Петербург уверенно удерживает звание туристической столицы России. По данным председателя городского комитета по туризму Сергея Корнеева, в прошлом году внутренний турпоток в Петербург вырос на 33%, тогда как в целом по России — на 10%. Но этого недостаточно — с учетом падения иностранного турпотока отрасль все еще не достигла доковидного уровня. А российскому туристу нужно все время предлагать что-то новое, иначе он «поставит галочку напротив Эрмитажа» и отправится изучать другие города. Чем встретит гостей Петербург летом 2023 года, чего ждут туристы и что сверх их традиционных ожиданий может предложить город на Неве — обсудили участники дискуссии «Петербургское туристическое меню», организованной отделом конференций РБК Петербург совместно с проектом «Retrogradu.net — Архитектура Петербурга».
Опора на семьи и молодежь
В допандемийном 2019 году Петербург посетило 10,5 млн туристов, из них — 4,5 млн иностранцев, которые приносили отрасли 60% оборота, напомнил Сергей Корнеев. Но уже тогда в туристской отрасли назрели проблемы, которые нужно было решать. «Во-первых, это однократное и короткое посещение. Большое количество людей приезжало зачастую увидеть только наши главные туристские магниты — Эрмитаж, фонтаны Петергофа, Янтарную комнату, Петропавловскую крепость — и все. Во-вторых, отложенный спрос: 300 лет стоял Санкт-Петербург, дворцы-музеи работали, и через 10-15 лет они будут работать так же», — отметил глава комитета. Третья проблема — сезонность «города белых ночей».
Сегодня, когда внутренний турпоток вырос до 8 млн человек в 2022 году, но иностранных туристов стало меньше на порядок — решение этих проблем стало еще более актуальным.
«Одним из путей решения стала наша программа «Новой туристской географии Санкт-Петербурга» — того, что надо увидеть, приехав в Петербург во второй, третий, десятый раз», — отметил Корнеев.
Для привлечения российских и зарубежных гостей Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга совместно с участниками индустрии гостеприимства ведет комплексную информационную кампанию по продвижению туристских возможностей города как в регионах России, так и за рубежом. Она включает участие в профильных выставках, проведение выездных презентаций города для представителей отрасли, размещение наружной рекламы на транспорте и цифровых носителях, информационных материалов в печатных и электронных СМИ. Объявление Санкт-Петербурга культурной столицей СНГ также играет значительную роль в привлечении в гостей из ближнего зарубежья.
По словам Сергея Корнеева, сегодняшний турпоток, на который нацелена информационная кампания, — это, во-первых, семейные туристы, которым нужна соответствующая инфраструктура — развлечения для детей, детские комнаты в ресторанах, аниматоры в гостиницах. Порядка 51% внутреннего туристского потока — семьи с детьми. Во-вторых, молодежь, которую привлекают новые, современные точки притяжения, например — общественные пространства, современные музеи, интерактивные выставки, гастрономические точки, яркие событийные мероприятия. Примерно две трети россиян, приезжающих в Петербург, — люди в возрасте от 18 до 44 лет. «Мы этого хотели, этим занимались и это работает» — подчеркнул председатель Комитета по развитию туризма.
Новый взгляд на Петербург
Городу, безусловно, есть что предложить тем, кто уже видел Эрмитаж (оставим за скобками то, что сам Эрмитаж в каждое посещение готов удивлять чем-то новым). Достопримечательности XXI века уверенно вошли в топ-20 по популярности в соцсетях, рассказал модератор дискуссии Роман Герасимов, журналист, телеведущий, член Союза архитекторов России. Согласно исследованию, «Лахта центр» вышел на 7 место по количеству сообщений, в которых он упоминается, потеснив Исаакиевский собор и Русский музей. На 11 месте «Севкабель Порт», на 14-м — «Газпром Арена», на 18-м — «Новая Голландия».
«В том, что Лахта становится популярной, нет ничего удивительного. Мы знаем миллион подобных исторических примеров — это и район Дефанс в Париже, если говорить про современность, или, если «отмотать» в прошлое — Эйфелева башня. Есть известный кейс, как она всем глаза мозолила, а теперь это главная достопримечательность Парижа», — отмечает профессиональный гид-переводчик Павел Перец. По мнению генерального директора турфирмы «Эклектика» Игоря Воеводского, большое будущее у пространства, которое формируется у «Лахта центра», и со временем оно может стать тем местом, где и петербуржцы, и гости города будут проводить выходные с детьми.
В свою очередь, генеральный менеджер отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы отметил, что «Севкабель», который петербуржцам известен уже относительно давно, сейчас набрал популярность у туристов — посетители отеля в новом сезоне активно спрашивают, как туда добраться.
К новым направлениям можно отнести и локации, которые существуют давно, но были не столь популярны у туристов. «Мы делаем 15-20 экскурсий, посвященных модерну. Есть экскурсии по конструктивизму, по новой архитектуре. Мы открываем места, которые раньше не были местами показа. Например, «Гранд отель Европа», ресторан «Метрополь», «Литературное кафе», — перечислил Игорь Воеводский.
Павел Перец отметил тренд на индивидуализацию экскурсий. Так, растет спрос на экскурсии, посвященные отдельным профессиям — история медицины, фармацевтики, инженерии. «Прокурорам мы показываем Третье отделение», — привел пример Павел Перец.
Совмещение форматов
В первую очередь люди приезжают в Санкт-Петербург с культурно-познавательной целью. Помимо этого, в Петербурге развиваются и другие направления туризма. Например, медицинский, который, по словам Сергея Корнеева, можно разделить на три части — лечение по ОМС, коммерческая медицина и оздоровление (санаторно-курортный туризм). В каждом из этих направлений Петербург накопил серьезные компетенции.
Управляющий партнер Lahta Clinic Александр Изак привел пример туристского продукта, который компания реализует совместно с туроператором «Водоход» в рамках круизов Москва — Петербург: «Мы в этом году запустили пилотный проект. Наши врачи работают на круизном судне, и турист может получить, во-первых, медицинскую услугу, во-вторых — знание о том, что такая услуга в принципе существует. Это, конечно, не лечение тяжелых заболеваний, а услуги, связанные с красотой, поддержанием здоровья», — рассказал Изак.
Туризм бережливых
Потенциал для развития новых туристских локаций и продуктов огромен. Павел Перец назвал и «Красный треугольник», который нужно приводить в порядок, и «Апраксин двор», который интересен уже сейчас — как «Стамбул в центре Петербурга». Игорь Воеводский упомянул центральные районы за пределами «золотого треугольника» — Петроградский, Василеостровский, Коломну — где на каждой улице есть, о чем рассказать. Новые проекты, такие как уже анонсированные «Хрустальный корабль» «Газпром нефти» на Охтинском мысе, новые очереди благоустройства набережной Карповки, реконструкция Свердловской набережной, еще больше расширят туристическую географию города.
Однако для того, чтобы развитие продолжалось, необходимо решить целый ряд проблем, в том числе инфраструктурных. Так, гостиничная отрасль сегодня, по словам Юниса Теймурханлы, поставлена в жесткие рамки в связи с закрепившимся трендом на бережливость, который распространился уже на сегмент luxury. «Постояльцы, которые еще недавно брали люксы, охотно тратили деньги на дорогие вина, сейчас сокращают свои траты — например, берут номер более низкого класса в том же отеле», — сказал Юнис Теймурханлы. Более того, например, гости Петербургского международного экономического форума, которые ранее концентрировались в дорогих отелях, сегодня рассматривают более бюджетные варианты размещения — вплоть до апарт-отелей.
У апарт-отелей свои сложности. «Есть дефицит персонала среднего и нижнего звена», — рассказала генеральный директор девелоперской группы PLG Марина Павлюкевич. Конкуренция на рынке возрастает, по ее словам, успешность проектов будет во многом зависеть от профессионализма управляющих компаний.
Идем на Восток
Один из ключевых вызовов петербургской туротрасли, по словам Сергея Корнеева, недостаточное количество иностранных туристов и необходимость переориентации на Восток. «Восток — это миллиарды жителей и миллионы желающих путешествовать. Это Ближний Восток, Китай, Индия и Иран, Азиатско-Тихоокеанский регион, в перспективе — страны Латинской Америки. Там огромные ресурсы. До пандемии каждая из этих стран на 10-15% наращивала турпоток за рубеж, мы получали не более 1% от этого», — подчеркнул Корнеев. Но, чтобы использовать этот ресурс в полной мере, необходимо провести огромную работу. Как по популяризации Петербурга в целевых регионах, так и по переподготовке профессиональных кадров — изучению языка, культурных особенностей и т. д. На решение этих задач в частности направлена работа Международного центра компетенций в сфере туризма и гостеприимства Санкт-Петербурга, созданного совместно с Правительством России в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
В рамках информационной кампании «Добро пожаловать в Петербург» в феврале этого года Петербург презентовал свои возможности для путешествий на крупнейших международных туристских выставках в Дели (Индия) и Тегеране (Иран). С 5 по 8 мая также прошла серия деловых встреч и презентаций Санкт-Петербурга в Китае — Пекине, Шанхае, Шэнчжэне. Ранее состоялось аналогичное мероприятие в Армении. В планах — новые презентации в этих странах, плюс Вьетнам, Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, страны Ближнего Востока.