Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Финансовые мошенничества: как сохранить средства

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Мошеннические схемы, направленные на кражу денег у населения, просты и известны, но по-прежнему эффективны. Как с ними бороться — в материале РБК Петербург.

Мошенники, стремящиеся отнять деньги граждан, постоянно совершенствуют свой инструментарий и приемы воздействия. Финансовые организации, в свою очередь, также постоянно работают над средствами защиты граждан. Однако потери россиян от действий финансовых мошенников по-прежнему исчисляются миллиардами рублей в квартал и миллионами в день. Проблема, уверены участники организованной РБК Петербург дискуссии «Мошенничество: новые схемы и борьба с ними», в низкой финансовой и цифровой грамотности населения.

Пугающая статистика

По оценкам Ассоциации развития финансовой грамотности, мошенники снимают порядка 40 млн руб. в день со счетов россиян. Центробанк оценил размер похищенных у россиян средств только во втором квартале 2022 года в 2,9 млрд руб., а за полгода сумма превысила 6 млрд руб. При этом доля возмещенных или возвращенных средств по операциям, совершенным без согласия клиентов, составила лишь около 5%.

Ситуация действительно выглядит весьма удручающе. По данным одного из крупнейших банков страны, число атак финансовых мошенников на его клиентов с января составило более 6,8 млн, при этом рост по сравнению со всем прошлым годом оказался трехкратным. Опрос в одной из крупнейших российских соцсетей показал, что каждый третий россиянин становился жертвой мошенников в интернете или сталкивался с обманом его близких.

И это еще оптимистичные оценки. Исследование одной из интернет-платформ показало, что более 70% респондентов сталкивались с попытками финансового мошенничества, причем более 40% — один или два раза за прошедший год. Почти 30% зафиксировали еще более частые контакты со злоумышленниками.

При этом не стоит думать, что мошенникам удается получить прибыль только с тех, кто не образован или кому не хватает финансовых интернет-навыков. В СМИ и соцсетях регулярно появляются новости о том, что на уловки злоумышленников попадаются даже работники банков, а иногда и правоохранительных органов, т.е. те люди, которые должны быть осведомлены о схемах злоумышленников и потенциальных угрозах. Участники дискуссии также признались, что, сталкиваясь со звонками мошенников, испытывают сомнения и беспокойство.

Схемы и механики

По-прежнему действенным инструментом отъема денег у граждан остаются звонки мошенников, правда, трансформировался сам подход. «Раньше мошенники представлялись службой безопасности отдельных банков, а теперь — службой безопасности Банка России, — рассказывает топ-менеджер одного из банков Светлана Никулина. — Клиент слышит это сочетание и сразу пугается, ведь не все знают, что Банк России с физлицами не работает. И это цепляет клиента на крючок».

Светлана Никулина
Светлана Никулина (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург )

Эксперт Управления безопасности Северо-Западного ГУ Банка России Андрей Кобзарь описывает схему в деталях. Мошенники по телефону пытаются убедить человека, что с его счетом происходят сомнительные операции. Чтобы заставить потенциальную жертву им поверить, они отправляют на электронную почту или в мессенджер поддельные документы якобы сотрудников Банка России. Они выглядят убедительно, в них даже могут быть указаны фамилии реальных работников — некоторые злоумышленники берут сведения с сайта Банка России. После этого мошенники убеждают клиента банка перевести деньги на якобы безопасный счет, а затем крадут их. Бывают случаи, когда они даже убеждают человека оформить кредит и перевести им полученные средства. Дальнейших сценариев обмана много, но главная задача мошенника — войти в доверие к человеку, поэтому они и используют поддельные документы.

«Отмечу, что Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета, не звонит им, а его сотрудники не направляют никому копии своих документов. Если вам поступил такой звонок, незамедлительно кладите трубку», — рекомендует Андрей Кобзарь.

Андрей Кобзарь
Андрей Кобзарь (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург )

Распространение онлайн-торговли и развитие маркетплейсов и интернет-сервисов привело к тому, что мошенники взяли на вооружение и их возможности. Анна Дубилет, представитель руководства одного из банков, рассказала о такой схеме. Человек собрался продать на одной из онлайн-площадок ставший ненужным паровой котел нестандартных размеров и был уверен, что процесс будет долгим. Однако быстро раздался звонок: оказалось, что именно эта вещь необходима пользователю сервиса. Чтобы котел никому не продали, звонящий предложил продиктовать ему номер карты для быстрой оплаты и SMS-код, чтобы платеж прошел. «Разместивший объявление человек был настолько рад, что избавляется от этого котла, и получит деньги, что критическое мышление отключилось», — объясняет эксперт. Пример показателен: как бы владельцы интернет-сервисов ни заботились о безопасности платежей и взаимодействия участников сделок, человеческий фактор оказывается узким местом, который позволяет злоумышленникам зарабатывать.

Анна Дубилет
Анна Дубилет (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург )

Буквально на днях Центробанк сообщил еще об одном новом виде мошенничества. Представляясь по телефону сотрудниками правоохранительных органов, расследующих дело о массовой утечке персональных данных из банков, злоумышленники сообщают, что среди украденных данных могут быть и его персональные сведения. Потенциальной жертве предлагают свериться с базой утечек, чтобы привлечь его в качестве потерпевшего. Далее у человека спрашивают, в каком банке он обслуживается и просят назвать данные карты, в том числе трехзначный номер с ее обратной стороны. Таким образом мошенники пытаются получить доступ к счету жертвы.

Участники дискуссии отметили, что среди преимуществ мошенников — гибкость и умение очень оперативно подстраиваться под новостную повестку. Артем Назаретян, руководитель направления в компании из сферы инфобезопасности, заметил поразительную точность попадания злоумышленниками в эмоции, время, когда нужно контактировать с потенциальной жертвой, в новостную повестку, а также качество сбора информации. «Психологические уловки остаются все теми же: упор делают на жадность, страх, желание быстро заработать. Единственное что меняется — новостная повестка. Случился коронавирус — начинают использовать и компрометировать людей с упором на это, предлагают получить QR-код, льготы или выплаты, а для этого требуют предоставить данные карты или перечислить деньги. Началась мобилизация — начали эксплуатировать ее», — объясняет эксперт. Старые техники работают, потому что социальная инженерия позволяет эксплуатировать самый уязвимый фактор в системе защиты — человеческий.

Артем Назаретян
Артем Назаретян (Фото: пресс-служба)

Вопросы гигиены

Участники дискуссии уверены: чтобы россияне реже попадались на уловки мошенников, нужно прививать им базовые знания о правилах поведения в интернете, обращения с финансовыми инструментами и т.д. Однако, как заметила Анна Дубилет, всегда будут те, кто хочет быстро и много заработать, не вкладывая ничего. Поэтому полностью избавиться от потерь не получится, но в финансовой сфере повышением грамотности и информированности людей можно значительно улучшить ситуацию. Пока же многие клиенты банков не хотят даже SMS-уведомления подключать и просят увеличить лимиты на платежи до нескольких сотен тысяч рублей.

Наталья Григорьева, руководитель юридического департамента телеком-компании, уверена, что именно нехватка знаний у населения не позволит добиться снижения числа мошенничеств: для этого должно вырасти новое поколение, которое умеет получать информацию из разных источников и ее осмысливать. «К тому же сейчас крайне тревожная экономико-политическая ситуация, и люди отключают критическое мышление, ищут вариант заработать. Так что, возможно, снизится число телефонных мошенничеств, но есть же еще покупка криптовалюты, ставки на спорт, пирамиды и т.д. Да и СМИ эту проблему освещают», — говорит эксперт.

Наталья Григорьева
Наталья Григорьева (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург )

Светлана Никулина, в свою очередь, обращает внимание, что СМИ уделяют мало внимания просвещению населения: «Есть чудесный инструмент воздействия на массовые умы определенных категорий людей — это телевидение. И если в городах-миллионниках работают другие каналы взаимодействия с людьми, то для регионов и возрастной категории телевизор по-прежнему работает на ура. К сожалению, на данный момент на ТВ не уделяется должное внимание вопросам финансовой безопасности и грамотности. Этот вопрос надо освещать активно — только в этом случае будет результат».

Все участники дискуссии согласны с тем, что для повышения эффективности борьбы с финансовыми мошенничествами, необходимы консолидированные усилия: власти, бизнеса и самих людей. Но так как с желанием последних есть проблемы до момента кражи денег, то и на реальный результат в обозримой перспективе рассчитывать сложно.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Инструменты Начинать или нет: как себя чувствует малый бизнес
Содержание
Закрыть