«Оплата счетов с точки зрения абонента — простая вещь, но с точки зрения организаторов платежей — это целый комплекс программных продуктов, реализовать который без глубокой цифровизации было бы невозможно.
Прежде всего, речь идет о развитии мобильных банковских приложений, использовании искусственного интеллекта и машинного обучения для обработки данных и автоматизации. Логика развития цифрового бизнеса приводит к тому, что банки должны выходить за рамки своих внутренних процессов. Такая цифровизация хорошо работает в связке со стандартизацией.
Мы это видим по практике стандартизации сбора платежей. Результатом такого сочетания технологий и стандартов стал инструмент, с помощью которого абонент может заплатить за газ в любом банке, вне зависимости от того, есть у этого банка договор с поставщиком газа, например «Межрегионгазом», или нет. Без цифровизации этот процесс был бы просто невозможен. Для обеспечения сбора и передачи платежей был создан целый комплекс программных продуктов для полной автоматизации сбытовой деятельности. Она включает в себя платежную систему, диалог с абонентами, инструмент для претензионно-исковой работы, которые объединены системой интеграции данных. Особенности этих систем в том, что они способны работать с десятками, даже сотнями миллионов лицевых счетов в режиме онлайн.
В основу системы лег единый платежный документ (ЕПД), который мы в последние годы развиваем совместно с «Газпром межрегионгаз». Он, во-первых, полностью соответствует рекомендации Министерства строительства и ЖКХ. Во-вторых, в него можно встроить любое количество поставщиков услуг. При этом абонент не обязан оплачивать весь ЕПД полностью, он может выбрать отдельную услугу и выбрать сумму по каждой из этих строчек.
Революционный инструмент — транзитный счет «30232…», его мы используем в качестве механизма для расщепления принятых платежей. 302-й счет позволяет абонентам платить в любом банке России, независимо от того, есть у него договор с «Газпром межрегионгаз» или нет. В частности, в этом году платежи от абонентов были приняты через 142 банка. То есть 302-й счет дает универсальность, защищает поставщика от монополизма на рынке сбора платежей.
Мы продолжаем развивать систему, совершенствуем клиентский путь. В этом году внедрили новый инструмент для сбора платежей — МРГ-стикер. Изначально QR-код на нашем ЕПД позволял считывать его на любом телефоне. Мы поняли, что можем доработать нашу технологию для того, чтобы избавиться от бумажных документов. В итоге QR-код разместили прямо на приборе учета, что сократило клиентский путь абонента. Он может считать код дома и увидеть всю необходимую информацию, подать показания и оплатить счета.
Следующий проект, который мы считаем на сегодня самым перспективным — это интеграция с мобильными операторами. У нашего банка сейчас есть соглашение со всеми крупнейшими операторами - МТС, «Билайн», «Мегафон», Tele2. Суть в том, что общая клиентская база у этих мобильных операторов больше, чем у кого бы то ни было в Российской Федерации. Интеграция с ними дает возможность оплаты одной кнопкой, регистрации в личном кабинете просто по номеру телефона, оповещения о состоянии счета. Пилотный проект был запущен в Кирове вместе с МТС и с региональной газовой компанией: МТС устанавливает приборы учета, связанные с его вышками. Вышки управляют этими приборами учета — считывают информацию, определяют их состояние и т. д. — и все это попадает в облако МТС. Облако МТС уже интегрировано с нашей платежной системой — «Смородиной», и тут же отправляет эту информацию по двум направлениям: в личный кабинет и в билинг региональной газовой компании.
Уже сейчас в нашей платежной системе почти 8 млн абонентов. Это говорит об удобстве сервиса. Уверен, в конце года мы превысим эту отметку, потому что прирост абонентской базы составляет больше 200 тыс. человек в месяц».