Рынок предзаказа: как заработать на быстром обеде
Материалы выпуска
Люди авангарда Решения Петербургский бизнес в лицах Компетенция Бизнес без переломов Инструменты При партнерстве государства и бизнеса Инструменты Ковровое бомбометание: чем опасны рейды полиции по авторазборкам Экспертиза Залог доверия Решения Сбросить груз Решения Рынок предзаказа: как заработать на быстром обеде Экспертиза Повсеместный шеринг Инструменты Вызовы пятилетки: корпоративные и личные ответы бизнесменов Решения Эффективный корпоратив Решения «Хорошего врача можно сделать, а человека – нельзя» Экспертиза Курс на экотранспорт Экспертиза «Россия – один из наиболее стратегически важных для нас рынков» Экспертиза
Экспертиза Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Рынок предзаказа: как заработать на быстром обеде

Основатель сервиса предзаказа еды Foodle Дмитрий Зайцев – о том, как с помощью смартфона сэкономить время на обеде, и о влиянии цифровых технологий на ресторанный рынок и развитие туризма

Высокие технологии стремительно проникают во все сферы жизни, ускоряя привычные процессы — от заказа такси, взаимодействия с банками до доставки еды и посещения ресторанов. Этим летом американская компания Uber Eats презентовала услугу предзаказа еды в ресторанах на рынке США. Предзаказ позволяет экономить время на ожидании приготовления блюд в ресторанах, совершая и оплачивая заказ онлайн. В России аналогичный сервис работает уже почти два года. Команда петербургских предпринимателей в марте 2018 года запустила сервис предзаказа еды в ресторанах Foodle. О том, что представляет из себя новый сегмент фудтеха — рынок предзаказа, и как цифровые технологии могут увеличить туристический поток в Петербурге, РБК+ рассказал основатель Foodle Дмитрий Зайцев.

— Дмитрий, что из себя представляет рынок предзаказа еды в ресторанах сегодня, каковы его объемы?

— Точно оценить его непросто, потому что потребность и, соответственно, сам рынок в настоящий момент только формируются. На мой взгляд, предзаказ сейчас находится примерно на том этапе, на котором находился рынок доставки еды лет 5-6 назад — когда компании создавали потребность и понимание, что доставка является быстрой и удобной альтернативой приготовлению еды дома, безопасной в плане платежей. Если в целом смотреть на рынок фудтеха в России, то я оцениваю его примерно в 100 млрд рублей в год, из которых около 60 млрд — это Москва, еще 20-25 млрд рублей — Петербург, остальное — другие города.

— Отличается ли Петербург от Москвы в отношении к цифровизации рынка ресторанных услуг?

— Рынок Петербурга намного меньше московского, я думаю, что раз в пять точно. Непосредственно наш сегмент четко ориентирован на офисы: менеджеров и бизнесменов, у которых время на еду в течение рабочего дня ограничено. Наши основные клиенты сейчас — это люди, которые идут поесть в ближайшие рестораны в обеденный перерыв или за take away после работы. Москва с точки зрения ритма жизни — это совершенно другой город, поэтому потребность в экономии времени и сервисе предзаказа здесь может быть в несколько раз выше.

— Каковы первые итоги деятельности Foodle?

— Средний чек по предзаказам через Foodle сегодня составляет 1200-1300 рублей, и это много: в нашей финансовой модели изначально было заложено 800 рублей. Сейчас в приложении около 35 тыс. пользователей и более 400 ресторанов. В Москве мы открыли офис только в июле этого года, но уже подключили около 100 заведений. Общее количество ресторанов увеличивается на 70-80 в месяц. Я уверен, что в этом году мы пройдем цифру в 500, а в следующем году рассчитываем подключить 3000 заведений по всей России. Сам проект пока убыточный, но это заложено в финмодели. На окупаемость мы должны выйти к 2022 году.

— Какова бизнес-модель вашего сервиса?

— Модель простая — ресторан предоставляет скидку за наши услуги, а мы даем возможность предварительного бронирования, а заодно продвигаем ресторан и оцифровываем их меню. Скидка ресторана — и есть наша прибыль. Клиент получает цену ресторана, а мы работаем за счет «дельты». В первом квартале 2020 года мы планируем внедрить систему лояльности, которая будет включать скидку от нашего сервиса и дополнительные промоакции ресторанов.

— Как родилась идея такого бизнеса?

— Идея возникла три с половиной года назад, как водится, из потребности: банально не хватало времени на то, чтобы поесть. Начал искать решение, и оно оказалось на поверхности. Ведь поесть качественную еду в ресторане можно и минут за 10-15, но каждый раз процедура растягивается как минимум на час: надо ждать пока подойдет официант, примет заказ, пока приготовят, рассчитают. Это огромное количество времени, потраченного впустую. Поэтому возникла такая мысль: хорошо бы прийти на обед, а все уже на столе и оплачено, ты поел и дальше отправился по своим делам.

— Всем ли ресторанам интересен такой сервис?

— К Foodle подключаются очень разные рестораны: от дорогих и модных — Italy Group, White Group, «Шаляпин», и заканчивая общепитом. «Макдоналдса» у нас пока нет, но наш сервис был бы и им очень полезен в оптимизации работы. Они заменили кассы на автоматические стойки, но там тоже очереди, люди теряют время. А так посетители могли бы совершить заказ по дороге, получить номер, прийти на кассу и забрать уже готовую еду. Наверное, лишь сегмент столовых — не наш клиент, так как там такая услуга не имеет смысла — посетитель берет себе на поднос все, что есть.

— Сколько времени экономит посетителям ваш сервис и чем он выгоден ресторанам?

— В зависимости от времени приготовления в конкретном ресторане человек может сэкономить от 30 минут и более. В фаст-фуде — пять минут, но это тоже немало. Для ресторана сотрудничество с нами интересно с точки зрения общей цифровизации и оптимизации бизнес-процессов. Если есть предоплаченные заказы и зарезервированные столики, то заведения могут четко рассчитывать загрузку кухни и официантов, увеличивая таким образом проходимость и выручку. Кроме того, мы же оцифровываем все их процессы, автоматизируя многие из них, а значит персонал тратит меньше времени на операции, выполняет их четче и продуктивнее. В будущем же переход в цифру позволит и нам, и ресторанам формировать и пользоваться массивами данных, а это прямая дорога к аналитике и прогнозированию, эффективному планированию стратегии и тактики бизнеса.

— Сколько составили затраты на запуск и каковы планы по развитию сервиса?

— На сегодня мы вложили в развитие проекта порядка 80 млн рублей собственных средств. Мы и сейчас развиваемся за собственный счет, органически. Но параллельно ведем переговоры с большой банковской группой об их вхождении в капитал — синергетический эффект даст возможность формировать дополнительную прибыль на околобанковских продуктах.

Далее мы планируем развиваться в регионах и рассматриваем возможность реализации партнерских схем с местным бизнесом. Что-то вроде франчайзинга, но не в чистом виде. Сейчас по таким схемам мы работаем в Новосибирске, Красноярске, Сургуте, Кемерове и Казани. Там, где есть активная деловая жизнь и высокая концентрация бизнеса. Мы изначально планировали фокусироваться на городах-миллионниках, когда охватим их, пойдем в города поменьше.

Foodle развивается не только в России — сначала сервис был запущен в Петербурге и Барселоне, поскольку в Испании работает мой партнер по проекту. В дальнейшем мы планируем запустить сервис и в других странах, например, Белоруссии и Азербайджане.

— Как сервис будет в дальнейшем развиваться в Петербурге?

— Сейчас мы совместно с городскими властями готовим продукт, который может серьезно увеличить туристический потенциал Петербурга. В последнее время в город приезжает очень много туристов с Востока и Юго-Востока, которые не владеют русским языком, не знают латинского алфавита. Им банально неудобно заказывать в ресторанах, потому что они не понимают меню, да еще и ограничены в выборе из тех заведений, с которыми у их гида-переводчика или турфирмы есть договоренности. А мы, оцифровывая меню ресторанов, переводим его на разные языки. Сейчас это русский, английский и испанский, а в ближайшее время переведем приложение на ряд восточных языков — китайский, корейский и японский. Так туристы смогут комфортно заказывать еду и посещать разные рестораны в городе. Для Петербурга это большой шаг в сторону турист-френдли, а для ресторанного бизнеса — дополнительные гости.