«Усилия регулятора в направлении цифровой трансформации сферы недвижимости заметны и приносят свои плоды. Но этого, увы, недостаточно. В числе самых значимых факторов, которые сегодня сдерживают цифровизацию рынка недвижимости, я выделю отсутствие синергии между системами управляющих компаний и девелоперов. И те, и другие не спешат инвестировать в непрофильную деятельность — с точки зрения экономики в конкретный момент времени это понятно, но в перспективе — наносит убытки обеим сторонам.
Взаимодействия между застройщиками и обслуживающими организациями на начальных стадиях жизненного цикла объекта недвижимости обычно нет. Поэтому подключать новые сервисы впоследствии приходится на старую инфраструктуру, и при синхронизации CRM или биллинговых платформ могут появиться трудности.
Некоторая инертность игроков рынка также не способствует распространению цифровых технологий в сфере недвижимости. Не многие девелоперы и управляющие компании сами активно идут в цифровизацию. Не убеждает их даже то, что сейчас по данным аналитиков интерес к системам умного дома проявляют 47% покупателей жилья в России, а 32% уже готовы за них платить.
Между тем расчеты показывают экономическую выгоду внедрения цифровых технологий для застройщика. Стоимость жилья в умных зданиях в среднем на 15% выше, чем при отсутствии smart-сервисов. Для управляющей компании цифровизация означает экономию за счет упрощения процессов управления недвижимостью, а также сокращение объемов неплатежей за ЖКХ, получение прибыли от продажи дополнительных услуг. Собственники же получают не только квадратные метры, но и комфортную и безопасную среду.
Так как сдерживающие развитие цифровизации на данном рынке факторы носят организационный или, образно говоря, психологический характер, то и устранить их вполне возможно. Да, застройщикам и управляющим компаниям придется договариваться друг с другом — в конец концов, решения регулятора обе стороны к этому подталкивают.
Например, избежать инфраструктурных проблем можно, подключив к проекту еще на начальном этапе ИТ-интегратора, который сможет взять на себя инвестиции в цифровые сервисы и соответствующую инфраструктуру. Он обеспечит развертывание каналов связи в здании, облачные сервисы, внедрит платформы и создаст приложения. Это снимет проблему непрофильных задач и потребности в дополнительных инвестициях со стороны девелоперов или УК.
Такой опыт уже есть. Например, летом 2021 года мы подписали соглашение с группой «Эталон», в рамках которого МТС стала единственным поставщиком для оборудования цифровыми решениями многоквартирных домов девелопера, начиная с этапа проектирования зданий. Наша задача — обеспечить дома телеком-инфраструктурой, интегрировать порядка 50 тысяч устройств, которые необходимы для управления зданиями. Эти устройства будут подключены к облачной платформе МТС. Также мы внедрим цифровую платформу, обеспечивающую взаимодействие жильцов с управляющей компанией. По нашим подсчетам, снижение издержек составит около 20%. Первыми будут оцифрованы четыре жилых комплекса, один из которых — квартал Che в Санкт-Петербурге. Это пока один из первых примеров сотрудничества на раннем этапе жизненного цикла зданий, но мы надеемся, что его результаты помогут продвинуться вперед всему рынку».