Вопрос транспортной инфраструктуры остается для Санкт-Петербурга ключевым в повестке полицентричного развития. На эту тенденцию указывает и ряд соглашений, которые город заключил в рамках Петербургского международного экономического форума 2023 года. Какие из них будут реализованы и где скрыты точки роста для новых проектов — обсудили участники дискуссии «ПМЭФ 2023 — как будет развиваться Петербург в 2023 — 2024 годов», организованной отделом конференций РБК Петербург совместно с проектом «Retrogradu.net — Архитектура Петербурга».
Полицентричная модель
Для города полицентричность становится новым драйвером развития спальных и пригородных районов с появлением там не только жилых комплексов, но и деловой застройки, коммерческой недвижимости и общественных пространств — с созданием по-настоящему агломерационных объектов, говорят участники дискуссии.
Примеры таких локаций в городе уже есть — это район «Лахта Центр», появление которого дало колоссальное развитие для территорий, и вызвало огромный интерес как со стороны бизнеса, так и горожан, и туристов. Другой такой объект — «Остров фортов» в Кронштадте. По оценке директора по развитию городской среды Дом.рф Антона Финогенова, движение в сторону полицентричности есть, но пока оно все же происходит не так быстро, как хотелось бы.
«Идет развитие системы индустриальных логистических парков, появляется современная недвижимость, в том числе промышленно-логистическая и деловая ближе к КАД, а не только в историческом центре, хотя, конечно, планы были гораздо больше, — отмечает Антон Финогенов. — Проект города-спутника Южный, «Лахта Центра» или проект «Остров фортов» — агломерационные. В этом прослеживается некое полицентрическое развитие, но, конечно, количество и качество таких проектов хотелось бы увеличить кратно».
«Проект города-спутника Южный, «Лахта Центра» или проект «Остров фортов» — агломерационные. В этом прослеживается некое полицентрическое развитие, но, конечно, количество и качество таких проектов хотелось бы увеличить кратно», — говорит директор по развитию городской среды Дом.рф Антон Финогенов.
По мнению директора по инвестициям ООО «ВТБ Девелопмент» Александра Паршукова, для развития полицентричности требуются не отдельные отраслевые проекты, которые, безусловно, дают толчок к развитию локальных территорий и их инфраструктуры, но стратегический план таких действий. «Для того, чтобы решать задачу построения полицентричного города, нужна соответствующая концепция, которая будет принята на уровне региона, а в идеале на уровне двух соседствующих субъектов, на территории которых расположена петербургская агломерация», — поясняет Александр Паршуков.
Поэтому, по словам руководителя исследовательского отдела МЦСЭИ «Леонтьевский центр» Нины Одинг, и говорить о том, что в городе есть ориентация на полицентричность рано. «Пока доминирует просто расползание города. Да, тенденция может проявиться, но может остаться и в несбалансированном состоянии. Город будет по-прежнему со своим центром, и туда будут все стремиться. За 10 минут доехать и уткнуться в руины, законсервированные надолго или отреставрированные, но недоступные гражданам — это пока наше ближайшее будущее», — считает Нина Одинг.
Для создания более сбалансированной среды требуется качественное благоустройство территорий, чтобы они не походили на резервации, подчеркивает Нина Одинг. По ее оценке, хотя в периферийных районах и появляются общественные пространства, но зачастую они больше похожи на фуд-корты, где больше просто не чем заняться.
Инвестиционный магнит
Основной же вызов заключается в том, что Петербург и Ленобласть являются магнитом для инвестирования в недвижимость. И это становится основанием для безостановочной гонки по обеспечению школ, детсадов, поликлиник, напоминает Антон Финогенов. На фоне этого нужно учитывать, что бюджетная обеспеченность в Ленобласти ниже и все основные ресурсы идут именно на создание базовых объектов.
«При этом проекты в сфере общественного пространства в зонах новой застройки — гораздо более капиталоемкие. Построить парк с нуля — это 1-1,5 млрд руб. Ни один инвестор на эти проекты не идет, если ему рядом не разрешат построить 25-этажный муравейник. И эти дискуссии ведутся вдоль КАД по очень многим проектам. И город, и регион зачастую не идут на такие компромиссы. А за бюджетные деньги не все можно строить быстро», — поясняет Антон Финогенов.
Вместе с тем, как показывают отдельные примеры уже упомянутых агломерационных проектов, таким ресурсом для развития обладают крупные корпорации, отмечает модератор дискуссии, журналист, член Союза архитекторов России Роман Герасимов. «Другое дело, что для того, чтобы подобные проекты были реализованы до конца, требуется обеспечение и транспортной связанности. Мне кажется, Петербургу и области стоит размышлять и реализовывать это вместе», — добавляет он.
Разгрузить потоки
Как показал минувший ПМЭФ, именно тема транспортной инфраструктуры остается одной из ключевых на повестке развития Санкт-Петербурга, в том числе и в контексте стремления к полицентричности.
В числе новых транспортных проектов, анонсированных на ПМЭФ-2023, председатель Комитета по инвестициям Петербурга Иван Складчиков назвал старт проработки скоростных магистралей М-7 и М-49. Строить трассы планируют с применением механизмов государственно-частного партнерства. Магистраль М-7 с мостовым переходом через Неву предполагает создание транспортного коридора от Шпалерной улицы до Выборгского шоссе. По предварительным оценкам объем инвестиций может составить не менее 300 млрд руб.
В рамках М-49 дорога пройдет от Приморского шоссе с путепроводной развязкой через железнодорожные пути Сестрорецкого направления до ЗСД.
«Петербург является одним из флагманов в России, который активно развивает и внутригородскую дорожную сеть за счет проектов ГЧП, — отмечает гендиректор ООО «Пуск», член правления «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Антон Новиков. — Потому что и широтная магистраль скоростного движения, и М-7 — по сути внутригородские магистрали. Так город существенно облегчает себе задачу по разгрузке транспортных потоков».
Другой крупный проект, который реализуется в рамках концепции единого транспортного узла Петербурга и Ленобласти, — широтная магистраль скоростного движения (ШМСД). Новая вылетная магистраль должна разгрузить городские дороги и обеспечить быстрое транспортное сообщение города с Всеволожским районом и федеральными трассами. «Транспортная инфраструктура — это тот каркас, на котором развивается город, и мы будем и дальше уделять этому направлению особое внимание», — отметил председатель Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Иван Складчиков.
Альтернатива автомобилю
Эксперты отмечает также проект по строительству скоростной трамвайной линии «Купчино» — поселок Шушары — Славянка. Она будет проходить по территориям Московского, Фрунзенского и Пушкинского районов. Общая протяженность ее составит 21 км. По мнению участников дискуссии, в случае Петербурга трамваи и дороги для автотранспорта — более рациональное решение для создания альтернативных, более скоростных путей для передвижения транспорта как транзитного, так и внутригородского, чем метро.
Как отмечает Антон Новиков, с точки зрения капиталоемкости трамвайные проекты дешевле, чем строительство новых станций метро, к тому же они представляют интерес для стыковки транспортных путей Петербурга и подключения новых районов Ленобласти. «Активно обсуждаются трамвайные проекты, соединяющие станцию метро «Рыбацкое» и Всеволожск, станцию метро «Рыбацкое» и противоположный берег Невы. По сути, это аналог трамвайной линии в Шушарах», — добавляет Антон Новиков.
Антон Финогенов, однако, указывает на мировой опыт развития транспортной инфраструктуры крупнейших агломераций мира, который показывает, что будущее за комбинированным форматом городского транспорта. «Петербург, учитывая темпы развития, обречен на то, чтобы параллельно реализовывать и проекты, связанные и с метрополитеном, и проекты, связанные со скоростным трамвайным движением», — отмечает он.
Нина Одинг при этом констатирует, что на сегодняшний день дорожное строительство все-таки перекошено в сторону частного транспорта. «Клуб автовладельцев, конечно, очень велик — это более 3 млн. автомобилей. Но нельзя забывать, что население у нас на четверть состоит из людей пожилого возраста, и эта доля будет увеличиваться, — подчеркивает эксперт. — Городу не хватает масштабных замыслов, не хватает ориентации на живущих сейчас, а не в 2040 году, куда отнесено теперь строительство очень многих станций метро», — говорит эксперт.
Перспективные направления
Не хватает скорости и амбициозности и в освоении промышленных территорий, отмечает Александр Паршуков. «Если мы вспомним, где у нас находится огромное количество промышленных предприятий, то это так называемый «серый пояс Петербурга», который занимает огромные площади в тысячи га. Категорически неправильно осваивать эту территорию маленькими кусочками, на которых появляется только жилье, необходимо бережно переселять предприятия из серого пояса в промзоны (такой тренд мы в любом случае есть, мы видим это на примере индустриального парка «Марьино») и включать освобождающиеся территории в городскую ткань достаточно большими фрагментами, на которых можно будет разместить и жилье, и места приложения труда, и различную инфраструктуру, и общественные пространства», — говорит Александр Паршуков.
Иван Складчиков указывает, что у Петербурга достаточно кадровых, экономических и других ресурсов для развития. Но, с учетом ограниченных территориальных ресурсов, невозможно запустить каждый проект, приходящий в город. Приоритет отдается проектам по значимым для жителей направлениям: дороги, промышленность, социальная и туристская инфраструктура, здравоохранение и спорт, развитие и восстановление территорий. Учитывая это, применяется определенный фильтр: «Мы стараемся реализовывать проекты, которые, в первую очередь, дают высокую добавленную стоимость и вкладываются в экономику города», — отмечает он.
Для дальнейшего развития отношений Петербурга и Ленобласти, по мнению Александра Паршукова, необходимо, помимо транспортной связности, сформулировать общую стратегию развития. «Текущее сотрудничество больше похоже на борьбу за каждый инвестиционный проект, — говорит он. — Пока не будет какой-либо стратегии добрососедского развития, которая определяла бы, чего больше хочет Петербург, а чего больше хочет Ленобласть, и инвестиции в какие сектора эти регионы готовы друг другу отдать, такая работа в духе соперничества будет продолжаться».