG-повестки, а также значимых для банка событиях в 2021 году в интервью РБК рассказал председатель Северо-Западного банка Сбербанка Виктор Вентимилла Алонсо.
ВСЕ В ЦИФРУ!
— В 2020 году бизнесу пришлось действовать в совершенно новых условиях — мы отказались от большинства очных мероприятий, включая ПМЭФ. Как этот год изменил банковский бизнес?
— В первую очередь этот период дал нам понять, что курс на цифровизацию, который банк определил как приоритетный несколько лет назад, полностью себя оправдал. Буквально все ушли в цифру, даже те, кто по каким-то причинам это откладывал или вовсе не планировал. Возникла небывалая потребность в услугах доставки — многие рестораны и торговые сети подключали курьерские службы или налаживали собственный сервис. Активно развивались продажи в соцсетях, что, соответственно, привело к росту онлайн-переводов и платежей, особенно в период первого локдауна. Только через СберБанк Онлайн и мобильное приложение число платежей выросло в 2020 году на 14,4%. Кратно вырос оборот в интернет-эквайринге по самым популярным направлениям во главе с фудретейлом.
Относительно недавно и предприниматели получили возможность осуществлять переводы по бизнес-картам — их объем в 2020 году по СЗФО превысил 3,8 млрд руб. А доля онлайн-заявок на кредитование, скажем, малого бизнеса по Северо-Западу увеличилась с 68% в 2019 году до 93% в 2020 году.
Выросла популярность не только финансовых сервисов. К примеру, возможностью зарегистрировать самозанятость через сервис «Свое дело» в СберБанк Онлайн без визита в банк и налоговую воспользовались десятки тысяч человек по всему СЗФО. Компания экосистемы СберКорус отмечала значительный рост обращений на подключение электронного документооборота. Словом, период пандемии придал сильнейшее ускорение развитию цифровых и дистанционных сервисов, и мы не думаем, что после снятия всех ограничений будет заметный откат потребительского интереса в этом направлении — все уже привыкнут и продолжат ими пользоваться.
— Какие бизнес-результаты показал Сбербанк на Северо-Западе по итогам 2020 года?
— Нам удалось войти в 2021 год с позитивными результатами. Активы Северо-Западного банка выросли на 18,1% — до 2,85 трлн руб. Кредитный портфель вырос почти на 14% — до 1,96 трлн руб. При этом розничный кредитный портфель вырос на 18,5% и составил более 1 трлн руб., а корпоративный показал рост на 9,1% — до 950 млрд руб.
В целом портфель привлеченных средств населения в Сбербанке в СЗФО вырос на 15,5%, превысив 1,8 трлн руб. По корпоративным клиентам прирост составил 20%. На сегодняшний день портфель составляет 554,5 млрд руб.
Сбербанк второй год подряд выплачивает рекордные дивиденды своим акционерам, что свидетельствует о том, что, несмотря на кризис, вызванный пандемией, банк продолжает курс устойчивого развития — для этого есть все необходимые ресурсы.
КРЕДИТОВАНИЕ БИЗНЕСА
— С прошлого форума прошло уже два года. Как работают соглашения, подписанные в 2019 году? Какие подписания планируются в 2021?
— В рамках соглашений 2019 года мы заключили сделки по финансированию строительной отрасли на сумму более 33 млрд руб., часть партнеров развивают сотрудничество в рамках экосистемы.
2020 год стал периодом активного развития проектов с регионами. Так, в разрезе бизнес-сегментов наиболее быстрый рост показало кредитование госсектора — рост на 17%. Объем выдачи в этом сегменте, а также в ГЧП проектах, превысил 185,9 млрд рублей. Сбербанк поддержал ряд инфраструктурных проектов в регионах — в частности, в Архангельской, Калининградской, Новгородской, Мурманской и Вологодской областях, где с применением схемы ГЧП будут или уже модернизируются системы ЖКХ. В этом году мы заключили ряд соглашений с правительствами регионов, в их числе и Ленинградская область, с которой мы планируем реализовать ряд совместных цифровых проектов с применением технологий «умного города», а также мероприятий для развития малого бизнеса. В 2021 году мы также продолжим развивать сотрудничество с девелоперами и регионами, часть соглашений будут подписаны в рамках ПМЭФ.
— Как себя чувствовал бизнес? Какие антикризисные меры, на ваш взгляд, показали максимальную эффективность?
— Конечно, малый бизнес оказался в наиболее уязвимом положении, ведь многие предприниматели не могут себе позволить резервный капитал. Сбербанк стал одним из ключевых проводников программ господдержки. На Северо-Западе банк выделил по разным антикризисным программам, включая рефинансирование, около 70 млрд руб. Если говорить о малом бизнесе, то самым востребованным стал кредит с господдержкой под 2%, по которому мы выдали 26,2 млрд руб. в СЗФО. Сейчас задолженности по этим кредитам списаны, выполнить условия программы смогли около 98% заемщиков. Это очень хороший результат, который подтверждает, что программа была разработана грамотно и она действительно поддержала огромное количество предпринимателей и позволила сохранить рабочие места.
В 2021 году действует новая программа финансирования бизнеса для наименее восстановившихся отраслей под 3% годовых. Этим кредитом уже смогли воспользоваться более 1200 клиентов банка в СЗФО на сумму около 2,4 млрд руб., из них более 45% (1,1 млрд) — в Санкт-Петербурге и Ленобласти.
«ЗЕЛЕНАЯ» ПОВЕСТКА
— Сегодня на мировой арене мы наблюдаем рост интереса к ответственному потреблению и «зеленым» технологиям. Как вы относитесь к этому тренду?
— Мы не просто внимательно относимся к этим вопросам, но могу сказать, что все компании экосистемы Сбера активно вовлекаются в экологическую повестку, сокращая собственное негативное воздействие на окружающую среду. Кроме этого, Сбербанк готов кредитовать бизнес на льготных условиях, чтобы поддержать экологическую трансформацию как отдельных предприятий, так и целых отраслей.
К слову, развитие дистанционных сервисов, о которых мы говорили, тоже в этой повестке. Например, переход с физических носителей на цифровые карты только в 2020 году позволил сэкономить более 1,3 тонны пластика в СЗФО. В прошлом году жители региона открыли в Сбере в шесть раз больше цифровых карт, чем в 2019 году. Предприниматели тоже начали активно переходить на карты без пластикового носителя. И уже 20% бизнесменов Северо-Запада выбирают этот удобный и экологичный финансовый инструмент.
Причем в ESG-повестке, которую банк активно развивает с прошлого года, не только экологический аспект. Сегодня в портфеле Северо-Западного банка более 200 таких инициатив. Это и «зеленое» финансирование, и волонтерские проекты, в которых участвуют тысячи наших сотрудников, и совместные проекты с бизнесом и общественными организациями, и культурно-просветительские инициативы.
— Можете рассказать о «зеленых» и социальных проектах на Северо-Западе?
— Один из свежих примеров: 21 марта — во Всемирный день поэзии — при поддержке Сбербанка 20 остановок общественного транспорта в Петербурге были оформлены стихами современных поэтов на экологическую тему.
В прошлом году к 100-летию Карелии при поддержке банка в республике был реализован проект очистки скал от вандальных надписей. В Мурманской области мы поддерживаем компанию «Чистая Арктика» в реализации экологических проектов по замене оборудования на загрязняющих предприятиях региона.
Еще пример — в настоящее время мы прорабатываем совместный проект по организации раздельного сбора мусора с Политехническим университетом в Северной столице. Талантливая молодежь не только вовлекается в этот процесс, но и разрабатывает технологии, которые позволят повысить экологичность производств. И банк тоже проявляет высокий интерес к работе молодых ученых и готов поддерживать исследования в этом направлении.
КУРС НА СБЕР
— В прошлом году произошло знаковое событие — банк провел масштабную трансформацию, объединив все компании экосистемы под новым брендом. Как продвинулась «экспансия» компаний экосистемы на рынках СЗФО?
— Справедливо отметить, что трансформация стала логичным продолжением развития экосистемы, которое началось несколько лет назад. В прошлом году она достигла определенной зрелости и логично переросла в Сбер. Сегодня в нее входит более 80 компаний, большинство из них представлены в СЗФО.
В кризис стало особенно заметно, что экосистема может поддерживать и сберегать свои элементы, а также оказывать комплексную поддержку клиентам. В целом B2B-экосистема банка в прошлом году выросла в несколько раз, несмотря на общее падение рынков.
Быстрыми темпами экосистема развивается и в В2С-сфере. Сеть СберЛогистики в СЗФО составляет уже 420 пунктов выдачи и 280 — отправки посылок. В сегменте развлечений СберЗвук продемонстрировал двукратный рост числа пользователей после присоединения к возможностям экосистемы Сбера и ребрендинга, мы запустили ряд новых сервисов — СберПрайм, SberPay, 2ГИС, СБЕР ЕАПТЕКА, СберАвто и другие. В Санкт-Петербурге в июне появились офисы нового формата Сбера, где представлены и сервисы экосистемы. До конца года в СЗФО банк планирует открыть более 30 таких отделений.
— Какие из сервисов экосистемы наиболее востребованы у клиентов?
— Рекордные показатели по росту заказов, качеству сервиса и географическому охвату в 2020 году показал сервис СберМаркет. По Северо-Западу к нему подключились почти 63 тыс. человек, из них 45 тыс. — в Санкт-Петербурге. Более 134 тыс. человек в СЗФО за прошлый год перешли на СберМобайл.
В прошлом году осенью мы презентовали новый продукт — СберПрайм. Это подписка, объединяющая скидки и специальные предложения на сервисы экосистемы Сбера. И это сейчас один из самых популярных сервисов экосистемы. Также на рынок вышел СберПрайм+, в который интегрированы и банковские услуги.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАРАФОН
— Чем будет знаменателен 2021 год для банка, каких результатов вы ожидаете, что нового представите вашим клиентам?
— В первую очередь 2021 год — это год 180-летия Сбербанка. Примечательно, что началась история банка в Санкт-Петербурге, где первый клиент, Николай Кристофари, открыл вклад в одной из первых касс на Казанской улице. Это значимая веха для нас. Одно из первых событий, приуроченных к этой дате, состоится уже в эту субботу, 5 июня. Наш традиционный «Зеленый Марафон» в этом году пройдет в очном и онлайн-формате. В рамках Марафона мы реализуем ряд экологических инициатив, одна из них — высадка 180 тыс. деревьев по всей стране.
Что касается бизнес-результатов, то мы оптимистично смотрим на 2021 год и рассчитываем увеличить прибыль относительно 2020 года. Банк продолжит развивать экосистему, повышать доступность услуг для всех клиентов, мы значительно продвинемся в ESG-повестке и надеемся, что большая часть бизнес-сообщества в СЗФО поддержит это важное направление.