
Мошенники, стремящиеся отнять деньги граждан, постоянно совершенствуют свой инструментарий и приемы воздействия. Финансовые организации, в свою очередь, также постоянно работают над средствами защиты граждан. Однако потери россиян от действий финансовых мошенников по-прежнему исчисляются миллиардами рублей в квартал и миллионами в день. Проблема, уверены участники организованной РБК Петербург дискуссии «Мошенничество: новые схемы и борьба с ними», в низкой финансовой и цифровой грамотности населения.
Пугающая статистика
По оценкам Ассоциации развития финансовой грамотности, мошенники снимают порядка 40 млн руб. в день со счетов россиян. Центробанк оценил размер похищенных у россиян средств только во втором квартале 2022 года в 2,9 млрд руб., а за полгода сумма превысила 6 млрд руб. При этом доля возмещенных или возвращенных средств по операциям, совершенным без согласия клиентов, составила лишь около 5%.
Ситуация действительно выглядит весьма удручающе. По данным одного из крупнейших банков страны, число атак финансовых мошенников на его клиентов с января составило более 6,8 млн, при этом рост по сравнению со всем прошлым годом оказался трехкратным. Опрос в одной из крупнейших российских соцсетей показал, что каждый третий россиянин становился жертвой мошенников в интернете или сталкивался с обманом его близких.
И это еще оптимистичные оценки. Исследование одной из интернет-платформ показало, что более 70% респондентов сталкивались с попытками финансового мошенничества, причем более 40% — один или два раза за прошедший год. Почти 30% зафиксировали еще более частые контакты со злоумышленниками.
При этом не стоит думать, что мошенникам удается получить прибыль только с тех, кто не образован или кому не хватает финансовых интернет-навыков. В СМИ и соцсетях регулярно появляются новости о том, что на уловки злоумышленников попадаются даже работники банков, а иногда и правоохранительных органов, т.е. те люди, которые должны быть осведомлены о схемах злоумышленников и потенциальных угрозах. Участники дискуссии также признались, что, сталкиваясь со звонками мошенников, испытывают сомнения и беспокойство.
Схемы и механики
По-прежнему действенным инструментом отъема денег у граждан остаются звонки мошенников, правда, трансформировался сам подход. «Раньше мошенники представлялись службой безопасности отдельных банков, а теперь — службой безопасности Банка России, — рассказывает топ-менеджер одного из банков Светлана Никулина. — Клиент слышит это сочетание и сразу пугается, ведь не все знают, что Банк России с физлицами не работает. И это цепляет клиента на крючок».

Эксперт Управления безопасности Северо-Западного ГУ Банка России Андрей Кобзарь описывает схему в деталях. Мошенники по телефону пытаются убедить человека, что с его счетом происходят сомнительные операции. Чтобы заставить потенциальную жертву им поверить, они отправляют на электронную почту или в мессенджер поддельные документы якобы сотрудников Банка России. Они выглядят убедительно, в них даже могут быть указаны фамилии реальных работников — некоторые злоумышленники берут сведения с сайта Банка России. После этого мошенники убеждают клиента банка перевести деньги на якобы безопасный счет, а затем крадут их. Бывают случаи, когда они даже убеждают человека оформить кредит и перевести им полученные средства. Дальнейших сценариев обмана много, но главная задача мошенника — войти в доверие к человеку, поэтому они и используют поддельные документы.
«Отмечу, что Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета, не звонит им, а его сотрудники не направляют никому копии своих документов. Если вам поступил такой звонок, незамедлительно кладите трубку», — рекомендует Андрей Кобзарь.

Распространение онлайн-торговли и развитие маркетплейсов и интернет-сервисов привело к тому, что мошенники взяли на вооружение и их возможности. Анна Дубилет, представитель руководства одного из банков, рассказала о такой схеме. Человек собрался продать на одной из онлайн-площадок ставший ненужным паровой котел нестандартных размеров и был уверен, что процесс будет долгим. Однако быстро раздался звонок: оказалось, что именно эта вещь необходима пользователю сервиса. Чтобы котел никому не продали, звонящий предложил продиктовать ему номер карты для быстрой оплаты и SMS-код, чтобы платеж прошел. «Разместивший объявление человек был настолько рад, что избавляется от этого котла, и получит деньги, что критическое мышление отключилось», — объясняет эксперт. Пример показателен: как бы владельцы интернет-сервисов ни заботились о безопасности платежей и взаимодействия участников сделок, человеческий фактор оказывается узким местом, который позволяет злоумышленникам зарабатывать.

Буквально на днях Центробанк сообщил еще об одном новом виде мошенничества. Представляясь по телефону сотрудниками правоохранительных органов, расследующих дело о массовой утечке персональных данных из банков, злоумышленники сообщают, что среди украденных данных могут быть и его персональные сведения. Потенциальной жертве предлагают свериться с базой утечек, чтобы привлечь его в качестве потерпевшего. Далее у человека спрашивают, в каком банке он обслуживается и просят назвать данные карты, в том числе трехзначный номер с ее обратной стороны. Таким образом мошенники пытаются получить доступ к счету жертвы.
Участники дискуссии отметили, что среди преимуществ мошенников — гибкость и умение очень оперативно подстраиваться под новостную повестку. Артем Назаретян, руководитель направления в компании из сферы инфобезопасности, заметил поразительную точность попадания злоумышленниками в эмоции, время, когда нужно контактировать с потенциальной жертвой, в новостную повестку, а также качество сбора информации. «Психологические уловки остаются все теми же: упор делают на жадность, страх, желание быстро заработать. Единственное что меняется — новостная повестка. Случился коронавирус — начинают использовать и компрометировать людей с упором на это, предлагают получить QR-код, льготы или выплаты, а для этого требуют предоставить данные карты или перечислить деньги. Началась мобилизация — начали эксплуатировать ее», — объясняет эксперт. Старые техники работают, потому что социальная инженерия позволяет эксплуатировать самый уязвимый фактор в системе защиты — человеческий.

Вопросы гигиены
Участники дискуссии уверены: чтобы россияне реже попадались на уловки мошенников, нужно прививать им базовые знания о правилах поведения в интернете, обращения с финансовыми инструментами и т.д. Однако, как заметила Анна Дубилет, всегда будут те, кто хочет быстро и много заработать, не вкладывая ничего. Поэтому полностью избавиться от потерь не получится, но в финансовой сфере повышением грамотности и информированности людей можно значительно улучшить ситуацию. Пока же многие клиенты банков не хотят даже SMS-уведомления подключать и просят увеличить лимиты на платежи до нескольких сотен тысяч рублей.
Наталья Григорьева, руководитель юридического департамента телеком-компании, уверена, что именно нехватка знаний у населения не позволит добиться снижения числа мошенничеств: для этого должно вырасти новое поколение, которое умеет получать информацию из разных источников и ее осмысливать. «К тому же сейчас крайне тревожная экономико-политическая ситуация, и люди отключают критическое мышление, ищут вариант заработать. Так что, возможно, снизится число телефонных мошенничеств, но есть же еще покупка криптовалюты, ставки на спорт, пирамиды и т.д. Да и СМИ эту проблему освещают», — говорит эксперт.

Светлана Никулина, в свою очередь, обращает внимание, что СМИ уделяют мало внимания просвещению населения: «Есть чудесный инструмент воздействия на массовые умы определенных категорий людей — это телевидение. И если в городах-миллионниках работают другие каналы взаимодействия с людьми, то для регионов и возрастной категории телевизор по-прежнему работает на ура. К сожалению, на данный момент на ТВ не уделяется должное внимание вопросам финансовой безопасности и грамотности. Этот вопрос надо освещать активно — только в этом случае будет результат».
Все участники дискуссии согласны с тем, что для повышения эффективности борьбы с финансовыми мошенничествами, необходимы консолидированные усилия: власти, бизнеса и самих людей. Но так как с желанием последних есть проблемы до момента кражи денег, то и на реальный результат в обозримой перспективе рассчитывать сложно.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.