Потенциал охраны труда как инструмента повышения эффективности бизнеса недооценен, уверены участники круглого стола РБК Петербург «Условия труда: как безопасность влияет на эффективность бизнеса». Логика проста: если простоев, возникающих в результате происшествий на рабочем месте, будет меньше, то и производительность труда будет выше. Только за 2018 год в России потери от простоев на предприятиях оцениваются в 586 млрд рублей, а выплаты из Фонда социального страхования в качестве компенсации работникам — в 71,2 млрд рублей. При этом способы повышения безопасности труда известны, а вложения в них окупаются гораздо быстрее, чем кажется.
Игра в цифры
В России в целом и в Санкт-Петербурге в частности в последние 20 лет, согласно статистике, наблюдается снижение количества несчастных случаев — как легких, так и с тяжелыми последствиями.
«Мы ведем статистику с 2000-го года, — рассказала заместитель управляющего Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Софья Талантова. — И эти цифры показывают позитивный тренд: за это время на территории Петербурга удалось сократить количество несчастных случаев на производстве в год почти на 2 тыс. Если по итогам 2002 года мы зафиксировали 3940 несчастных случаев, то в 2018 году их число сократилось до 2097. Это позитивный результат совместной работы и работодателей, и профильных ведомств».
Если же смотреть в более короткой ретроспективе, ситуация уже не выглядит так позитивно, и говорить можно, скорее, о стабилизации, чем о снижении. К примеру, в 2018 году общее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями составило 276, тогда как в 2017 году их было 295. При этом в прошлом году увеличилось количество смертельных несчастных случаев на производстве: 43 погибших. В 2017 году их было 32.
Согласно Докладу о результатах мониторинга условий и охраны труда ФР в 2018 году Минтруда РФ, экономические потери, связанные с состоянием условий и охраны труда в Российской Федерации, в 2018 году составили приблизительно 1,67 трлн. рублей или 1,6% ВВП, из них экономические издержки вследствие потерь рабочего времени составляют около 586,4 млрд. рублей; расходы ФСС РФ на выплаты обеспечения по страхованию за 2018 год составили 71,2 млрд. рублей
Заместитель председателя Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Петр Тищенко отметил, что всегда важны не только цифры, но и понимание причин конкретного тренда. И в случае со статистикой по инцидентам на предприятиях они особенно значимы, потому что их выявление позволит сохранить жизни и здоровье людей.
«Раньше в городе среди крупнейших работодателей были Кировский и Ижорский заводы, на которых насчитывались десятки тысяч сотрудников. Это были опасные производства с далеко не лучшими условиями труда. Естественно, и происшествий случалось больше. Сейчас производство стало либо компактным, либо модернизированным, что отразилось на количестве персонала и сокращении возможностей для получения травм. Отсюда и такая позитивная статистика», — заметил Петр Тищенко.
Показательные остановки
Большая часть участников дискуссии уверена, что основная причина проблем с охраной труда и все еще высокого уровня травматизма — невнимание топ-менеджеров предприятий к этой составляющей их бизнеса.
«Концепция «нулевого травматизма» требует от руководителя стать лидером, который должен подавать пример всей компании. Но мой 17-летний опыт работы в отрасли показывает, что далеко не все руководители понимают, что такое охрана труда. И задача специалиста по охране труда — донести до топ-менеджеров, почему важна охрана труда, почему это не стоящая особняком задача, которую выполнять нужно только для того, чтобы предприятие не штрафовала трудовая инспекция», — отмечает руководитель службы охраны труда компании «Воздушные Ворота Северной Столицы» Олег Назаров.
Правда, с убеждением в нашей стране есть сложности, в том числе — идеологические. Как отметил Петр Тищенко, у нас многие руководители живут с тем же выбором, что и Родион Раскольников из «Преступления и наказания» Достоевского: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Топ-менеджеры зачастую пренебрегают охраной труда, оправдывая себя тем, что необходимо делать план, решать задачи укрепления экономики региона и всей страны в целом, фактически беря на себя роль демиурга в своем маленьком мире — на предприятии. «Ситуация изменится, только когда работодатель поймет, что упавший с 8 этажа и разбившийся насмерть рабочий, приехавший из Узбекистана, это не побочный эффект или неизбежная жертва на войне, а гибель человека по вине генерального директора строительной компании», — уверен Петр Тищенко.
Примеры позитивных результатов при должном отношении руководителей компаний к вопросу обеспечения требований охраны труда есть. Так, в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» налажена практика ежедневных докладов генеральному директору о ситуации с охраной труда и происшествиях — в том числе с подробным указанием выявленных нарушений и принятых мерах. Внимание топ-менеджмента, а также выстроенная система предусматривает целый комплекс мер для предотвращения подобных случаев — приостановка работ, проведение внепланового инструктажа на рабочем месте, проведение тренировочных занятий, вплоть до применения дисциплинарных взысканий для нарушителей, включая отстранение от руководства работами тех мастеров, которые регулярно нарушают требования охраны труда. В совокупности с вниманием топ-менеджмента это привело к существенному сокращению нарушений.
«С 2014 года мы усилили борьбу с травматизмом, стали приостанавливать работу в случае нарушений. Только за 4-ый квартал 2014 года накопилось 20 случаев приостановок. За 2015 год — порядка 70, а за 2016 — уже 32. Сейчас мы довели этот показатель до 2-3 за год», — рассказал начальник Управления по охране труда, промышленной безопасности и производственному контролю ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Александр Станков.
Рабочий союз
При этом участники обсуждения, пришли к выводу, что ответственность за несчастный случай на производстве нельзя полностью возлагать на руководителя. Они уверены, что без понимания важности этого вопроса у самих сотрудников, ситуацию не изменить. «Действительно, от руководителя зависит очень многое, но не все. Мы не сможем снизить травматизм, если не возьмем себе в союзники самого работника. Если сотрудник будет считать, что даже если он в состоянии алкогольного опьянения получит травму, то виноват будет все равно руководитель. Кроме этого, если травма получена в результате неправильного использования защитных средств работником, то опять же присутствует вина руководителя, допустившего его до работы или не обеспечившего надлежащий контроль — замечает начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Октябрьской железной дороги Александр Иванов.
Эксперт уверен, что надо перенимать опыт других стран. К примеру, в США страховая компания просто не заплатит пострадавшему на стройке рабочему никакой компенсации, если он не наденет каску и другие необходимые средства индивидуальной защиты.
«В основном за последние два года причиной случившихся на нашем предприятии инцидентов является личная неосторожность сотрудников. Так что хотя и принято считать, что руководитель отвечает за все, от работника зависит также очень многое, — подтверждает заместитель главного инженера по производственной безопасности и производственному контролю ПАО «Ленэнерго» Андрей Филимонов. — От влияния человеческого фактора, к сожалению, тяжело избавиться. Действенным инструментом здесь является обучение и дообучение, но нам приходится проводить его самим, потому что почти ни одно учебное заведение этому не учит».
Заведующий кафедрой «Безопасность технологических процессов и производств» Санкт-Петербургского государственного аграрного университета Роман Шкрабак также обратил внимание на необходимость качественного обучения персонала. «Позитивно, что предприятия берут на себя эту функцию: сейчас у нас основные кейсы и тренды в сфере охраны труда создают компании-монополисты. Этот опыт надо использовать, тиражировать, и при сотрудничестве в этом процессе работодателей с научным сообществом можно будет достичь действительно впечатляющих результатов».
Такая оценка ответственности работников позволяет экспертам весьма позитивно оценивать переработку Минтрудом России X раздела «Охрана труда» Трудового кодекса РФ. В частности, в новой редакции изменены обязанности по охране труда не только предприятия и его руководителя, но и работника.
«На каждом предприятии необходимо провести оценку профессиональных рисков и, что не менее важно, довести до сведения работников информацию о тех рисках, которым он подвергается во время рабочего процесса. Ведь если просто сделать красивую папку и поставить ее на полку, результата не будет. Нужно, чтобы каждый сотрудник понимал, чем ему грозит несоблюдение правил охраны труда. И только после этого его можно считать виноватым в случае нарушений», — говорит исполнительный директор ассоциации «Единый центр специалистов по охране труда» Ирина Белова.
Языковой барьер
Отдельную проблему эксперты видят в большом количестве иностранцев без достаточной квалификации на петербургском рынке труда. «Пора поднимать вопрос на уровне государства, законодательно решать проблему привлечения к труду иностранных граждан, — убежден руководитель службы охраны труда Группы ЦДС Игорь Шустров. — По закону они должны получать патент на определенную специальность и знать язык. На практике же квалификации как таковой у них нет, русским языком они не владеют. Мы их стараемся обучать, но это трудно и зачастую бесполезно. Отсутствие соответствующих навыков приводит к травмам: человек не знает, как выполнять операцию, поэтому ошибается».
Согласен с этим и начальник отдела охраны труда «ЮИТ Санкт-Петербург» Андрей Пимахин. «У нас закуплены качественные средства защиты — в том числе, для защиты от падений с высоты. Но зачастую трудно заставить сотрудников использовать это оборудование, потому что они его впервые видят. Они могут страховочную привязь верх ногами надеть и не знают, куда прицепить карабин. Приходится самостоятельно их учить, хотя они приходят с удостоверениями», — говорит эксперт.
Усугубляет проблему и распространение аутстаффинга, особенно в строительной отрасли. Некоторые недобросовестные компании, предоставляющие сотрудников, нередко не оформляют их по ТК, так что и несчастные случаи с участием таких работников не попадают в статистику. «Замена же пострадавшего сотрудника новым обходится аутстафферам в незначительную сумму — порядка 10 тыс. рублей, которая быстро окупается. При этом пострадавший, разумеется, социально не защищен и никаких выплат и компенсаций не получает.
Как рассказал Петр Тищенко, данный вопрос заботит и профильные ведомства. Поэтому, к примеру, в Петербурге готовится выпуск карты мигранта. Сотрудник-иностранец сможет получать зарплату только на нее, а следовательно, его рабочий путь можно будет отследить. Эта инициатива (наряду с уже существующей госпрограммой «Содействие занятости населения», в рамках которой Центр трудовых ресурсов обеспечивает привлечение нужных сотрудников на открытые в городе позиции с соответствующей квалификацией) должна существенно улучшить ситуацию с трудовой миграцией.
Экономика и жизнь
Значимым остается и непонимание многими представителями бизнеса корреляции соблюдения принципов охраны труда и эффективности предприятий. «Основная задача для любого предприятия — это извлечение прибыли, поэтому не все работодатели горят желанием тратить свои средства на мероприятия по охране труда — они не видят в них смысла, — объясняет начальник отдела надзора за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге Денис Смирнов. –Складывается парадоксальная ситуация: после нашей проверки и выявления нарушений специалисты по охране труда получают предписание и радуются, потому что наконец-то руководитель услышит доводы и выделит какие-то средства».
Между тем, многие эксперты убеждены, что далеко не всегда необходимы существенные инвестиции — часто действенными оказываются и организационные меры. А кроме того, в последнее время появились электронные госсервисы, облегчающие работу по охране труда.
К тому же затраты быстро окупаемы. Андрей Пимахин рассказал, что на входе на стройплощадки установили алкотестеры, которые моментально начали работать как инструмент профилактики. Двое сотрудников в первый же день после запуска развернулись и ушли. Также с помощью мобильных алкотестеров были выявлены несколько работников, которые принесли алкоголь с собой и выпили его после прохода через турникеты. Стоимость устройства — 50 тыс. рублей, «штраф» составляет столько же, так что покупка оборудования быстро окупилась.
«Сотрудникам департаментов по охране труда надо учиться говорить на языке экономики. Наша страна в прошлом году потеряла 586,4 млрд рублей из-за простоев предприятий, и 71,2 млрд рублей были выплачены из Фонда социального страхования в качестве компенсаций работникам. Так что вложения в охрану труда приводят к снижению издержек, а это напрямую влияет на прибыльность любого бизнеса и экономики страны в целом», — резюмирует Петр Тищенко.
Вопросы охраны труда обсудят также на Санкт-Петербургском Международном Форуме Труда, который пройдет 27-28 февраля 2020 года в четвертый раз. Форум — крупнейшее в России мероприятие в сфере труда и развития человеческого капитала для специалистов по управлению персоналом, представителей законодательной и исполнительной власти, экспертов и ученых. В повестке Форума обсуждение актуальных вопросов реализации национальных проектов, повышения производительности труда, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, профориентации молодежи, миграционной политики, интеграции в рынок труда людей с инвалидностью и социальной занятости, а также обмен лучшими HR-практиками: семинары, круглые столы, воркшопы, деловые игры, HR-баттлы и кейс-марафон.