Крупнейшие российские компании, такие как «Газпром» или «Российские железные дороги», многие годы сотрудничают с ведущими российскими высшими учебными заведениями. Такой опыт взаимодействия вузов и реального бизнеса особенно ценен в условиях серьезных вызовов, поставленных перед российской экономикой глобальным мировым кризисом, отмечают участники XII Петербургского международного газового форума. Об актуальных проблемах газовой отрасли, о том, какие ключевые компетенции выпускников вузов сегодня необходимы реальному сектору экономики и в каком направлении будет развиваться современная экономическая наука — в интервью РБК Петербург рассказал ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ), член совета директоров ПАО «Газпром» Игорь Максимцев.
Экологический ориентир
— Какие задачи стоят сегодня перед газовой отраслью?
— Задача номер один — это борьба за экологию. Надо жить длинным горизонтом планирования, а не радоваться, что сегодня все хорошо, еще через 5-10 лет будет все хорошо, а дальше пусть будет, как будет. Один из аспектов экологической повестки — переход транспорта на газомоторное топливо и пропаганда этого топлива среди населения. В этой связи беспокоит, что в нашей стране еще не до конца скоординирована просветительская работа. До людей нужно доносить, что экологичное топливо, которым является натуральный газ, в итоге помогает сохранить планету. И, конечно, непонятно, почему до сих пор руководство крупных городов, губернаторы закупают транспорт, который работает на бензине и дизеле, электротранспорт и лишь часть транспорта, который работает на газе. Считаю, что позиция правительства Российской Федерации в этом вопросе должна быть более жесткой.
— Чем могут помочь вузы при решении этой задачи?
— Опорные вузы ПАО «Газпром», среди которых и наш университет, делают и будут много делать для популяризации газомоторного топлива среди студентов. Россия обладает огромными запасами газа, и это голубое топливо должно быть направлено на сохранение нашей планеты. А студенты — это будущее любой страны, должны знать новые технологии, думать о будущем и заботиться о настоящем.
— Какую роль в реализации экологической политики в общем и в газовой отрасли, в частности, играют российские вузы?
— Университеты — это те структуры, в которых должны не только обобщать опыт, но и делать прогнозы, выдавать практически ориентированные решения и подсказки, которые бизнес потом будет использовать в реальной деятельности. Как пример — в октябре 2023 года ПАО «Газпром» утвердил климатическую стратегию до 2026 года. СПбГЭУ сыграл здесь не последнюю роль — именно нашему вузу доверили подготовку этой большой научно-исследовательской работы. Для того, чтобы сделать адекватный прогноз, мы подключали ведущие российские научные центры. Сегодня уже принято окончательное решение о выделении и финансовых и кадровых ресурсов на реализацию запланированных стратегией мероприятий.
Подготовка кадров
— Что, помимо помощи в развитии климатической повестки, вузы могут сегодня предложить отечественной газовой индустрии?
— Я думаю, что институты, университеты могут работать по всему спектру актуальных вопросов добычи, транспортировки, переработки газа, использования голубого топлива в решении очень многих народно-хозяйственных проблем. Это и кадровый вопрос: важно, чтобы профессионалы ПАО «Газпром» могли опираться на талантливых студентов, многие из которых готовы предоставить свои знания и пока еще небольшой опыт. Хорошо, что это взаимодействие идет в обе стороны: ПАО работает на всю страну, а студенты, в первую очередь опорных вузов, впитывают идеи компании, которые помогут активно развивать российскую экономику, сохранять нашу природу, заботиться об экологии нашей страны.
— Какие отрасли являются для СПбГЭУ приоритетными?
— Экономика энергетики остается одной из важнейших тематик нашей работы. Но мы откликаемся на передовые идеи и расширяем спектр интересов. Сегодня много времени уделяется проблематике искусственного интеллекта. Вузы изучают, как он будет работать и развиваться, что необходимо знать студентам, какие навыки и компетенции они должны получить в вузе, чтобы потом, придя на конкретное предприятие, эффективно их использовать. Один из ключевых вопросов для нас как для исследователей в области ИИ — где та черта, где стоит остановить развитие искусственного интеллекта, чтобы это не привело к плачевным для человечества последствиям.
— Какие компетенции и знания выпускников сейчас наиболее востребованы на рынке?
— Наряду с профессиональными знаниями, которые мы даем, важно, чтобы любой выпускник умел работать в команде, был готов делиться своими знаниями и возможностями с коллегами, умел общаться в рабочем коллективе. Еще очень важно, чтобы все умели грамотно работать с документами. И здесь вузы сталкиваются с необходимостью исправления ошибок школьного образования, «подтягивать», допустим, русский язык или математику.
Перспективы научной отрасли
— Куда, на ваш взгляд, движется экономика как наука?
— Она становится более прикладной. Жесткие санкции в отношении России заставляют университеты быть более современными, выстраивать свои исследования для решения ежедневных перспективных экономических задач развития страны по всем отраслям. Это изобретение новых продуктов, инновации и импортозамещение. В целом — готовность более глубоко входить в те неизведанные направления развития, которые, может быть, в России еще не выведены на высокий уровень.
— Как развивается сотрудничество университета и бизнеса?
— Мы давно не наблюдали такой большой интерес российских компаний к совместным проектам с вузами. Предприятия ставят студентам задачи по подготовке дипломных проектов, интересуются идеями и стартапами, пытаются взять их себе на вооружение и внедрять.
На мой взгляд, то, к чему мы стремились десять лет назад, начинает работать не только в нашем вузе, но и во многих ведущих университетах России. Опора на свою науку и свое образование — это очень хороший знак для экономики страны, это признак того, что мы выросли. И то, что 98% наших выпускников трудоустраивается сразу после окончания вуза, тоже хороший показатель. Это означает, что молодые специалисты востребованы на рынке труда, время между получением знаний и практическим их применением стремительно сокращается, и мы видим это на деле.
— Каковы планы СПбГЭУ по дальнейшему развитию?
— В будущем мы видим увеличение лабораторий по актуальным для экономики страны направлениям. В частности, на сегодня чувствуется некая стагнация в работе рынка ценных бумаг. Причины этого разные, но мы, как вуз, все равно должны готовить профильных специалистов. Для этого мы наладили сотрудничество с Московской биржей, у нас есть совместные лаборатории, образовательные программы, они позволят развивать это направление.
У нас остается работа в сфере экономики и энергетики — не только с ПАО «Газпром», но и с рядом других компаний, которые добывают и перерабатывают топливо. Мы активно занимаемся обозначенными президентом технологическими инициативами, работаем со всеми крупными компаниями, которым даны соответствующие поручения — «Сбербанк», «РЖД» и, конечно, «Газпром». Мы создаем лаборатории и команды, которые позволяют строить современные математические модели и выдавать актуальные прогнозы, занимаемся прикладными и фундаментальными научными исследованиями.
Ключевые отрасли для нас — энергетика, связь, транспорт, логистика, искусственный интеллект, не забываем про маркетинг вместе с традиционным бухучетом и налогообложением. Много времени уделяем и продолжим уделять обучению и профессиональному росту педагогов, поскольку любое развитие требует не только капитальных вложений, но прочной базы знаний и навыков, которая является питательной средой для любых инноваций.