Посткризисное профобразование
Материалы выпуска
Посткризисное профобразование Инструменты Пандемия и цифровизация поменяли правила игры для HR Рынок Осознанная производительность Рынок Рынок труда эпохи пандемии: как промышленность работает с персоналом Рынок Цифровой двойник для кадров Решения Предприятия распробовали нацпроект Решения Кадровая пауза Рынок Промышленная перезагрузка Рынок Миграционная воронка Решения Дмитрий Чернейко – о причинах дефицита кадров в Петербурге Экспертиза
Инструменты Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Посткризисное профобразование

На бизнес-форуме «Труд и занятость» обсудили, как создать условия, чтобы проблемы трудоустройства не возникали после того, как выпускник окажется на рынке труда.
Фото: pexels.com

Пандемия оказала серьезное влияние на рынок труда Петербурга и как следствие на процесс подготовки и переподготовки персонала. Как отмечают участники дискуссии «Переобучение и развитие персонала в новых условиях» на бизнес-форуме в рамках Ярмарки вакансий «Труд и занятость», переводом учебных программ в цифровую среду дело не ограничилось. Менялись и список профессий, и соотношение между hard и soft skills. Профилирование рабочего места должно складывать образовательную траекторию.

Обучение с опережением

По словам директора ГБНОУ «Центр опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга» (ЦОПП) Ольги Коротеевой, пандемия стала драйвером интереса к обучению профессиям, связанным с дистанционной работой. Среди них — графический дизайн, решения на базе 1С и другие. Начальник учебно-методического отдела СПб ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» Евгений Коротков заметил, что действительно самый высокий спрос наблюдался на обучение в области рекламы как направления, где можно работать удаленно. Это одна из трех компетенций, по которым Центр был аккредитован WorldSkills, партнером федеральной программы обучения лиц, пострадавших от распространения коронавируса (ее оператором является ЦОПП). Но и на две другие компетенции — документационное обучение и социальная работа — группы были полностью заполнены. А в 2021 Центр готов предложить обучение гражданам уже по 17 востребованным компетенциям.

Евгений Коротков (СПб ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга») (Фото: Экспофорум)

Суммарно же в созданном лишь этой весной ЦОПП были выбраны 50 специальностей, по которым осуществлялось переобучение, в том числе относительно экзотические — оператор беспилотных летательных аппаратов, специалист в области космической инженерии или мехатроники. Спрос на подобных специалистов есть, хоть и небольшой, но именно спрос лег в основу отобранных для программ переобучения направлений.

Всего за это время переобучение прошли более 3,2 тыс. человек, причем весомая доля из них — по рабочим специальностям — сварщик, сантехник, столяр и т.д. Именно такие вакансии есть сейчас на рынке труда. Бывают и интересные нестандартные истории: учительница начальных классов переквалифицировалась в сварщицу.

В противовес этому тренду из списка специальностей, по которым проводится переподготовка, были исключены связанные с индустрией гостеприимства, которая сама оказалась в кризисном положении. Хотя в «Центре опережающей профессиональной подготовки» надеются, что после пандемии и стабилизации рынка, специальности из данной сферы снова будут востребованы.

«Наша программа — спасательный круг и конкурентное преимущество для тех, кто хочет остаться на работе или найти новую. Принять участие в ней могут те, кто потерял работу и ищет ее, кто находится под угрозой увольнения, а также выпускники образовательных учреждений 2020 года, которые оказались на рынке труда не в лучшее время. Так что многие рассматривали обучение как инструмент не только поиска работы, но и повышения своей стоимости и устойчивости на рынке труда, — объясняет Ольга Коротеева. — Программа востребована: у нас уже более 3 тысяч заявлений на участие в ее продолжении».

Ольга Коротеева («Центр опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга» (ЦОПП)) (Фото: Экспофорум)

Цифровая реальность

Любопытно, что при этом собственно обучение с помощью цифровых технологий оказалось востребованным, но весьма выборочно. Прежде всего, это было связано с тем, что для многих профессий необходима практическая составляющая, которую по сети преподавать не получается.

Начальник отдела привлечения и развития персонала ПАО «Ижорские заводы» Александр Путрич, рассказал, что дистанционное обучение работает в тех случаях, когда есть весомая мотивация у студента, поэтому для ИТР и для самообучения это эффективный инструмент. Однако для производства «дистант» не может полностью заменить офлайн. Да и с теоретической составляющей есть проблемы: мешают технические неполадки, низкое качество обратной связи. Но самое страшное — легко обмануть систему и, включив на заднем фоне ответы, сдать экзамен или зачет. Если речь идет про корпус ядерного реактора, могут возникнуть большие риски. Поэтому, в частности, на предприятии было принято решение расширить практическую часть обучения, чтобы компенсировать недостатки теоретического.

Александр Путрич (ПАО «Ижорские заводы») (Фото: Экспофорум)

О сложностях дистанционного обучения говорили и другие эксперты. К примеру, начальник отдела кадров СПБ ГБ ПОУ «Малоохтинский Колледж» Елена Арестова заметила, что в сфере профобразования много представителей старшего поколения, уровень владения цифровыми технологиями которых серьезно отстает от уровня молодежи. Поэтому колледжу потребовалось повышать квалификацию собственных сотрудников, развивать у них soft skills в области цифры.

Помощником для многих вузов и учебных центров стал портал, созданный на базе Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий. Как рассказал начальник отдела профессионального образования Комитета по образованию Владислав Фролов, там аккумулируются лучшие практики и наработки, причем делается это сообща, что особенно ценно. В период пандемии к нам пришло осознание того, что цифровизация — огромный, но слабо используемый резерв, резюмирует Владислав Фролов. И когда у предприятий не хватает ресурсов для подготовки кадров в расширенной линейке компетенций, цифровые средства стали перспективным направлением — это надо обязательно использовать.

О плюсах дистанционного обучения говорила и директор Центра развития карьеры НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анна Котова. Одно из значительных изменений состоит в том, что все поняли необходимость индивидуальных треков и персональной работы. Лекции стали менее актуальны. Внедрение цифровых инструментов с повышением персонализации стало гораздо более актуальным. Хотя переход на «дистант» был непростым, ВШЭ уже удалось получить бонусы от нового формата: расширились партнерства с другими университетами в формате двойных дипломов, начали развиваться совместные курсы с университетами-партнерами, студенты получили доступ к преподавателям европейских университетов, усилилось взаимодействие со всеми кампусами ВШЭ и менторские программы с представителями бизнеса.

Анна Котова (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург) (Фото: Экспофорум)

Назад в будущее

Лишь один участник дискуссии высказал надежду на возвращение профобучения в прежнее докоронавирусное состояние: Александр Путрич признает, что достижения дистанционного обучения надо брать на вооружение, но конца пандемических перемен он все-таки ждет.

Все остальные гораздо более оптимистичны. «Если мы вернемся назад, это будет очень плохо», — убежден Владислав Фролов. По его мнению, рынок сейчас проходит стадию, которая должна показать, как с меньшими затратами и государству, и бизнесу добиваться поставленных целей в подготовке кадров. При этом крайне важно провести границу. Государству нужно понять, каких специалистов нужно готовить в рамках длинных программам, а кого — на среднем уровне, а работодателям — сотрудника с каким уровнем он получит и как его может развивать дальше. Если сферы влияния разделить, то обе стороны будут тратить меньше.

Елена Арестова ждет некоторого очищения рынка преподавательских кадров: сотрудники, которые не хотят развиваться, отсеются как лишние люди в педагогике, потому что такие сложные периоды заставляют всех сотрудников мобилизоваться, заняться самообразованием.

Анна Котова называет несколько качеств, которые станут определяющими в новой эпохе образования. Среди них — четкое видение того, куда ты можешь идти и путей для этого, ясность намерений и умение адаптироваться.

Как отметил ректор Корпоративного университета ПАО «Газпром нефть» Илья Дементьев в рамках сессии «Возможности для роста во время кризиса», перед бизнесом и человеком сегодня стоят три вызова. Это скорость изменений, связанных как с появлением новых технологий, так и их освоением людьми. Это смена пула профессий, когда меняется суть профессии, большее значение получают не эксплицитные, а имплицитные знания, способность человека широко мыслить, улавливать тренды. И третий вызов — скорость запроса на изменение профессий, причем это касается и школьного, и высшего, и корпоративного образования, и это означает, что теперь полученный диплом не может быть главным и единственным показателем профессионализма человека. Илья Дементьев уверен, что принять эти вызовы, а значит получить возможность роста в кризис, могут те, кто быстро адаптируется к переменам, кто умеет работать с имплицитными знаниями, кто предлагает короткие программы обучения, потому что классические программы, рассчитанные на 5-6 лет, устаревают уже спустя два года.

Илья Дементьев (Корпоративный университет ПАО «Газпром нефть») (Фото: spbu.ru)

Ольга Коротеева подтверждает, что работодатели осознали важность не только основных компетенций, но и soft skills, полифункциональности и кроссфункциональности в образовании, что скажется на будущем рынка профподготовки и переподготовки.

«Учиться так же нормально, как дышать, — резюмирует Евгений Коротков. — И мы готовы развивать необходимую инфраструктуру, чтобы сделать процесс профобразования и переподготовки максимально эффективным и доступным».

В будущем специалисты, способные к быстрому переобучению легче найдут себе место в рамках гиг-экономики, уверены участники бизнес-форума. Это система, когда специалисты привлекаются бизнесом на решение задачи с конкретным результатом и периодом ее исполнения. «Она меняет рынок труда: временная удаленная занятость замещает работу по бессрочным трудовым договорам, — говорит директор Профессионалы 4.0 ПАО «Газпром нефть» Николай Долгов. - То, на что должно было уйти несколько лет, мы проходим за несколько месяцев: массовая удаленная работа, переход бизнеса в диджитал-каналы». По его словам, объем мировой гиг-экономики сегодня оценивается в $4,4 трлн.

Николай Долгов (Профессионалы 4.0 ПАО «Газпром нефть») (Фото: Экспофорум)

В России примером такой площадки стала платформа Профессионалы 4.0 — здесь компании могут найти нужных специалистов под конкретные бизнес-задачи. Именно благодаря нынешнему кризису, в результате которого удаленная работа стала почти повсеместной, крупные компании поняли выгоду такого формата взаимодействия со специалистами. Только в 2020 году на площадке Профессионалы 4.0 стартовали 526 проектов.


Бизнес-форум «Труд и занятость» — ежегодное мероприятие для продвижения целей и задач государственной политики в сфере труда, поддержки занятости, управления персоналом, повышения эффективности труда, где осуществляется подведение итогов года и постановка задач в области государственной политики, поощряются лучшие практики управления персоналом, обозначаются цели и задачи на следующий год. В этом году форум впервые прошел в комбинированном формате: офлайн в конгрессно-выставочном центре «ЭКСПОФОРУМ» и онлайн.