Практика , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Социальные проекты: что бизнес принес Петербургу в 2023 году

Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress
Главные редакторы ведущих городских СМИ подвели итоги социальной ответственности бизнеса

Изменения в экономическом климате сказались, в первую очередь, на большом бизнесе. Изменение моделей работы, географии присутствия, доходов в первую очередь ведут к отказу от проектов, не связанных напрямую с основной деятельностью крупных компаний. Тем не менее, по итогам 2023 года в Петербурге можно назвать немало социально значимых проектов, реализованных на средства бизнеса. Что это за проекты, кого горожане могут поблагодарить в уходящем году, и какие мотивы движут бизнесом, готовым тратить деньги на проекты, не приносящие прямой прибыли — обсудили главные редакторы ведущих городских СМИ в ходе круглого стола «Итоги года: социально ответственный бизнес Санкт-Петербурга», организованного РБК Петербург совместно с проектом «Retrogradu.Net — Архитектура Петербурга».

Без официоза и ленточек

Несмотря на все сложности уходящего года, примеров социально значимых проектов бизнеса было названо немало. Так, по словам главного редактора «Ведомости Северо-Запад» Ирины Яровиковой, одним из самых громких и ожидаемых стало открытие общественного пространства возле «Лахта центра». «Очень интересно произошло открытие — наверное, впервые мы наблюдали такое событие без официального разрезания ленточки, просто стало известно, что новое пространство доступно для людей. Представители «Газпрома», которые вложили существенную сумму денег в благоустройство, решили официально его не запускать, а просто подарили горожанам», — отметила она.

Ирина Яровикова, «Ведомости Северо-Запад»
«Очень интересно произошло открытие общественного пространства возле «Лахта центра» — наверное, впервые мы наблюдали такое событие без официального разрезания ленточки, просто стало известно, что новое пространство доступно для людей», — отметила главный редактор «Ведомости Северо-Запад» Ирина Яровикова.

Главный редактор газеты «Петербургский дневник» Кирилл Смирнов выделил еще один проект крупной госкорпорации: развитие территории Охтинского мыса вокруг будущего офиса «Газпром нефти»: «Охта уже пошла в развитие. Мы видим корреляцию в действиях власти и бизнеса на этой территории».

Кирилл Смирнов, «Петербургский дневник»
«Охта уже пошла в развитие. Мы видим корреляцию в действиях власти и бизнеса на этой территории», — заметил главный редактор газеты «Петербургский дневник» Кирилл Смирнов.

Крупные компании не ограничиваются единичными масштабными проектами. «Например, «Газпром» занимается еще художественной подсветкой архитектурного ансамбля здания БДТ, модернизацией освещения Воскресенской набережной, Дворцовой набережной, реставрационными проектами в Царском селе, финансирует VKFest», — перечислил модератор дискуссии, журналист, телеведущий, член Союза архитекторов России Роман Герасимов.

В свою очередь, главный редактор «Деловой Петербург» Игорь Павловский отметил «Остров фортов» в Кронштадте, объединивший многочисленных инвесторов, Левашовский хлебозавод, приспособленный Группой RBI под многофункциональный комплекс с общественной функцией, и объявленное в этом году строительство Большого Смоленского моста от Setl Group. «Для меня очень интересно, как будет разворачиваться проект со строительством нового моста через Неву, который полностью на себя взяла коммерческая структура — впервые в истории Санкт-Петербурга», — подчеркнул он.

Игорь Павловский, «Деловой Петербург»
«Для меня очень интересно, как будет разворачиваться проект со строительством нового моста через Неву, который полностью на себя взяла коммерческая структура — впервые в истории Санкт-Петербурга», — подчеркнул главный редактор «Деловой Петербург» Игорь Павловский.

Шеф-редактор РБК Петербург Елена Кром добавила к перечню «Брюл/Лофт» — новое пространство в Доме Брюллова на Васильевском острове, создаваемое BS Art Development Group: «Это интересный пример сотрудничества с государством по программе «рубль за метр», когда город отдает инвестору памятник на очень льготных условиях для реставрации».

Елена Кром, РБК Петербург
«Брюл/Лофт» — интересный пример сотрудничества с государством по программе «рубль за метр», когда город отдает инвестору памятник на очень льготных условиях для реставрации», — добавила шеф-редактор РБК Петербург Елена Кром.

Елена Кром подчеркнула, что участие бизнеса не ограничивается девелоперскими проектами. «Например, благодаря тому что бизнес не опустил руки, не поддался кризису, благотворительные фонды в Петербурге продолжили существовать и даже организовывать новые акции, коллаборации с бизнесом. В прошлом году было под большим вопросом, смогут ли частные благотворительные фонды и организации продолжить работу, но в 2023-м году фандрайзинг не просел, хотя и сильно не прирос», — пояснила она.

В числе социально значимых проектов 2023 года участники дискуссии назвали также образовательную платформу «Поколение М» от МТС, технологические решения для «Лиза Алерт» от «Билайн», летнее творческое пространство на Елагином острове от Теле2, чемпионат по футболу для воспитанников детских домов от «Мегафон», выставку Василия Сурикова в «Русском музее» при поддержке ВТБ и другие.

Инструменты диалога

Важно, чтобы бизнес реализовывал проекты не для галочки, не для отчетов по корпоративной социальной ответственности (КСО), а прислушивался к мнению горожан о том, что им действительно нужно. Однако для этого нужен диалог между бизнесом и жителями, а он в Петербурге налажен очень слабо.

«Есть пример, когда девелопер построил жилой комплекс, люди заселились и попросили поставить зарядку для электромобилей. Девелопер ответил в стиле «где вы раньше были», когда можно было запросить дополнительное подключение, технические условия, соблюсти требования пожарной безопасности и так далее», — рассказала Ирина Яровикова. Здесь, по ее мнению, необходимы общественные слушания на ранних этапах реализации проектов — но не формальные, как это делается сейчас в большинстве случаев.

Елена Кром предложила бизнесу поддерживать проекты социального предпринимательства, которые уже созданы активистами. «Они идут от нужд горожан и понятно, что нужно делать», — пояснила она.

По словам Кирилла Смирнова, бизнес точно не ошибется, если выберет развитие новых общественных пространств — например, на периферии, где их практически нет.

Роман Герасимов, в свою очередь, напомнил про такой инструмент, как партисипаторное проектирование, которое хорошо показало себя на набережной Карповки.

Стратегический мотив

По мнению экспертов, несмотря на социальную направленность проектов, во многих случаях бизнес преследует коммерческие цели — например, повышение привлекательности расположенной рядом недвижимости. «Возьмем Левашовский хлебокомбинат. С одной стороны, это про социальную ответственность бизнеса, с другой стороны, вряд ли компания RBI взяла бы этот проект, если бы она рядом не строила жилье», — пояснила Ирина Яровикова. Она напомнила, что сейчас принимается новый Генплан Петербурга, и в нем не будет массового перевода «серого пояса» в жилую функцию, как надеялись инвесторы. «Сейчас они будут искать какие-то выходы из ситуации. Возможно, где-то придется взять на себя общественную нагрузку, реконструировать объект и создать там либо общественное пространство, либо школу или другой образовательный объект, в том числе чтобы договориться с городом и получить в обмен предложения, подходящие для бизнеса — например, участки под апартаменты», — полагает Ирина Яровикова.

Игорь Павловский видит стратегические интересы бизнеса даже в строительстве дворовых хоккейных коробок. «Если мы хотим будущих покупателей — активных, здоровых и финансово состоятельных, спорт — это одна из отраслей, в которую надо сегодня вкладываться. Есть хорошая поговорка у американцев: доллар, вложенный в молодое поколение, приносит 4 доллара прибыли. Почему? Потому что не надо строить тюрьмы и больницы», — пояснил он.

Елена Кром назвала еще один мотив, который появился относительно недавно — создание HR-бренда компании, привлечение и удержание работников нового поколения, для которых участие в социально значимых проектах — часть культурного кода. «Компании с молодыми учредителями вовлекают свой коллектив в те или иные социальные активности. Одно из растущих направлений — это, например, фуд-шеринг. Часто это выбор команды и способ тимбилдинга», — рассказала она.

В целом, по словам Ирины Яровиковой, общество и бизнес сейчас находятся на том этапе развития, когда удивление вызывает не какой-то благотворительный проект, который поддерживает та или иная организация. Удивление вызвало бы, если бы какая-то крупная компания не имела своего благотворительного проекта.

Каковы бы ни были мотивы бизнеса, для города реализация социальных проектов на частные деньги — безусловный плюс. «Посмотрите, как преобразился Кронштадт вокруг «Острова Фортов» — как Москва при Собянине. То же самое с «Лахта центром». Появляется новая точка экономического притяжения, культурного притяжения, социальной инфраструктуры — это очень хорошая история. На мой взгляд, ее стоит только поддерживать и все остальные компании подталкивать к этому», — заключил Игорь Павловский.

Решения Пространство для будущего
Содержание
Закрыть