От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Это очень перспективный рынок, поэтому на нем все теснее»

Александр Шиханов («Пигмент-Холдинг») — о перспективах российского рынка антикоррозийных покрытий
Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Генеральный директор «Пигмент-Холдинга» Александр Шиханов — о новых игроках, конкуренции и перспективах российского рынка антикоррозийных покрытий

Российский рынок антикоррозийных покрытий кардинально изменился за последние два года. Уход иностранных игроков и закрытие большинства их «дочек» после февраля 2022 года совпал с запретом на ввоз импортного сырья, критически важного для лакокрасочной промышленности. Практически вся продукция компаний, выпускающих специальные составы для нефтегазового комплекса, попала в разряд подсанкционных. О том, как в такой ситуации отечественным производителям лакокрасочных материалов (ЛКМ) удается конкурировать, решать операционные задачи и вопросы развития — в интервью РБК+ Петербург рассказал генеральный директор «Пигмент-Холдинга» Александр Шиханов.

Рост конкуренции

— Вопреки санкциям, прошлый год нефтегазовый сектор РФ, а с ним — и трубные заводы, и производители антикоррозийных покрытий — прошли позитивно. А в 2023-м «Газпром» — один из основных потребителей труб большого диаметра (ТБД)  — резко сократил добычу и урезал инвестиционную программу. Вы уже почувствовали негативные последствия?

— Несмотря на колоссальный провал по экспорту труб, на значительное сокращение разработки новых месторождений, и, соответственно, спроса на трубы для нефтедобычи, мы пока не видим серьезного спада. И в ближайшем будущем сокращения спроса на нашу продукцию не прогнозирую. Как известно, во втором квартале следующего года ожидается запуск газопровода «Силы Сибири», а это колоссальное количество километров трубопровода из России в Китай. Поэтому у лакокрасочных заводов просматриваются хорошие перспективы.

— После ухода мировых игроков на российском рынке антикоррозийных покрытий стало свободно?

— Не сказал бы. Да часть компаний (3М, Аkzo Nobel, Teknos и другие) ушли с рынка, часть сменила владельцев. На рынке до сих пор представлены порошковые ЛКМ турецкого производителя для нефтегазовой отрасли. Конкуренция растет, в основном — за счет того, что почти все игроки расширяют продуктовые портфели, стараясь заместить исчезнувшие с рынка импортные аналоги. К сожалению, борьба не всегда ведется безупречными методами. Например, появилась такая схема — ввозят под технические требования покупателей китайскую и иранскую краску, фасуют и поставляют под видом отечественной. Как идеально ни отстраивай свою логистику, как ни оптимизируй производство, российские производители вынуждены в цену продукта закладывать налоги, доставку сырья и комплектующих из того же Китая, а также растущие из-за дефицита трудовых ресурсов зарплаты. И по цене такие продукты не сопоставимы. Просто не будет. Это очень перспективный рынок, поэтому на нем все теснее.

Российским производителям приходится конкурировать с китайскими заводами, которые выигрывают по цене — за счет объемов, близости сырья, логистики, стоимости рабочей силы.

— Кто, на ваш взгляд, выиграет в конкурентной борьбе?

— Тот, кто сумеет обеспечить стабильно высокое качество, сервис по внедрению и отдладке производства, а также сделать  лучшее предложение по привлекательной цене.

— Лучшее предложение — это какое?

— Прежде всего, это качественные продукты. К антикоррозийным покрытиям нефтегазовые компании предъявляют очень высокие требования: к износостойкости, скорости отвердевания, технологичности в использовании. Рынок за прошлые годы привык к стандартам качества мирового уровня. Но мы их выдерживаем: в последние десять лет отечественные предприятия работали в условиях жесткой конкуренции со стороны зарубежных брендов, поэтому развивали свои продукты, ориентируясь на передовые подходы и технологии. Например, в своей лаборатории мы можем контролировать абсолютно все параметры: процессы отвердения, разложения, деструкции материала при высоких температурах, физико-механические свойства покрытия, чтобы проверить продукт на самые агрессивные воздействия, которые могут быть при эксплуатации. Эти многоступенчатые испытания дают уверенность, что мы передаем заказчику качественный продукт.

В свою очередь все крупные нефтегазовые компании вводят свои критерии и программы тестирования ЛКМ, применяя разные методики испытаний и стандарты оценки результатов: международные, отечественные, собственные разработки. Продукция «Пигмента» за последние полтора года прошла сертификацию всех крупных производителей труб и вошла в их реестры. Мы либо уже работаем с ними, либо можем начать работать в любой момент.

Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург

Смена подходов

— На ваш взгляд, в каком направлении будут развиваться линейки ЛКМ для нефтегазового комплекса?

— В направлении пакетного предложения. Например, мы завершаем формирование пакета, который закроет 95% потребностей наших клиентов. За последние два года мы нарастили линейку продуктов для нефтегазовой отрасли. Это стало возможно благодаря наличию в составе «Пигмента» собственного научно-исследовательского института с богатой историей и колоссальным опытом. Это сильное преимущество перед конкурентами, и мы серьезно вкладываемся в его развитие. Только в этом году уже инвестировали 75 млн руб. в лабораторное оборудование, привлекаем молодых талантливых сотрудников.

— Есть уже первые результаты такой работы?

— Весной прошлого года перед нашим научным корпусом была поставлена задача: разработать ряд новых продуктов — не только аналогичных тем, что ушли из страны, но и оригинальных. Первый результат был уже в декабре: мы вывели на рынок порошковую эпоксидную грунтовку для наружной поверхности труб. В мае 2023 года была готова грунтовка «Град», которая используется для внутренней поверхности стальных труб и соединительных деталей нефтепромысловых трубопроводов. Сегодня в нашем пакете уже пять порошковых покрытий, включая грунты, обычные эмали, высокотемпературные эмали. Также в работе высокотемпературный грунт.

Чтобы усилить позиции, меньше, чем за год мы разработали в добавок к порошковым ЛКМ жидкий материал — гладкостное эпоксидное покрытие (ГЭП). Материалы ГЭП - это двукомпонентная система (основы+отвердители), которая используется для окрашивания внутренней поверхности стальных труб диаметром до 1420 мм включительно. Продукт новый для нас, и на рынке немногие его производят. В декабре стартуют опытные испытания, далее продукт будет выведен на рынок. Задача 2024 года — двухкомпонентное жидкое лакокрасочное покрытие, оно тоже уже создано — ждем получения документов.

— Куда будете двигаться дальше?

— Дальше будем смотреть глубже: разрабатывать рецептуры нишевых покрытий, а также — повышать индивидуальную подгонку продукта под заказчика.

— Зачем нужно подгонять стандартизованный продукт?

— Условия производства на каждом заводе свои, и потому каждый продукт необходимо с помощью присадок и добавок «доводить» под каждого заказчика. У нас этим занимается высококлассный специалист, который много лет работал на трубном производстве, он сейчас занимается тем, что выезжает к заказчикам и внедряет наши продукты. Со следующего года мы запустим участок прототипирования для нанесения лакокрасочных материалов. Это большая редкость в России, им обладают считанные компании. Участок позволит предварительно разрабатывать модели производствнного нанесения для полного воссоздания условий покраски и адаптации ЛКМ под конкретного заказчика.

— Можно ли сказать, что санкции прошлого года пошли отрасли и компании на пользу?

— Можно сказать, что они открыли для нас «калиточки» на рынок и ускорили то, что все равно бы произошло. Мы готовились к наступлению на рынок весь 2021 год. В преддверии запуска нового производства в Янино мы перетряхнули пул поставщиков сырья — в поисках более современного и технологичного. Пересмотрели производителей в Китае, Корее, Тайване, провели по каждой позиции полномасштабные автоклавные испытания и к началу 2022-го уже знали, с кем из азиатских поставщиков хотим работать.

Это дало нам значительное преимущество во времени. Прошлой весной наши коллеги по рынку, кто-то быстрее, кто-то медленнее, приостановили отгрузки на трубные заводы. Мы же продолжали поставки, в итоге сегмент порошковых покрытий у нас вырос в четыре раза. По нашим оценкам, сегодня мы обеспечиваем около 50% поставок ЛКМ на заводы ТБД. Пул покупателей расширился: к нашим давним клиентам — «Северсталь», «Сургутнефтегаз», «Лукойл», «Роснефть», — добавились новые названия: «Уралчермет», ТВЭЛ-Тобольск, «Полимерстрой» (Оренбург) и другие.

По нашим оценкам, сегодня мы обеспечиваем около 50% поставок ЛКМ на заводы ТБД. Пул покупателей расширился: к нашим давним клиентам — «Северсталь», «Сургутнефтегаз», «Лукойл», «Роснефть», — добавились новые названия: «Уралчермет», ТВЭЛ-Тобольск, «Полимерстрой» (Оренбург) и другие.

— Что может помешать росту компании?

— Как и для всех, главный вызов — нарастающий дефицит кадров. Недавно мы подписали соглашение с Санкт-Петербургским Технологическим университетом, постепенно вовлечем в программу еще шесть профильных вузов из Москвы и регионов. Речь идет о более интересной схеме взаимодействия, чем распространенные студенческие стажировки на производстве. Чтобы «завлекать» абитуриентов в профильные вузы, мы будем начинать работу со старшеклассниками — приглашать их на экскурсии, чтобы они представляли, что есть потенциальный работодатель и завод, на котором они в дальнейшем смогут применить свои знания.

Но дефицит сотрудников — не все. Уже сегодня учить студентов некому, и преподавательский состав будет редеть. При этом у нас на предприятии есть специалисты, выпускники той самой «Техноложки», которые могли бы вести занятия для студентов. Лекции и семинары от практиков, на мой взгляд, повышают шансы того, что выпускник вуза будет работать по специальности. По-другому сейчас невозможно, проблему кадров надо решать проактивно.

Трубное производство: снижения не прогнозируется

В 2022 году нефтегазовая отрасль была ключевой точкой роста спроса на трубы и металлопрокат, в первую очередь — благодаря масштабной инвестиционной программе «Газпрома». Высокие объемы производства поддерживал также сегмент добычи и обустройства месторождений. Эти факторы компенсировали негативное воздействие санкций, наложивших запрет на экспорт труб из РФ традиционным потребителям в странах ЕС.

В январе-июле 2023 года отгрузки труб большого диаметра (ТБД) российскими трубными заводами упали на 24% до 942 тыс. т., сообщила газета «Коммерсантъ». В 2023 году объемы инвестиций в ремонтную программу «Газпрома» снизились, что негативно сказалось на спросе на ТБД на отечественном рынке. Тем не менее, по данным отраслевого агентства Metals & Mining Intelligence, общее потребление труб за январь — июнь текущего года выросло на 3%, до 5,4 млн т. В первую очередь, благодаря росту развернувшегося на восток экспорта, который, по данным РЖД, удвоился по сравнению с предыдущим годом. Также по утверждению Минпромторга выросло потребление труб строительного сортамента. По оценкам Минпромторга, изложенным в стратегии развития металлургической отрасли, производство и потребление стальных труб в 2023 году должно остаться на уровне 2022 года — 12,5 млн т и 11,3 млн т соответственно.

Экспертиза Счета — одной кнопкой: как оплата услуг стала сферой высоких технологий
Содержание
Закрыть