Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Наклейка с QR-кодом и «умный» счетчик: как меняются платежные сервисы

Фото: РБК Петербург
Фото: РБК Петербург
Эксперты финансовой и газовой отраслей рассказали, что дает цифровизация потребителям коммунальных услуг

Простота, универсальность, удобство для пользователя — качества, критичные для современных финансовых и платежных сервисов. Чтобы их добиться, компании постоянно совершенствуют цифровые решения. О том, как эта задача решается в газовой отрасли, где необходимо постоянно обрабатывать многомиллионные объемы платежей от населения, и как еще «цифра» помогает потребителям газа — в материале РБК+ Петербург.

Платежи без посредников

По оценкам Росстата, только по итогам первого квартала 2023 года россияне задолжали за жилищно-коммунальные услуги почти 900 млрд руб. За год показатель вырос на 72 млрд руб. (в 2022 году показатель вырос на 56,6 млрд руб.). Долги перед ресурсоснабжающими организациями увеличились на 15,8%, перед управляющими компаниями — на 1,2%. Минстрой считает большую часть долгов невозвратными — многие из них накоплены, например, уже не существующими предприятиями.

На этом фоне ситуация в газовой отрасли выглядит в 2023 году почти образцовой: население России полностью оплатило поставки бытового газа 10 месяцев 2023 года, сообщил генеральный директор «Газпром межрегионгаз» Сергей Густов на XII Петербургском международном газовом форуме, осталась только просроченная задолженность за предыдущие годы, но и она постепенно снижается.

Отчасти это стало возможно благодаря совершенствованию системы оплаты, полагают в компании, — сегодня передать показания и внести платеж можно за несколько минут, причем деньги поступают напрямую на счет поставщика, минуя различных посредников, таких как управляющие компании, расчетные центры, расчетный банк, агенты по сбору платежей и т. д. В частности, такую систему в сотрудничестве с группой компаний «Газпром межрегионгаз» развивает Банк «РОССИЯ». Пилотный проект, ставший основой для программного комплекса «Смородина», который сегодня объединяет и платежную систему, и CRM, и претензионно-исковую работу, и другие сервисы, был запущен 10 лет назад. На данный момент, по словам старшего вице-президента Банка «РОССИЯ» Ивана Лапушкина, в системе зарегистрировано почти 8 млн абонентов, а прирост абонентской базы превышает 200 тыс. человек в месяц.

«В последние годы мы развиваем для «Газпром межрегионгаза» единый платежный документ (ЕПД). Он полностью соответствует рекомендации Министерства строительства и ЖКХ. В него можно встроить любое количество поставщиков услуг, и к каждому из них привязать произвольное количество самих услуг. При этом абонент не обязан оплачивать весь ЕПД полностью, он может выбрать отдельную услугу и сумму по каждой из этих строчек», — рассказал Иван Лапушкин. По его словам, революционным инструментом для развития системы стало использование банковского счета «30232...» для расщепления платежей. Этот механизм позволяет, с одной стороны, сразу перечислить нужные суммы поставщикам услуг, с другой — оплатить квитанцию в любом банке. В том числе, по QR-коду.

Иван Лапушкин, Банк «РОССИЯ»
«В последние годы мы развиваем для «Газпром межрегионгаза» единый платежный документ (ЕПД). В него можно встроить любое количество поставщиков услуг, и к каждому из них привязать произвольное количество самих услуг», — рассказал Иван Лапушкин.

Развитие технологий

Доработка системы оплаты, упрощение клиентских путей продолжаются непрерывно. Например, в рамках Газового форума был представлен новый сервис для оплаты платежей за газ. Он представляет собой стикер с QR-кодом, который наклеивается на счетчик при установке.

«Изначально QR-код на нашем ЕПД позволял считывать его на любом телефоне. Мы поняли, что можем доработать нашу технологию для того, чтобы избавиться от бумажных документов. Теперь абонент может подойти со своим смартфоном к прибору учета, считать код и перейти на страницу, где может увидеть начисления, ввести показания и тут же оплатить. В Кирове мы запустили пилотный проект на 3 тыс. приборов учета», — рассказал Иван Лапушкин.

Следующий шаг — передача показаний без участия пользователя благодаря интеграции с мобильными операторами. Такие проекты на рынке уже реализованы. Например, в Кирове Банк «РОССИЯ» с МТС и с региональной газовой компанией устанавливают приборы учета, связанные с вышками сотового оператора. Вышки управляют этими приборами учета — считывают информацию, определяют их состояние и т. д. — и все это попадает в облако мобильного оператора, далее в личный кабинет абонента и в билинг газовой компании.

Еще один новый инструмент — POS-терминалы 3в1, которые позволяют принимать любые варианты платежей — наличные, безналичные, по QR-кодам.

«Цифровизация поставок газа, особенно поставок газа населению — один из приоритетов деятельности компании «Газпром межрегионгаз», потому что за газ должно быть так же удобно платить, как за услуги мобильной связи. Чтобы за газ было удобно и легко платить, нужно исключить разных посредников из процесса оплаты покупателя поставщику. Это все делается в рамках цифровизации», — подчеркнул Сергей Густов.

Сергей Густов, «Газпром межрегионгаз»
«За газ должно быть так же удобно платить, как за услуги мобильной связи», — подчеркнул генеральный директор «Газпром межрегионгаз» Сергей Густов.

«Цифровые продукты — это будущее экономики. Они позволяют достаточно быстро, просто и без дополнительных накладных расходов осуществлять платежи между населением и поставщиками ресурсов», — подчеркнул председатель правления Банка «РОССИЯ» Кирилл Кривощеков.

Кирилл Кривощеков, Банк «РОССИЯ»
«Цифровые продукты позволяют достаточно быстро, просто и без дополнительных накладных расходов осуществлять платежи между населением и поставщиками ресурсов», — подчеркнул председатель правления Банка «РОССИЯ» Кирилл Кривощеков.

Не только платежи

Удобная оплата квитанций и передача показаний — не единственное, что может дать цифровизация потребителям газа. «Умный узел учета в том числе прекратит поставку газа в случае утечки или в случае выработки угарного газа», — отметил Сергей Густов.

Для производства «умного» оборудования необходимы сложные технические компоненты. Как уточнил Сергей Густов, производители компонентов сегодня в России есть. Один из таких производителей — ООО «Акситех». «Мы занимаемся производством контроллеров и программного обеспечения. Изделия полностью произведены в России», — подчеркивает председатель Совета директоров ООО «Акситех» Александр Базулев.

Александр Базулев, ООО «Акситех»
«Мы занимаемся производством контроллеров и программного обеспечения. Изделия полностью произведены в России», — отметил председатель Совета директоров ООО «Акситех» Александр Базулев.

Как отметила начальник Управления реконструкции и технологического присоединения компании «Газпром межрегионгаз», директор Ассоциации производителей газового оборудования Наталья Черничкина, электроника — это одно из важнейших направлений импортозамещения для отрасли. «У нас есть ряд ключевых поставщиков, которые занимаются внедрением средств автоматизации. Для них основным компонентом в производстве продукции как раз являются контроллеры, датчики, платы для которых собираются как правило за рубежом. Мы переходим на платформы цифровизации, и они понимают, что потребность в этой продукции растет. Я думаю, что скоро они тоже придут к решению, что нужно платы создавать здесь», — заключила Наталья Черничкина.

Наталья Черничкина, «Газпром межрегионгаз»
«У нас есть ряд ключевых поставщиков, которые занимаются внедрением средств автоматизации. Я думаю, что скоро они тоже придут к решению, что нужно платы создавать здесь», — заключила Наталья Черничкина.

Экспертиза Три проблемы ИТ-отрасли
Содержание
Закрыть