Горный парк «Рускеала» за 2021 год посетили 560 тыс. туристов, сообщили РБК Петербург в управлении по туризму Республики Карелия. Это больше половины всех гостей, посетивших регион с туристической целью. Турпоток в республику за 2021 год составил 957 тыс. человек, на 13% больше, чем годом ранее. «Рускеала» за минувший год нарастила трафик заметнее, чем Карелия, на 37% и добилась лучших результатов в своей истории. С учетом удаленного расположения — 296 километров от Петербурга, 1000 с лишним километров от Москвы; отсутствия моря, горнолыжных склонов или целебного климата — этот проект можно смело назвать российским туристическим феноменом.
В условиях закрытых внешних границ россияне, в частности петербуржцы, выбирали карельский парк как уже полностью «готовый» туристический продукт в отличие от многих других внутренних маршрутов, которые только начали развиваться. Основателю парка Александру Артемьеву удалось то, что редко получается у властей российских регионов, — привести на территорию постоянный поток туристов. «Рускеала» оказалась сверхпопулярной у петербуржцев и открыла для них Карелию: многие во время пандемии побывали в республике впервые.
Сейчас парк активно посещают и москвичи, в том числе благодаря пущенным в «Рускеалу» электричкам — «Ласточкам». Карелия получила не только деньги, привозимые туристами, но и дороги — РЖД поддержала «Рускеалу» новыми маршрутами. В пользу проекта сейчас сыграло и отсутствие требования предъявлять QR-коды: достопримечательности парка располагаются на открытом воздухе, поэтому для посещения «Рускеалы» «ковидные» документы не требуются.
Карелия получила не только деньги, привозимые туристами, но и дороги — РЖД поддержала «Рускеалу» новыми маршрутами.
Александр Артемьев погиб от коронавируса в октябре 2020 года; парк развивает его команда. В 2021 году за предпринимательский успех, повлиявший на развитие целого региона, Артемьев был включен в проект «Герои года» РБК Петербург.
Взлет «Рускеалы»
«Нельзя однозначно сказать, что «Рускеала» является главной целью путешествий по Карелии, но то, что посещение горного парка включено в подавляющее большинство туров по Карелии, несомненно. Популярность парка можно оценить в любой день, даже будний, по количеству автобусов и автомобилей на парковке... Вы с трудом найдете свободное место», — рассказывают в пресс-службе управления по туризму Республики Карелия. Как уточняют в региональном правительстве, тенденция к росту турпотока в республику началась еще до «ковидных» времен, а массовая переориентация отечественных туристов на внутренний рынок только усилила это движение. «Конечно, Карелия, как и все регионы, потеряла определенный процент туристов в лице иностранцев, но образовавшаяся ниша была занята нашими соотечественниками», — добавляют в управлении по туризму.
Число туристов, посещающих «Рускеалу», также росло ежегодно. С 2014 года, когда число посетителей впервые достигло 100 тыс. в год, по 2021 год туристический трафик вырос более чем в 5 раз.
С 2014 года, когда число посетителей впервые достигло 100 тыс. в год, по 2021 год туристический трафик вырос более чем в 5 раз.
Новая легенда Карелии
В правительстве Карелии говорят, что горный парк «Рускеала» — первый на Северо-Западе пример успешной коммерциализации объекта историко-культурного наследия. Как отмечают карельские власти, именно благодаря Александру Артемьеву техногенный ландшафт заброшенного мраморного месторождения превратился в современный туристический комплекс с сетью маршрутов: наземных, водных и подземных.
«Всей душой влюбленный в Карелию, в ее природу, Александр Борисович отдавал ей все свои силы и мечты. Благодаря его идеям и смелым предложениям у нас есть уникальный фестиваль Ruskeala Simfony и знаменитый «Рускеальский экспресс». Но самое главное — у нас есть легенда, прикоснуться к которой приезжают люди со всего мира! Переоценить его вклад в развитие нашей республики невозможно», — написал на странице в соцсети «ВКонтакте» губернатор региона Артур Парфенчиков.
Окупаемость превзошла ожидания
По словам сегодняшнего генерального директора ООО «Колмас Карелия» Олега Бакума, за последние три года в «Рускеалу» было вложено порядка 300 млн руб. Вложения за все годы не подсчитывались, но, по словам Бакума, на первых этапах проекта они также составляли сотни миллионов рублей. Окупаемость инвестиций превзошла ожидания. Например, как отмечает Олег Бакум, в маршрут «Подземная Рускеала», запущенный в 2017 году, было вложено 45 млн руб., расчетный срок окупаемости составлял пять лет. Однако только в год открытия маршрут посетили 30 тыс. туристов, проект в итоге окупился за четыре года.
По данным информационной системы «СПАРК», прибыль ООО «Колмас Карелия» в 2020 году составила 57 млн руб., выручка от продаж — 230,2 млн руб. Годом ранее показатели компании были ниже: по итогам 2019 года прибыль компании составила 33,3 млн руб., выручка — 182,2 млн руб.
С весны 2021 года ООО «Колмас Карелия» принадлежит вдове Александра Артемьева Юлии Артемьевой (91,7%) и сыну Савелию Артемьеву (8,3%).
Лаборатория современного туризма
Рускеальское мраморное месторождение — самое крупное из Приладожских. Оно занимает площадь в несколько десятков квадратных километров и разведано до глубины более пятисот метров. Добытый здесь мрамор использовался для облицовки Исаакиевского и Казанского соборов, Зимнего и Мраморного дворцов, Михайловского замка. В 1998 году главный карьер мраморных ломок принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия, спустя год он был включен в международный туристский маршрут «Голубая дорога».
Проект был запущен на средства и за счет усилий компании ООО «Колмас Карелия», которой владел и руководил Александр Артемьев. В «Рускеале» была открыта первая экологическая тропа и фрагмент штольни, создана лодочная станция. За шестнадцать лет в горном парке запустили целый ряд новых проектов. В парке работает комплекс «Рускеала Экстрим Парк», куда входят аттракционы и веревочный парк.
Проект был запущен на средства и за счет усилий компании ООО «Колмас Карелия», которой владел и руководил Александр Артемьев. В «Рускеале» была открыта первая экологическая тропа и фрагмент штольни, создана лодочная станция.
На территории «Рускеалы» установлены информационные стенды, оборудованы пешие туристические тропы. Создатели парка называют «Рускеалу» «лабораторией современного туризма».
Дороги привели туристов
Важную роль в развитии проекта сыграли Российские железные дороги. Поток туристов заметно увеличился после того, как были запущены регулярные «Ласточки» между Петербургом и Сортавалой, связанные с электричками Сортавала — Рускеала и ретропоездом «Рускеальский экспресс», следующим в горный парк из Сортавалы. Ретропоезд на паровой тяге «Рускеальский экспресс» стал отдельной туристической «фишкой», добавившей популярности как Рускеале, так и Сортавале, из которой отправляется. Летом 2020 года было организовано прямое железнодорожное сообщение между Москвой и горным парком «Рускеала».
Ретропоезд на паровой тяге «Рускеальский экспресс» стал отдельной туристической «фишкой», добавившей популярности как Рускеале, так и Сортавале, из которой отправляется.
Летом 2021 года РЖД запустила новый маршрут на рельсовых автобусах «Орлан» по берегу Ладожского озера: Лодейное Поле (Ленинградская область) — Рускеала. Как отмечали транспортные эксперты, этот новый маршрут важен уже не столько для гостей парка, сколько для жителей республики, получивших удобную транспортную связь между населенными пунктами, и для привлечения туристов в эти пункты. По данным пресс-службы Октябрьской железной дороги, «Орланы» по этому маршруту с начала запуска в 2021 году перевезли 26 тыс. пассажиров.
Появление новой автомобильной трассы Петербург — Сортавала — обстоятельство, не связанное с деятельностью парка, но существенно поддержавшее его развитие.
Вокзал и «Трубы»
В планах у наследников «Рускеалы» — дальнейшее развитие проекта. «Большое внимание в планах развития уделяется сохранению историко-культурного и горно-индустриального наследия территории. Готовится к открытию культурно-исторический центр, посвященный истории Рускеальского мраморного месторождения», — говорит Олег Бакум.
По словам Бакума, план строительства новой приветственной зоны на территории 12 гектаров включает в себя расширение транспортной инфраструктуры парка. У «Рускеалы» появится дополнительная автомобильная парковка, планируется построить стилизованный вокзал для гостей, прибывающих в парк железнодорожным транспортом. Кроме того, в планах — строительство гостиницы, конференц-центра, амфитеатра для проведения мероприятий, увеличение количества мест отдыха, точек питания.
Как отмечает генеральный директор «Колмас Карелия», в дальнейшем будут восстановлены и реконструированы обжиговые печи мраморно-известкового завода и создан музейный комплекс «Трубы». Обветшавшее здание заводоуправления реконструируют и откроют там музейную экспозицию.