Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Петербургская промышленность в поисках новых источников кадров

Фото: rawpixel (ru.freepik.com)
Фото: rawpixel (ru.freepik.com)
По данным службы занятости, в городе вырос спрос на работников для промышленности, ЖКХ и транспорта.

Крупные промышленные предприятия Петербурга не первый год говорят о кадровом голоде. В настоящее время в связи с амбициозными производственными программами потребность в кадрах еще усилилась, что подтверждается данными службы занятости. Похожие проблемы испытывает сфера ЖКХ и транспорта. О том, как решается проблема нехватки рабочих рук в отраслях высокого кадрового спроса — в материале РБК+ Петербург.

Амбиции и голод

В целом, по оценке и.о.директора «Центра занятости населения Санкт-Петербурга» Татьяны Ивановой, ситуация на рынке труда стабильна — количество петербургских вакансий на портале «Работа в России» колеблется на уровне 43-45 тыс. На учете в Центре занятости в качестве безработных и ищущих работу граждан состоит порядка 20 тыс. человек, причем каждую неделю поступает 2,5-3,5 тыс. новых обращений и примерно столько же человек находит работу либо снимается с учета по иным причинам.

На учете в Центре занятости в качестве безработных и ищущих работу граждан состоит порядка 20 тыс. человек.

Однако в отдельных сферах количество вакансий растет. «Последнее время у нас, по понятным причинам, большой приток вакансий по промышленным предприятиям, которые сейчас испытывают наибольший кадровый голод», — отмечает Татьяна Иванова. По ее словам, это как судостроители и прочие промышленные «гиганты», так и небольшие предприятия — их поставщики и подрядчики.

Представители петербургской промышленности подтвердили растущую потребность в кадрах. «Необходимость в привлечении дополнительного персонала связана, в первую очередь, с увеличением загрузки производственных мощностей компании — в частности, «Силовые машины» работают над созданием отечественных газовых турбин средней и большой мощности. Для решения производственных задач в 2022 году компании группы значительно увеличили число сотрудников инженерно-конструкторских специальностей (более чем на 200, в том числе в студенческие КБ более 60 человек) и трудоустроили более 750 сотрудников рабочих специальностей», — рассказала директор по персоналу АО «Силовые машины» Елена Соловьева. По ее словам, активный набор квалифицированных рабочих ведется, например, на Ленинградском металлическом заводе и на заводе «Электросила».

Похожую ситуацию описала директор по персоналу АО «Невский завод» Ирина Троицына. «Производственная программа Невского завода на ближайшие два года очень амбициозна и требует соответствующей поддержки с точки зрения обеспеченности персоналом. В первую очередь, это привлечение сотрудников для заводского Инженерного центра, специалистов для сервисных служб и производственный персонал», — отметила она.

Николай Рогачев, директор по персоналу АО «Машиностроительный завод «Армалит», напомнил, что кадровый дефицит в промышленности — не сиюминутная проблема. «Есть очевидные долгосрочные факторы, такие как демографическая «яма» 90-х годов», — подчеркнул эксперт. По его словам, в пандемию проблема только обострилась, и последние события — далеко не первопричина. «Я бы не стал искать прямую взаимосвязь данной проблемы — дефицита кадров — с введением санкций, геополитической ситуацией, сложившейся в этом году. Не стоит забывать, что Санкт-Петербург — крупнейший промышленный центр Северо-Запада и страны, с очевидными плюсами и минусами такого положения: высоким уровнем конкуренции во всех сферах, в том числе и по комплектованию штата сотрудников предприятий квалифицированными специалистами», — сказал Рогачев.

Железо — не проблема

Промышленность — не единственная отрасль высокого спроса на кадры в Петербурге. К традиционно трудодефицитным ретейлу и сфере гостеприимства сейчас, по словам Татьяны Ивановой, добавилась сфера ЖКХ. Это связано с изменениями в жилищно-коммунальном комплексе. «Сейчас в сфере ЖКХ размещено более 4 тыс. вакансий, и это только районные жилищные агентства. Теперь они напрямую принимают работников ручного труда, то есть дворников, а также большое количество механизаторов и трактористов для работы на новой технике — а ее закупается много», — рассказала Иванова.

Сейчас в сфере ЖКХ размещено более 4 тыс. вакансий, и это только районные жилищные агентства.

По данным Татьяны Ивановой, уровень зарплат у дворников сегодня в районе 45-49 тыс. руб., есть возможность неполной занятости, гибкого графика работы, а в некоторых случаях предоставляется жилье или компенсация на его приобретение. Такие вакансии, по ее мнению, вполне подошли бы студентам, желающим подработать в свободное от учебы время.

Есть потребность в кадрах и у транспортных компаний. «Железо — не проблема. Мы уже сейчас получаем транспорт с новейшими бортовыми системами. Самая основная проблема — это люди. Сейчас некого выпускать на линию. Людей нет по ряду причин: четко регулируемая заработная плата в бюджете; «ковид» изменил номенклатуру профессий — теперь курьеры зарабатывают как водитель трамвая, который несет ответственность за 300 человек; возможность дистанционной работы; отток иностранной рабочей силы», — отмечал ранее директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин.

Кузницы кадров

Учитывая серьезность проблемы, поиск будущих сотрудников начинается еще в школе. Так, «Горэлектротранс» ввел профориентационные смены в подведомственном детском лагере, инициировал создание в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных кружка по моделизму. А на ПМЭФ-2022 предприятие презентовало проект экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта, концепция развития которого предусматривает в том числе создание учебной базы и детской трамвайной дороги.

Работа с колледжами и вузами — уже «мастхэв» для крупных предприятий. Например, «Силовые машины» принимают на работу учащихся по профильным специальностям («технология машиностроения», «технология сварочного производства», «технологическое регулирование и управление качеством»), поддерживают выпускников колледжей, решивших продолжить обучение в вузах, развивают сеть студенческих конструкторских бюро.

Заводы вовсю получают лицензии на образовательную деятельность — в первую очередь, по рабочим специальностям. Свои «кузницы кадров» есть на «Силмаше», на «Армалите». Транспортники не отстают — в «Горэлектротрансе» работает учебно-производственный комбинат. В «коронакризисном» 2020-м году программу бесплатного обучения водителей открыло и АО «Третий Парк». Точнее, как сообщили в пресс-службе, переобучения — с любой водительской категории, кроме А, на категорию Д.

Максимум источников

Впрочем, в решении кадровых проблем предприятия не полагаются исключительно на собственные силы. «Для нас важно использовать максимальное количество источников для привлечения потенциальных сотрудников — работные сайты, группы в соцсетях и телеграмм-каналах, ярмарки вакансий, сотрудничество с вузами и ссузами. Мы также налаживаем взаимодействие с Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга для содействия в привлечении трудовых ресурсов», — подчеркнула Ирина Троицына.

В свою очередь, Татьяна Иванова отметила, что городская служба занятости сегодня проходит модернизацию, а это значит, что работодатели получают обновленные инструменты для поиска сотрудников. «Все органы власти сегодня от предоставления госуслуг переходят к решению конкретных бизнес-ситуаций. В том числе, центр занятости может предложить клиенту не только получить какую-то определенную государственную услугу, но и оказать комплексную поддержку, не описанную в административных регламентах», — сказала она.

Привычные инструменты, такие как ярмарки вакансий, также перестраиваются под запросы бизнеса. Так, на предстоящей ярмарке вакансий в сфере промышленности, ЖКХ и транспорта служба занятости впервые организует семинар для работодателей совместно с крупнейшими сайтами по поиску работы. «Мы не конкурируем, мы стараемся друг друга дополнять и считаем, что такие коллаборации должны приводить к хорошим результатам», — отметила Ирина Троицына.


Ярмарка вакансий «Рабочие места и стажировки: промышленность, транспорт, ЖКХ» пройдет в Петербурге 24 ноября. Место проведения — конгресс-холл «Московский», Московский пр., 97. В ярмарке примет участие более 50 крупных работодателей.

От первого лица Рынок труда осваивает новые инструменты поддержки
Содержание
Закрыть