В Juniper Research прогнозируют, что в 2023 году глобальные расходы на выделенные мобильные сети составят $12 млрд, что делает его привлекательным для представителей отрасли. По мнению аналитиков, вендоры в партнерстве с интеграторами могут потеснить с этого рынка сотовых операторов, за счет реализации проектов и своими силами. Однако Россия идет другим путем: к примеру, Ericsson и МТС в рамках технологического партнерства уже запустили более десятка выделенных сетей. О том, что стимулирует развитие выделенных сетей и почему в нашей стране эта тема встает особенно остро именно сейчас — в интервью РБК+ Петербург рассказали директор направления технологических сетей компании Ericsson Александр Романов и директор департамента продаж цифровых решений МТС Георгий Джабиев.
— Почему сейчас так много внимания уделяют выделенным мобильным сетям?
— Александр Романов: Уже несколько лет в России реализуется программа «Цифровая экономика». Примерно в 2019 году количество предприятий, где внедряются новые технологии и методики производства, стало расти в арифметической прогрессии.
Отчасти драйвером такого роста послужила пандемия, когда конъюнктура рынка показывала отрицательную динамику, как следствие, мы видели спад производства товаров и услуг, стагнацию роста ВВП. Предприятия начали ощущать проблемы с притоком капитала, образовалась ресурсная яма, стали ощущаться проблемы с цепочками поставок.
Все это вкупе вынудило промышленные предприятия активно работать над повышением эффективности производства, чтобы сохранить уровень рентабельности, приемлемый для акционеров в текущей экономической турбулентности. Цифровизация могла бы изменить ситуацию к лучшему, но для умных фабрик необходима соответствующая телекоммуникационная инфраструктура. Отсюда и столь пристальное внимание к теме выделенных мобильных сетей.
— Но операторы говорят о том, что в России телеком-сети достаточно развиты: хорошее покрытие, высокие скорости. Зачем строить выделенные сети?
— Георгий Джабиев: Нужно учитывать, что предприятия, которые идут по пути цифровой трансформации, должны обеспечить безопасность данных, которые генерирует умная фабрика. Они ценны и являются привлекательной мишенью для злоумышленников. И угрозы будут только нарастать: по данным Positive Technologies, в 2020 году число атак на промышленные компании увеличилось более чем на 90%. К тому же киберпреступники уже неоднократно демонстрировали, что умеют получать доступ не только к данным, но и к управляющим системам предприятий — это может быть критично не только для бизнеса, но и для страны и ее граждан. К тому же в России регулятор уделяет много внимания безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ) и локализации хранения данных. Выделенные сети эту проблему решают.
— Почему акцент именно на мобильные сети?
— А.Р.: Это обусловлено, скорее, неизбежной потребностью в определенном функционале и гибкости, чем своего рода модой. Сейчас на производственных площадках используется либо фиксированное подключение, чаще всего оптика, либо беспроводное по Wi-Fi. Использование проводного подключения накладывает значительные ограничения на гибкость производственных цепочек. Если их нужно перестроить или добавить новые, потребуются серьезные издержки на проект модернизации производства. При этом стоимость прокладки сети составит 70-80% от вложений на организацию подключения, включая работы и закупку оборудования.
Технология Wi-Fi, хоть во многом и решает проблему отсутствия мобильности, не может обеспечить гарантировано надежного соединения при низких задержках в соответствии с заданным регламентом, защиту ИТ-периметра предприятия от киберзлоумышленников. Да и к мобильности есть вопросы: например, для использования автономного транспорта Wi-Fi-сети не подходят. Технология Wi-Fi6 позволяет организовать хэндовер [процесс передачи обслуживания абонента во время вызова или сессии передачи данных от одной точки доступа к другой – ред.] и более надежна, чем предыдущие поколения, но все же такие сети строятся на проприетарных точках доступа и устройствах, которые стоят дороже и обслуживаются гораздо меньшим количеством производителей.
В сравнении с уже перечисленными вариантами выделенные технологические сети 4G/5G разрабатываются в соответствии с едиными стандартами 3GPP. Такой подход позволяет сформировать большую и эффективную экосистему производителей оборудования, минимизируя издержки за счет масштаба.
— Г.Д.: Нельзя забывать и о том, что важные отличительные характеристики сотовых сетей четвертого и пятого поколения — это мобильность, надежность, безопасность и высокая плотность подключенных устройств. Наш опыт показывает: в стране для реализации программ цифровой трансформации, концепции Индустрия 4.0 в большинстве случаев хватает сетей LTE. Конечно, при смягчении регулирования в отношении выделения частот можно легко и быстро провести апгрейд выделенной LTE-инфраструктуры до 5G.
— В условиях далеко не самой благополучной экономической ситуации руководителям нужно понимать, в какие сети выгоднее вкладываться. Как это просчитать?
— А.Р.: В ходе подготовки бизнес-кейса нужно обязательно выделить якорный сценарий, для которого создается выделенная технологическая сеть. Также важно учитывать и дорожную карту внедрения других запланированных на ближайшее время сценариев. Одна из распространенных ошибок, которые возникают при формировании экономического обоснования, это сравнение прямых капитальных затрат на строительство сетей Wi-Fi и 4G/5G без учета совокупной выгоды или, как минимум, подсчета NPV проекта, от внедрения комплекса сценариев на мобильной сети, что невозможно сделать на сети Wi-Fi. Только взвесив все это, руководство предприятия может сделать экономически обоснованный выбор.
— Каковы основные сценарии использования выделенных мобильных сетей?
— А.Р.: На самом деле их много, так что расскажу лишь о некоторых. Ericsson и Hexagon исследовали возможности совершенствования автономных мобильных роботов (АМР) с помощью технологии 5G. Чтобы обеспечить свободное перемещение такого робота по производственной площадке, необходима обработка и управление большим объемом данных. Кроме того, сеть должна быть высоконадежной, безопасной и передавать данные с малыми задержками. Точное позиционирование в сетях 5G позволяет АМР перемещаться по предприятию без каких-либо магнитных лент для определения направления. И важно, что свобода маневрирования обеспечивается даже на тех объектах, где плотность подключенных устройств очень высока.
Один из примеров — коботы [от англ. collaborative robot — робот, который работает на производстве рядом с человеком, а не заменяет его – ред.], применяющиеся на эксплуатационных работах, сверлении, сборке или автоматизированных проверках качества продуктов, которые все еще находятся на производственной линии. В этой сфере наиболее активно развивается горнодобывающая отрасль, где роботизация горнорудной техники прямо влияет на снижение производственного травматизма рабочего персонала, повышение эффективности производственных операций, минимизацию издержек на эксплуатацию техники.
Умные фабрики могут получить дополнительные преимущества и за счет использования дополненной реальности для проверки качества и диагностики — сейчас это серьезная проблема. AR-визуализация минимизирует вероятность человеческой ошибки и время работы на объекте. Сотрудники видят трехмерную CAD-модель с географической привязкой на карте или комбинацию разнообразных моделей, которые предоставляют пользователю точную визуальную аналитику.
— Г.Д.: Платформы точного позиционирования горнорудной техники на инфраструктуре частных LTE/5G сетей уже внедряются в шахте «Шерегешская» ЕВРАЗа в Новокузнецке в рамках совместного проекта Ericsson и МТС.
Еще один вариант — автоматизированный мониторинг состояния активов, с помощью которого предприятия могут оптимизировать техобслуживание, сокращая простои из-за непредсказуемых сбоев в производственном цикле. Кроме того, можно оптимизировать финансовые и временные затраты за счет своевременного обслуживания «по требованию». Практика показывает, что подход позволяет сократить количество требуемых комплектующих на 10%, уменьшить объем повторяющихся операций, производимых сотрудниками.
Если на предприятии используются движущиеся активы, то выделенные технологические сети LTE/5G обеспечивают также бесшовность и безопасность передачи телематических данных, необходимых для диспетчеризации. Такого класса системы внедрены с помощью Private LTE/5G-ready сети в «Южно-Верхоянской горнодобывающей компании», дочернем обществе ГК «Полиметалл».
— На ваш взгляд, отечественные предприятия «созрели» для развертывания выделенных сетей и запуска подобных проектов?
— А.Р.: Процесс идет. Выделенные технологические сети в России Ericsson развивает совместно с компанией МТС. С 2019 года реализовано уже более 15 проектов для различных отраслей и климатических условий. Мы считаем, что внедрение технологической мобильной сети 4G/5G и разных сценариев использования — огромный шаг к Индустрии 4.0, который позволит сделать интеллектуальное производство реальностью, а предприятиям даст дополнительное конкурентное преимущество.