Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Национальные цели: первые шаги

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
Эксперты оценили эффект внедрения в России новой системы целеполагания.

С середины 2020 года государственное управление в России строится на базе национальных целей, определенных указом президента. Для чего нужна новая система целеполагания и что она означает для развития регионов, в первую очередь Петербурга и Ленобласти, РБК рассказали эксперты и представители региональных властей.

Что произошло

В июле 2020 года вышел указ президента, определивший национальные цели, на достижение которых теперь должны работать все органы государственной власти. Цели установлены до 2030 года. Всего их пять: а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей; б) возможности для самореализации и развития талантов; в) комфортная и безопасная среда для жизни; г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; д) цифровая трансформация.

Для каждой цели установлены показатели, на достижение которых должна быть направлена деятельность чиновников. Например, в области здоровья и благополучия это обеспечение устойчивого роста численности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года, увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70%.

В этом же указе содержится требование привести в соответствие наццелям систему национальных проектов. Таким образом, в регионы задача по исполнению национальных требований поступает через нацпроекты.

Механизм реализации

Управление по показателям и целям — часть подхода так называемого «нового менеджмента» в госуправлении, отмечает директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Марина Липецкая. Этот подход, по ее словам, развивается в практике достаточно давно, более 30 лет, и, несмотря на критику, имеет свои плюсы.

В научной литературе «новый государственный менеджмент» описывают как некий набор инструментов, позволяющий перенести рыночные модели поведения и регулирования в госсектор. Он предполагает, в частности, применение в государственном секторе менеджмент-технологий коммерческих компаний и переход к механизмам управления по результатам. Внедрение национальных целей и показателей их выполнения вписывается в этот контекст.

«Постановка целей — это центральный процесс управления стратегическим развитием. Наличие нескольких ясных ключевых целей позволяет направить усилия системы государственного управления на их достижение», — подчеркивает Марина Липецкая.

Однако эксперт отметила ряд трудностей, связанных с этим подходом. Первая состоит в том, что напрямую национальные цели в систему показателей эффективности госуправления перевести сложно. «Технически можно декомпозировать любую из пяти национальных целей на несколько компонентов, определить индикаторы и целевые показатели, поручить каждый показатель ответственному ведомству и затем установить для них КПЭ. Однако в реальности такие задачи, как уровень образования, культуры, предпринимательства, — комплексные понятия, требующие проектного объединения многих сторон», — поясняет Липецкая. Многое в достижении этих целей, по ее словам, зависит от устройства общества, конъюнктуры рынков, работы бизнес-структур, внешних процессов.

Второй нюанс — в том, что понимание качества развития — например, того, что является показателем высокого качества жизни, — постоянно трансформируется. «Цели становятся «динамическими точками». Приходится что-то усиливать в способах их достижения», — говорит Марина Липецкая. В прошлом году для ускорения достижения целей запущены новые федеральные инициативы в дополнение к имеющимся нацпроектам и программам, такие же процессы ждут регионы, добавляет эксперт.

Региональная специфика

В Петербурге информация об исполнении национальных целей и реализации национальных проектов собирается в проектном управлении администрации губернатора. «Когда национальные цели были первоначально обозначены еще в 2018 году в рамках «майского» указа, перед регионами была поставлена задача переходить в этой работе на проектные рельсы. В Санкт-Петербурге к тому времени уже 2 года как была внедрена практика реализации проектов развития именно в формате проектного менеджмента», — рассказали РБК в Проектном управлении.

В Санкт-Петербурге реализуются мероприятия разных типов по каждой национальной цели, определенной в Указе, сообщили в Управлении. Эти мероприятия разбиты по направлениям национальных проектов: капитальное строительство (школы, детские сады, спортивные объекты, ледовые катки, баскетбольные залы, жилые дома), закупка современного оборудования для социальных нужд, финансовая поддержка различных групп населения и т. д.

Ежегодно на реализацию национальных проектов в Петербурге выделяется порядка 30 млрд руб., примерно четверть этой суммы — средства федерального бюджета.

30 млрд руб. ежегодно выделяется в Петербурге на реализацию национальных проектов, примерно четверть этой суммы — средства федерального бюджета.

Частные инвестиции, разумеется, невозможно вписать в рамки указа о наццелях. Однако спланировать государственную поддержку инвестиций до определенной степени реально. «Основные векторы, по которым правительством Петербурга запускаются инвестиционные проекты, соответствуют приоритетным направлениям, заложенным в Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года. Такими ключевыми направлениями инвестиционной политики города, к примеру, являются: развитие транспортной, культурно-туристической и социальной инфраструктуры, высокотехнологичных производств, объектов здравоохранения, спорта. Таким образом, реализация инвестиционных проектов неразрывно связана с национальными целями, обозначенными президентом России», — прокомментировали в комитете по инвестициям Петербурга.

В комитете напомнили, что в зависимости от выбранной схемы реализации проекта и финансовой модели предусматривается различное участие федерального и регионального бюджетов. Среди инструментов финансирования инвестпроектов можно отметить средства инвестора, облигационные займы, федеральные бюджетные кредиты.

Недавно к этому набору добавились инфраструктурные бюджетные кредиты от правительства РФ. Так, в 2021 году Петербургу выделены инфраструктурные кредиты на общую сумму более 24 млрд руб., в том числе 10 млрд руб. на создание транспортной развязки ЗСД с Витебским проспектом, 2,5 млрд руб. — на развязку ЗСД в районе Шкиперского протока.

Проекты национального значения

В комитете по инвестициям Петербурга привели примеры нескольких инвестиционных проектов, реализация которых в той или иной мере содействует достижению национальных целей. Во-первых, это строительство Витебской развязки, которое ведется с марта 2021 года в рамках создания Широтной магистрали скоростного движения. «ШМСД позволит снизить нагрузку на улично-дорожную сеть города, перераспределить трафик, идущий через центральные районы, а также улучшить сообщение Петербурга с Ленинградской областью и федеральными трассами», — отметили в комитете по инвестициям.

Еще один транспортный проект — создание и эксплуатация трамвайной линии по маршруту «ст. м. «Купчино» — пос. Шушары — Славянка». Будущая трамвайная сеть «Славянка» — это комплексный инфраструктурный проект, в рамках которого запланировано строительство выделенной линии скоростного трамвая протяженностью более 20 км с эстакадами и мостами, трамвайного депо, остановочных павильонов, а также приобретение 22 современных низкопольных трамваев.

Проект «Остров фортов» нацелен на развитие Кронштадта как культурно-туристического центра. Предполагается создание на территориях общей площадью более 100 га, прилегающих к Каботажной гавани, нового городского кластера с образовательной, туристической и рекреационной инфраструктурой, комфортными общественными пространствами.

Проект по созданию Территории развития СПбГУ и инновационного научно-технологического центра СПбГУ «Невская дельта» (ИНТЦ). Новая территория развития СПбГУ будет включать в себя учебно-научный блок. «Деятельность инновационного научно-технологического центра «Невская дельта» позволит обеспечить потребность экономики Петербурга в квалифицированных кадрах и инновационных технологиях для высокотехнологичных, наукоемких отраслей», — подчеркнули в комитете по инвестициям.

Проект строительства сооружений по временному хранению и перевалке нефтепродуктов в границах нефтяного терминала в морском порту «Большой порт Санкт Петербург». Инвестиционному проекту присвоен стратегический статус, а инвестору АО «Петербургский нефтяной терминал» — статус стратегического инвестора Санкт-Петербурга. В сентябре 2021 года стартовала реконструкция существующего имущественно-производственного комплекса «старой базы» терминала, расположенной в Кировском районе в границах «Большого порта Санкт-Петербург» на участке более 11 га.

Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области:

Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области
Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области (Фото: пресс-служба правительства Ленобласти)

«Поставленные Президентом России национальные цели охватывают развитие всех ключевых направлений — здравоохранения, образования, поддержку малого бизнеса, развитие экспорта, социальную поддержку семей с детьми и многие другие. И стратегия социально-экономического развития Ленинградской области этим целям соответствует.

Ежегодно на реализацию нацпроектов в Ленинградской области выделяется порядка 16 млрд руб., включая федеральное софинансирование, в этом году оно составит более 7 млрд руб. Эти средства идут на предоставление субсидий муниципальным образованиям и нашим учреждениям на закупку оборудования, предоставление услуг и строительство социальных объектов, на субсидии и гранты предпринимателям.

Ежегодный бюджет Ленобласти на реализацию нацпроектов — 16 млрд руб.

По итогам 2021 года Ленинградская область выполнила 97% из поставленных нам 159 показателей нацпроектов. Но для нас важно, чтобы проекты реализовывались не формально, «для галочки», а приносили реальную пользу. Поэтому мы внедрили постпроектный мониторинг и оцениваем, насколько новый благоустроенный сквер или закупленное оборудование в больнице эффективно используются в дальнейшем.

Как и коллеги из других регионов, мы столкнулись с новыми реалиями жизни в условиях пандемии. Например, мы вынуждены были временно приостановить проведение профилактических осмотров и потом «наверстывать» их ускоренными темпами, перевели некоторые мероприятия в онлайн-формат. Но нашим приоритетом в реализации нацпроектов по-прежнему остается ввод социальных объектов в срок. Поликлиники, школы, кванториумы, детские сады — это то, что напрямую влияет и повышает качество жизни жителей Ленинградской области».

Практика «Техногенный ландшафт» поставил рекорды посещаемости
Скачать Содержание
Закрыть