Пандемия с ее оттоком кадров впервые за долгое время сделала рынок труда рынком соискателя, заставляя бизнес повышать свою конкурентоспособность в качестве работодателя. Последние события дали повод ряду экспертов прогнозировать высвобождение большого количества рабочей силы, которое ослабит конкуренцию за кадры. Как при этом не потерять молодежь, которая сегодня только выбирает карьерный путь, и не создать в долгосрочной перспективе очередной дефицит необходимых профессий, обсудили эксперты и работодатели в ходе дискуссии «Работу молодым: как меняется молодежный рынок труда, и чем государство помогает работодателям», организованной РБК Петербург.
Молодежная занятость: гипотезы и факты
«Я надеюсь, гипотеза о том, что скоро людей на рынке труда будет достаточно для всех работодателей, не подтвердится. Мы проходили это в 90-е. Общаясь с представителями строительной отрасли, они вспоминают, почему у нас развалилась система подготовки рабочих кадров в ПТУ: когда закрывались оборонные предприятия, высвобождалось одномоментно по несколько тысяч слесарей, фрезеровщиков, сварщиков. Строительная отрасль перестала быть заказчиком для системы профобразования», — подчеркивает зампредседателя комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Николай Рогачев.
Операционный директор книжной сети «Буквоед» Мария Бахонкина видит в потенциально возможном сценарии развития «рынка работодателя», когда соискателям приходится прилагать усилия, чтобы получить рабочее место, определенные преимущества. «Если ситуация сложится таким образом, то молодежь будет вынуждена учиться ответственности, самостоятельно развивать soft-skills», — полагает она.
По словам директора Ресурсного центра социологических и интернет исследований СПбГУ Майи Русаковой, для того, чтобы обеспечить рост предпринимательства — не дикого предпринимательства, а технологических, творческих стартапов, чтобы вырастить людей, которые будут заниматься наукой, будут преподавать, используя современные подходы, неправильно рассчитывать на провал, когда они сами к нам побегут. «Да, придут люди, которые будут готовы работать за стакан супа, но это не те люди, которые нужны для того, чтобы обеспечить развитие», — уверена эксперт.
Пока что, по ее данным, гипотеза о существенном росте безработицы, в том числе среди молодежи, не подтверждается — около 80-85% молодых людей имеют занятость. «Они могут при этом находиться, в том числе, и в поиске, но тем не менее зарабатывают себе «на плюшки» или проходят оплачиваемую стажировку», — поделилась Русакова.
Данные комитета по труду и занятости также говорят о том, что соотношение на рынке труда сохраняется в пользу молодежи. «Доля самой интересной бизнесу категории работников — в возрасте до 30 лет — радикально снизилась по сравнению с тем периодом, когда мы пребывали в этой возрастной категории, более чем на 40%, а в отдельных группах на 60%. Из 66 тыс. выпускников вузов прошлого года только 0,4% зарегистрированы в службе занятости. Все это говорит о том, что молодежь еще более востребована», — рассказал Николай Рогачев. Исключение, по его словам, составляет отрасль авиаперевозок: «Мы сейчас работаем над тем, чтобы обеспечить работой выпускников соответствующего петербургского вуза и не потерять их».
Востребованность молодых кадров подтверждается и данными платформы «Авито». «В целом по Санкт-Петербургу примерно 20% вакансий находится в категории для студентов. Нам важно, чтобы каждый смог найти подходящую работу среди всего многообразия предложений на платформе», — отметил руководитель группы продаж «Авито Работа» Андрей Туякпаев.
Опыт бизнеса и инструменты от государства
Задача привлечения молодых кадров остро стоит, в частности, в отельной индустрии. «В первую очередь это касается таких отделов, как хозяйственная служба, ресторанная служба. Мы хотели бы уйти от аутсорсинга, поскольку заинтересованы в постоянном персонале, ведь это влияет на качество сервиса», — подчеркивает генеральный менеджер Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo Анна Возняк. По ее словам, отель работает с вузами и охотно принимает молодежь на стажировки. Однако молодежь нуждается в стажировках, в первую очередь, на период летних каникул, а в отеле это как раз высокий сезон, когда уделить достаточно времени стажерам не всегда получается.
По словам Николая Рогачева, в этом году появились интересные инструменты для решения подобных задач. В частности — программа общественных работ, когда государство компенсирует часть заработной платы временному сотруднику на срок до трех месяцев. Ее можно использовать как для того, чтобы решить вопрос с сезонным наймом, так и в качестве стажировки — трех месяцев как раз хватит, чтобы присмотреться к сотруднику и понять, стоит ли нанимать его на постоянную работу.
Если молодого сотрудника взять в штат, Фонд социального страхования возвращает работодателю часть его зарплаты, за первый, третий и шестой месяцы работы — всего порядка 60 тыс. руб., что, по оценкам Николая Рогачева, примерно соответствует затратам на привлечение и адаптацию одного такого работника.
Многие компании заинтересованы в приеме на стажировки не только выпускников, студентов, но и старших школьников. «У нас от 35 до 40% в зависимости от сезона молодежь от 16 до 25 лет. Мы уже несколько лет практикуем работу школьников. Мы уверены, что для того, чтобы у нас была осознанная молодежь с внятной мотивацией в регулярном штате на постоянной основе, начинать надо со школы, с 10 класса. Мы сейчас заходим в большой проект со школами Санкт-Петербурга, Москвы и Поволжья — в крупных городах нашего присутствия», — поделилась директор по персоналу «Улыбки Радуги» Ирина Гусакова.
Здесь у государства тоже есть что предложить бизнесу. «Комитет развивает программу временной занятости для молодежи в возрасте от 14 до 18 лет. Наиболее важно, что мы можем создать концентрированный поток таких соискателей», — отмечает Николай Рогачев.
Этим инструментом активно пользуется, например, «Почта России». «Сейчас у нас в процессе договор на трудоустройство 150 подростков по программе Центра занятости населения. Вообще на этот год мы планируем трудоустроить порядка 400 человек», — рассказала руководитель отдела подбора персонала макрорегиона Северо-Запад «Почты России» Анна Алимова. «Отдельным потоком у нас идет работа с учебными заведениями — мы охватываем вузы, ссузы. С января месяца мы начинаем их активно объезжать, рассказывать о себе. «Почта России» очень поменялась — сегодня мы становимся цифровой компанией, интересной, как работодатель», — добавила она.
Работой с вузами занимаются и другие крупные работодатели. «Мы успешно сотрудничаем с профильными вузами, сейчас наша зона развития — сотрудничество с непрофильными. У нас большой бэк-офис, более тысячи человек. Это и логистика, и IT, и финансы, и арендные отношения — большое количество направлений, где нужна молодежь», — поделилась руководитель группы подбора и адаптации Melon Fashion Group Юлия Емельянова.
По мнению Николая Рогачева, в привлечении выпускников и студентов на первую работу помогают городские ярмарки вакансий, в том числе проводимые специально для молодежи. Крупнейшее мероприятие подобного формата — Молодежный карьерный форум — собирает около 5000 тысяч студентов, выпускников и молодых профессионалов ежегодно*.
Прикладные профессии
Работа со школьниками — вопрос первой необходимости для производственных компаний, нуждающихся в квалифицированных рабочих кадрах. «Сегодня мы используем 20% аутсорса. Мы бы с удовольствием от него отказались, если бы могли заменить штатными сотрудниками. Но ситуация в России по производственным профессиям до сих пор сложная — молодежь не хочет идти ни в сварщики, ни в штамповщики», — отмечает директор по персоналу корпорации «Термекс» Оксана Олейник. В такой ситуации компания просто вынуждена плотно работать и с колледжами, и со старшими классами школ в Тосненском районе, где расположено предприятие, и ближайшем к нему Пушкинском районе.
Подвижки уже есть. Например, по словам Олейник, рабочими профессиями начинают интересоваться девушки. «У нас есть девушки, которые работают сварщиками. Они варят такие прекрасные швы, что многие мужчины позавидовали бы», — говорит Оксана Олейник.
Возросший интерес молодежи к профессиям, не требующим высшего образования, отмечает и директор направления «Развитие человека на основе данных» Университета 2035 Андрей Комиссаров. «В последний год количество молодых людей, идущих в учреждения среднего профессионального образования, приблизилось к количеству поступающих в вузы — такого раньше не было. Анализ рынка труда показывает, что сейчас высоко востребованы прикладные профессии. Например, для беспилотных летательных аппаратов — это макетчики, клейщики, слесари. И, по данным соцопросов, есть осознанная молодежь, которая получает профессии, не требующие высшего образования», — говорит эксперт.
«Ребята хотят работать руками», — подтверждает со-основатель школы «Траектория жизни» Наталья Капируля. «Поэтому один из проектов — это школа, которая рушит границу между школой и бизнесом, которая показывает, как многообразен профессиональный мир», — говорит она.
Требовательные и творческие
Проблема привлечения молодежи обостряется новыми требованиями, которые соискатели предъявляют к рабочему месту. Компаниям-работодателям приходится конкурировать за молодежь не столько друг с другом, сколько с альтернативными формами занятости. «Наша боль — это фриланс, — говорит Юлия Емельянова. — Когда мы приглашаем дизайнеров, первое, о чем они спрашивают — можно ли работать удаленно. А нам как работодателю интересно, чтобы человек был с нами в офисе, потому что каждый наш бренд отшивает 12 коллекций в год, а это значит, что коммуникации и примерки в офисе идут постоянно. При этом мы готовы предложить соискателям гибридную форму работы, мы давно практикуем подобный формат. Главное, чтобы у сотрудника была возможность несколько раз в неделю приезжать в офис».
Развитие социальных сетей также повлияло на популяризацию таких специалистов, как блогер или тиктокер. Юлия Емельянова приводит кейс из практики: «Сейчас молодые ребята могут снимать видео и становиться популярными, зарабатывая на этом неплохие деньги. Поиски smm, контент-менеджеров, специалистов по развитию тиктока иногда затягивается, ввиду того, что специалисты не готовы рассматривать работу в офисе», — рассказала она.
Помимо фриланса и больших зарплат, молодежь хочет «быстрых» денег. «Люди выходят на работу и хотят получать деньги уже вчера. Они охотнее идут на работу, когда видят, что оплата происходит чаще, чем два раза в месяц. Также соискатели активнее откликаются, если видят значок «Компания проверена» — всем хочется работать у добросовестного работодателя», — отмечает Андрей Туякпаев. При этом молодежь мобильна, готова, например, сорваться летом на подработку в Крым, добавляет к этому Мария Бахонкина.
Но, по словам Бахонкиной, молодые люди часто не обладают необходимыми soft skills — в учебных заведениях делают упор на hard, и развивать, например, коммуникабельность и навыки работы в команде им приходится уже на рабочем месте.
В любом случае, молодежь требует особого подхода со стороны работодателя. «Дети хотят свободы, творчества в рамках выбранной профессии и своего рода справедливости — чтобы их вложения на рабочем месте получали соответствующую оценку со стороны работодателя. И это не только про деньги — это про признание, про возможности внутри компании», — подчеркнула Ирина Гусакова.
Взамен компания получает от молодежи драйв и новые идеи. «Нужно лишь быть готовыми слышать и принимать другое мнение», — заключает Гусакова.
*Молодежный карьерный форум — ежегодное место встречи молодежи с крупнейшими компаниями-брендами, работодателями, вузами, колледжами, стартапами и акселераторами. В этом году форум прошел 18 июня в культурном квартале Брусницын на Кожевенной, 30. Среди участников — более 90 компаний, которые представили свои стажировки и вакансии. Партнерами МКФ-2022 стали социальная сети ВКонтакте, Университет 2035, спортивные клубы Зенит и СКА. В рамках форума состоялся конкурс студенческих стажировок «Большой шаг», победители которого получили оплачиваемую стажировку в крупных торговых и ресторанных компаниях Петербурга. Для посетителей были доступны зоны лекций, мастер-классов, презентаций компаний и карьерные консультации специалистов городской Службы занятости населения.