Число электромобилей в России только за прошлый год выросло на 71%, достигнув почти 11 тыс., подсчитали в аналитическом агентстве «Автостат». Как развивается инфраструктура для электромобилей в Петербурге и станут ли заправки платными — в интервью РБК+ рассказал заместитель генерального директора про цифровой трансформации и дополнительным услугам ПАО «Россети Ленэнерго» Павел Дьяков.
— В Петербурге не так много электромобилей, насколько востребованы сети зарядных станций для них?
— Массовым видом транспорта электромобили пока не стали, но в крупных городах их появляется все больше, а зарядная инфраструктура становится необходимым элементом современной городской среды. В 2020 году востребованность зарядной инфраструктуры выросла. Мы это видим по значительному увеличению потребления электрической энергии на зарядных станциях компании — по сравнению с 2019 годом в 2,4 раза. Кроме того, востребованность сети зарядных станций показывают и очереди из электромобилей, которые сейчас можно встретить на некоторых локациях, что было редкостью еще 3-4 года назад.
— Планируете ли вы в таком случаем вводить плату за использование данных зарядных станций?
— В настоящее время владельцы электромобилей пользуются зарядной инфраструктурой «Россети Ленэнерго» бесплатно, но наша компания, так же как энергокомпании в других российских регионах, оценивает целесообразность взимания платы с конечных потребителей. Это связано с необходимостью значительных вложений в модернизацию и строительство, а также в распределение по городу и области в зависимости от спроса.
— То есть в перспективе вы рассматриваете ЭЗС как бизнес направление?
— Зарядная инфраструктура «Россети Ленэнерго» в настоящее время — исключительно имиджевая история. В перспективном будущем мы рассматриваем вложения в данную сферу как источник стабильно растущего дохода. Но, безусловно, глобальная цель — это переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике для сдерживания роста эмиссии парниковых газов, сокращения комплекса вредных выбросов в окружающую среду.
— Изначально программа развития сети зарядных станций в Петербурге была рассчитана до 2020 года. Будете ли расширять инфраструктуру далее?
— Сегодня в Петербурге и Ленинградской области функционирует 53 ЭЗС «Россети Ленэнерго». К 2025 году, согласно программе развития зарядной инфраструктуры «Россети Ленэнерго», ЭЗС будет не менее 100. Конечно, программа развития может быть скорректирована в связи с ситуацией на рынке, развитием городской среды, законодательными инициативами, а также исходя из возможностей финансирования.
— На какие зарядные станции - «быстрые» или «медленные» будете делать ставку при масштабировании?
— Все зависит от задач. Сейчас в Петербурге и области установлено 40 быстрых зарядных станций и 13 медленных. «Быстрые» удобны на городских трассах: в зависимости от емкости батареи и мощности зарядной системы подзарядка постоянным током может занимать до 40 минут. На стоянках, где машину оставляют на длительное время, можно использовать зарядные станции медленного типа для щадящей зарядки переменным током в течение нескольких часов. Появление тех или иных зарядных станций также зависит от региональных программ. Например, программа правительства Петербурга на 2020-2023 годы предусматривает установку 20 ЭЗС быстрого типа в 2021 году.
— Каков ваш прогноз по росту числа таких автомобилей в городе? Что на это будет влиять?
— В связи с тем, что с мая 2020 года в странах Евразийского экономического союза, включая Россию, введены нулевые ставки на ввоз электромобилей, а все ведущие мировые автопроизводители наращивают долю электромобилей, создание комфортной и опережающей инфраструктуры для электрического транспорта будет крайне востребованным.
Мы также фиксируем рост новых запросов на установку зарядных станций от партнеров, в том числе банков, девелоперов, владельцев бизнес и торговых центров, владельцев парковочных мест в паркинге многоквартирных жилых домов. Компания рассматривает возможность создания совместной программы по развитию бизнеса в данном направлении. «Россети Ленэнерго» в рамках пилотного проекта также рассматривают возможность перевода части технологического транспорта на электрический.
Полагаем, что опережающее создание зарядной инфраструктуры будет также способствовать развитию электрического транспорта в Петербурге и Ленобласти. Кроме того, на законодательном уровне планируется предусмотреть обязательную долю электрического транспорта при организации внутригородских перевозок в компаниях с государственным участием, а также оборудование зарядными устройствами мест на парковочных зонах при новом строительстве и реконструкции. Рост популярности электрического транспорта будет зависеть, в том числе, от фактического внедрения указанных мер.
Развитие инфраструктуры для электротранспорта в России
Константин Михайлик, заместитель генерального директора по цифровой трансформации ПАО «Россети»:
«Всего в России сейчас работают 263 зарядные станции «Россетей». До 2025 года планируется увеличить в РФ их число до 1341. Сеть зарядок охватит 30 городов с населением более 500 тыс. человек и 30 ключевых автомагистралей. Рассчитываем, что меры государственного стимулирования, разработанные при участии «Россетей» и планируемые к принятию в ближайшее время, ускорят развитие электротранспорта».