Объем рынка шеринг-услуг в мире и в России неуклонно растет, меняя до неузнаваемости целые отрасли. Объем доходов пяти основных секторов мировой экономики совместного использования — путешествия, автомобили, финансы, кадры, музыка/видео — составит, по прогнозу PwC, к 2025 году около $335 млрд — это в 22 раза больше, чем в 2015 году. В России объем шеринговой экономики по итогам 2018 года составил 511 млрд руб., что на 30% больше, чем в 2017 году, подсчитали специалисты Российской ассоциации электронных коммуникаций.
О том, что такое шеринг и как он меняет экономику и образ жизни россиян, рассуждали участники делового завтрака Best Breakfast по предпринимательству Sharing morning. «Sharing как драйвер для бизнеса и отношений».
Дмитрий Иванов, профессор факультета социологии СПбГУ:
«В шеринге используются технологии экономики бедных людей, которые подсмотрены и подхвачены богатыми компаниями. Шеринг монетизирует социальные отношения, которые существовали и до него, и это удобно пользователям — находить через специальные платформы то, что им нужно. Например, eBay — это по сути блошиный рынок с новым IT-решением.
Еще один пример — раньше люди передвигались с помощью автостопа. Сейчас возник сервис BlaBlaCar — это шеринговая услуга, когда человек с помощью мобильной платформы находит попутную машину. Сам по себе автостоп — это и сесть сервис, который используют небогатые люди, но который сейчас подхватила и предоставляет с помощью современных технологий крупная и «богатая» компания.
В шеринге потребитель платит за голую услугу и не переплачивает; пользователи не гонятся за качеством, которое гарантирует бренд. В ход может пойти какая-либо подержанная вещь, которая прекрасно работает. Например, можно вызвать не такси известной фирмы с кондиционером и музыкой, а машину подешевле через мобильное приложение.
При этом на крупные шеринговые компании задешево работают наемные работники, и именно невысокие выплаты сотрудникам обеспечивают низкую стоимость шеринговых услуг. Компания-наниматель также не обеспечивает своих сотрудников никаким соцпакетом, не решает страховые вопросы. Но эти проблемы нужно будет решать в ближайшее время, поскольку конфликтные ситуации возникают и будут только нарастать.
Например, кто берет на себя ответственность при наступлении страхового случая, например, ДТП — компания-организатор сервиса или исполнитель, если речь идет о таксомоторных перевозках? Мне кажется, что в ближайшее время эти вопросы должны быть урегулированы. И если все риски на себя возьмут владельцы шеринговых платформ, снизятся их доходы, либо же подорожают услуги».
Андрей Лушников, председатель Совета директоров ГК «БестЪ»:
«Можно говорить о том, что в СССР мы по сути жили в условиях шерниг-экономики, но этого не знали. Социализм — это ведь тоже шеринг, совместное использование труда и товаров, общественного транспорта, столовых, общежитий. Все возвращается обратно, но уже в виде таких предпринимателей, как Цукерберг и других.
Мне кажется, что в больших городах мы довольно быстро и неизбежно приходим к совместному использованию вещей, пространств. Шаг за шагом мы идем от взаимного использования автомобилей к совместному использованию транспорта, а также общественных пространств. Например, огораживание забором каких-то территорий для випов происходит все реже. И другого пути для развития экономики нет.
Надо признать, что наша экономика не слишком «заточена» на шеринг-модель, потому что в России многое зависит от таких крупных госкорпораций-монополистов, как «Газпром», они явно работают не по шеринг-модели. Сейчас у нас очень низкая доля малого бизнеса (всего 22% от ВВП), который как раз и может быть нацелен на шеринг, то есть создание хороших вещей для совместного использования.
Малый бизнес у нас развивать невыгодно, проще взять с «Газпрома» деньги и потратить их на социалку. И получается такая фантастическая вещь — люди в России не нужны, чем меньше людей, тем меньше нужно будет социалки. И надо перевернуть экономику с ног на голову, чтобы люди могли не только зарабатывать для себя, но и делиться друг с другом, тогда и малого бизнеса станет больше. Мне кажется, что подобная перестройка в экономике уже идет, но хотелось бы быстрее».
Янис Чамалиди, генеральный директор, владелец модного дома «ЯнисЧамалиди»:
«Если мы понимаем под шерингом совместное использование вещей, сервисов, то могу сказать, что шеринг очень распространен в сфере дизайна и пошива одежды. Например, у меня есть собственный бренд, и при этом часть одежды я отшиваю у своих коллег, на аусторсинге, поскольку у нас нет некоторых видов дорогостоящего оборудования. А этим же коллегам-производственникам мы можем под заказ разработать коллекцию одежды. Кроме того, мы помогаем отшивать коллекции некоторым начинающим дизайнерам, которым по ряду причин нет смысла размещать заказы на крупных производствах. Я бы назвал такую кооперацию, то есть общее использование части ресурсов, шерингом.
Сотрудничество с разными модельерами дало нам возможность создать ассоциацию петербургских дизайнеров. Создание такого объединения позволяет экономить средства. Например, одно дизайнерское бюро не всегда может позволить себе содержать опытного юриста, а объединение из нескольких игроков рынка вполне может справиться с подобными расходами.
Кроме того, наша ассоциация уже открыла магазин дизайнерской одежды в «Невском центре», и очевидно, что часть дизайнеров не смогла бы этого сделать самостоятельно. То есть можно говорить о том, что шеринг зачастую нужен компаниям, в том числе, малому бизнесу, чтобы выжить. Если обращаться к опыту других стран, то, например, в Италии вся система фэшн-индустрии построена на принципах кооперации, или шеринга».
Справка
Ежегодный деловой завтрак BestBreakfast по предпринимательству Sharing morning. Sharing как драйвер для бизнеса и отношений. Организаторы: ГК «БестЪ, «Дювернуа Лигал», постоянный партнер «СтройЭксперт», официальный партнер Statio - эффективные офисные интерьеры, официальный деловой партнер «РБК Петербург», при информационной поддержке и участии Arendator.ru и «Недвижимость и строительство Петербурга», партнер завтрака - ресторанная группа CHEGroup.