![Фото: gas-forum.ru](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/0/92/296996145663920.jpg)
Нефтегазовый сектор может стать одним из локомотивов развития ИТ-продуктов российских вендоров, уверены эксперты организованной РБК Петербург дискуссии, состоявшейся в рамках XII Петербургского международного газового форума. Однако пока на пути плодотворного сотрудничества есть два препятствия. Первое — ИТ-поставщикам приходится подстраиваться и иногда кастомизировать свой продукт под конкретные корпорации. Второе — риски застрять на этапе создания зарубежных аналогов, а не собственных уникальных продуктов, тем самым теряя собственную конкурентоспособность на мировом рынке.
Эффект масштаба
Несмотря на уход западных ИТ-вендоров, причин для серьезного беспокойства за судьбу российской промышленности и нефтегазовых компаний нет. Во многом благодаря тому, что у ведущих компаний есть собственные технологические подразделения, которые занимаются технологическими разработками. К примеру, в «Газпром нефти» создан собственный ИТ-кластер и несколько десятков цифровых центров по всей стране. В результате, как отмечает руководитель программы импортозамещения ИТАТ «Газпром нефти» Татьяна Пирнавская, сейчас в компании обеспечен высокий уровень технологической независимости.
«У нас есть технопарки, в которые можно и нужно заходить всем поставщикам ИТ-решений — даже если речь идет о чем-то уже известном, но с потенциалом развития нового функционала и сервисов на основе коллаборации с нашими технологиями», — отметила Татьяна Пирнавская.
![Татьяна Пирнавская, «Газпром нефть»](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/1/73/296996166501731.jpg)
Представители высокотехнологичного бизнеса, имевшие опыт взаимодействия с корпорациями, пока пессимистично оценивают перспективы подобного сотрудничества с крупными представителями нефтегазовой отрасли. Например, коммерческий директор ООО «Сафротех» Роман Сафронов рассказал, что у корпораций слишком длинные и забюрократизированные процедуры — например, сертификация оборудования может занимать полтора года, к тому же этот процесс финансово затратный. «Так что вместо того, чтобы инвестировать в НИОКР, в разработку, нам приходится очень много ресурсов тратить на преодолением административных барьеров. Т.е. с одной стороны нам говорят, что надо разрабатывать быстрее, а с другой — выставляют административные барьеры, которые сводят на нет наши усилия по ускорению. Вкупе с тем, что многие игроки нефтегазовой отрасли продолжают использовать западные продукты, это приводит к ограничению рынка сбыта для отечественных производителей», — объясняет эксперт.
![Роман Сафронов, ООО «Сафротех»](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/1/21/296999698010211.jpg)
Любопытно, что практика самих нефтегазовых компаний показывает, что многие компании не готовы идти навстречу крупным заказчикам и дорабатывать свои продукты — им проще отступить, сославшись на нехватку ресурсов.
Проблемы в ассортименте
Дополнительные сложности для российских вендоров представляет активизация азиатских — и в частности, китайских — компаний. Причем, речь идет как о расширении присутствия тех, кто вышел на российский рынок раньше, так и о появлении совершенно новых игроков. Таким образом, конкурировать приходится не только с западными вендорами, но и с восточными. Ведь многие представители промышленных компаний, по словам участников дискуссии, рассматривают импортозамещение как процесс отказа от решений из Европы и США, а вовсе не как переход на отечественные продукты.
Между тем, у отечественных производителей есть существенные преимущества. «Компания, экспертиза которой находится в России, по объективным причинам глубже и пристальнее смотрит за требованиями заказчиков, нормативными требованиями. У нас понятийное преимущество и мы сможем закрыть потребности лучше, чем наши китайские коллеги, — убежден директор департамента по развитию бизнеса Mobile Inform Group Михаил Чернышев. — Кроме самого продукта важны еще и экосистемы: прикладного ПО, программных средств защиты информации, инфраструктуры».
![Михаил Чернышев, Mobile Inform Group](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/4/60/296996167306604.jpg)
К примеру, в случае с экосистемой подключаемых устройств для производственной компании из сферы нефтегаза важно не только само мобильное устройство — добавочную стоимость создают различного рода смежные приборы, подключаемые к мобильному устройству: газоанализаторы, приборы измерения температур, вибрации и так далее. Кроме того, по мнению эксперта, преимуществом российских разработчиков является их участие в различных рабочих группах технологических советов.
Скрытый элемент
И хотя импортозамещение в целом, по оценкам участников встречи, стимулирует развитие российских ИТ-компаний, есть и обратная сторона медали. Многие заказчики хотят заменить решения производителей, покинувших наш рынок, на аналогичное. Такой подход, возможно, решит текущие задачи, но стратегически не верен, убеждены участники дискуссии. Т.е. нужно в первую очередь работать над инновационностью и эффективностью своих решений, а не пытаться сделать копии.
«Прикладное ПО в нефтегазовой сфере зачастую внедрялось 5-10, а в некоторых случаях и 15 лет назад. За это время могли поменяться и действительно поменялись бизнес-процессы внутри компании, множество смежных систем появилось как на рынке в целом, так и в периметре компании, какие-то вовсе потеряли актуальность, — объясняет руководитель направления нефтегаз и энергетика ITentika (часть N3Group) Андрей Пыжов. — Изменились и сами потенциальные пользователи этих систем. Все это требует иного, не просто замещающего подхода к выбору новых ИТ-продуктов». Эксперт уверен: необходимость импортозамещения ПО открывает перед нефтегазовыми компаниями отличную возможность внедрить более эффективные системы, тем самым получив дополнительные преференции от импортонезависимости.
![Андрей Пыжов, ITentika (часть N3Group)](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/2/21/296996167629212.jpeg)
Но на этом пути тоже есть препятствия. Декан факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Андрей Анфиногенов в числе фундаментальных проблем называет лакуну между разработкой технологий и производством. «У нас и с НИОКР все хорошо, и производить мы умеем. Но нам необходимо закрыть вопрос интеграции технологии. Обычно этим занимаются конструкторские бюро, опытные лаборатории, предпромышленные подразделения — ровно то, что нужно для выхода на массовое производство, и что было заменено на западные технологии. И вкладываться в это направление мало кто спешит», — пояснил эксперт. По его мнению, эту лакуну нужно заполнять, тогда у нас будет не просто импортозамещение, а нечто реально свое, не замещенное, а созданное. Одно из решений — это направленное развитие deep tech стартапов, совмещающих в себе недостающие функции и соединяющие науку и большие производства, добавляет Анфиногенов.
![Андрей Анфиногенов, ИТМО](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/0/39/296996168062390.jpg)
Международные рынки
Одним из направлений, где у нас есть все необходимое для прорыва, экспертам видится технология искусственного интеллекта — именно разработки на основе ИИ могут нам позволить выйти на международные рынки и доказать свою состоятельность. При этом развивать ИИ-решения надо на более зрелом уровне, чем сейчас. Препятствует же выводу технологии на новый уровень прежде всего некоторая инертность бизнеса, не желающего серьезно экспериментировать в этом направлении, а также опасения менеджмента высшего звена потерять в цене и востребованности своей экспертизы на рынке труда.
«Российский заказчик пока заинтересован лишь в очень простых решениях, — объясняет директор по управлению данными «Оператор Газпром ИД», руководитель центра технического консультирования БШ «Сколково» Павел Мягких. — Например, запускают чат-бот и ждут, что их бизнес резко изменится к лучшему. А нужно комплексное понимание ценностей, которые может дать бизнесу ИИ. При комплексном подходе ИИ может привести к качественным изменениям и прибавить 1-2% к эффективности какого-то ключевого бизнес-процесса — для большого бизнеса это миллиарды рублей». Эксперт уверен, что у нефтегазовой сферы в этом отношении очень важная роль: примененные в ней решения могут быть легко трансформированы и для других отраслей — например, для ретейла.
![Павел Мягких, БШ «Сколково»](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/1/07/296996146631071.jpg)
Генеральный директор «Ланит-Терком» Вадим Сабашный согласен с тем, что нефтегазовые компании могут сделать многое для продвижения инноваций в другие сферы — и это касается не только ИИ-продуктов, но и других ИТ-решений. «Очень важна синергия ИТ-разработчиков и представителей отрасли: если есть апробированное внутри корпорации решение, его просто нужно красиво завернуть и показать рынку. Это проще, чем разрабатывать с нуля и намного быстрее. Как завод не строится моментально, так и ИТ-проекты разрабатываются годами».
Схема, по словам Сабашного, уже работает — так было, к примеру, в случае с цифровым двойником сейсморазведочных работ, который был разработан по инициативе специалистов одной из ведущих российских нефтегазовых компаний и совместно с ними, а сейчас предлагается добывающим компаниям. Потенциально такой подход может открыть доступ отечественным ИТ-компаниям и к зарубежным рынкам дружественных стран, а это уже станет весомым драйвером для ИТ-индустрии страны.