От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

«Пришло время избавляться от сделанных на коленке решений»

Константин Ишмамедов
Константин Ишмамедов (Фото: РБК Петербург)
Менеджер по работе с ключевыми клиентами компании Logitech Константин Ишмамедов — о будущем образования и особенностях цифровизации в школах и вузах.

Еще пару лет назад уровень проникновения цифровых технологий в сферу высшего и тем более школьного образования был невелик. Образование традиционно считалось достаточно консервативной отраслью в отношении внедрения технологических инноваций, но коронакризис вынудил индустрию изменить подходы. О том, как трансформируется сфера образования и ее технологическое оснащение — в интервью РБК+ рассказал менеджер по работе с ключевыми клиентами компании Logitech Константин Ишмамедов.

Вопрос выживания

— Действительно ли пандемия стала глобальным драйвером цифровизации образования?

— Без сомнения, пандемия на сферу образования повлияла позитивно в смысле внедрения современных информационных технологий. Конечно, и до этого цифровизация отрасли шла, но достаточно медленно — особенно в сравнении с передовыми индустриями — финансами, телекомом и им подобными. Коронавирус же поставил образовательные учреждения в ситуацию, выход из которой был только один: если бы не цифровые технологии и удаленный формат, процесс обучения прервался бы.

— Производители систем видеоконференцсвязи почувствовали на себе этот спрос?

— Мы как производитель ВКС-решений увидел рост спроса на соответствующие продукты. Это глобальный, а не локальный тренд, который охватил как города-миллионники, так и удаленные от них регионы — учиться надо было всем и везде, а ограничения оказались максимально жесткими. Так что администрациям учебных заведений пришлось искать решения, которые позволили бы обеспечить продолжение образовательного процесса, что сказалось на продажах.

«Это глобальный, а не локальный тренд в России, который охватил как города-миллионники, так и удаленные от них регионы — учиться надо было всем и везде, а ограничения оказались максимально жесткими».

— Высшее образование более серьезно подошло к этому вопросу, чем школы?

— На мой взгляд, различия, действительно, есть. Школы, особенно в первое время после начала пандемии, пытались обойтись тем, что есть в наличии, бесплатными общедоступными инструментами, а также ждали, когда государство централизованно решит за них все проблемы. Вузы были более гибкими.

Но для этого есть объективные причины. Высшие и средние специальные учебные заведения в отличие от школ стараются не покупать новую веб-камеру к ноутбуку, а сразу внедрять групповые профессиональные решения — такие инструменты дороже, но дают больше возможностей. Надо понимать, что у высшей школы аудиторий в сумме меньше, чем в школах: если сложить количество аудиторий во всех вузах и сравнить с общим количеством кабинетов в школах, получится, что в высшей школе помещений меньше, причем, на порядок или даже два. А значит, и единиц оборудования надо меньше, но на каждое решение надо потратить больше.

К тому же в высших учебных заведениях сам процесс обучения более сложен, сложнее предметы, контент, оценка знаний и контроль обучения. Поэтому вузам часто необходим более широкий функционал для таких систем, чем школам. К примеру, в университетах иногда проводят лекции специалисты из других вузов, расположенных в других городах и даже странах. И для их организации потребуются и некоторых усилия со стороны ИТ-команды вуза, и определенный уровень возможностей системы ВКС. В школах такие лекции — редкость, и вообще очень немногие школы могут себе такое позволить.

Волновой эффект

— Прошло почти два года с начала пандемии в нашей стране. Значит ли это, что спрос на решения для цифровизации в образовании уже упал? Ведь кто мог, уже купил все необходимое…

— Пока спрос еще не упал до такого уровня, чтобы нам, как производителю таких систем, начинать расстраиваться. Более того, пандемия ходит волнами. Сейчас небольшой спад, интерес чуть снизился, но в целом он стабильно высокий. Мы видим по нашей внутренней статистике, что в разных регионах продажи идут разными темпами — в зависимости от пандемийных волн и насыщения рынка некоторыми видами оборудования. Картина постоянно меняется.

Сейчас, к примеру, немного упал спрос на веб-камеры — простые решения для персональных рабочих мест. А спрос на профессиональные решения для переговорных комнат, кабинетов и классов, наоборот, растет — возможно, не так бурно, как хотелось бы вендорам, но этот тренд заметен.

— А что будет дальше?

— Мы предполагаем, что, когда пандемия сойдет на нет, все привыкнут к формату гибридного и удаленного обучения и он станет гораздо более распространенным как в школах, так и в вузах, а также в профессиональном образовании — в том числе MBA. Это создаст дополнительный стимул для спроса.

Более того, пандемия и развитие систем ВКС подтолкнули некоторые вузы к расширению зон преподавания за счет привлечения новых студентов — в том числе в форме гибридного образования. Многие вузы задумались над тем, как бы им дополнительно зарабатывать на использовании ВКС. Один из ведущих вузов в этом году начал тестировать формат очно-заочного обучения: заочники могут с помощью ВКС присутствовать на очных занятиях. Новые задачи потребуют новых, более функциональных решений.

«Один из ведущих вузов в этом году начал тестировать формат очно-заочного обучения: заочники могут с помощью ВКС присутствовать на очных занятиях. Новые задачи потребуют новых, более функциональных решений»

Каждому — по задачам

— Зачем переплачивать за профессиональную ВКС, если есть бесплатные сервисы, да и ноутбуки с веб-камерами и микрофонами сейчас есть почти у каждого?

— Прежде всего, не стоит смешивать персональные устройства — веб-камеры и гарнитуры — и оборудование для помещений. Но даже если речь идет про персональное рабочее место, разница в качестве изображения с камеры ноутбука и внешней будет заметна и при обычном онлайн-звонке. Да и переплата будет не такой уж существенной. Веб-камера не слишком дорогой продукт. Например, мы узнали, что банки используют 4K-камеры Logitech для биометрической идентификации: она позволяет делать качественное изображение, а также — что важно для такого кейса — еще и записывать качественный звук.

Для школ и вузов пока — подчеркиваю, только пока — такой биометрический функционал не нужен, но я уверен: в какой-то момент мы к этому придем. И через некоторое время школьник, сидящий дома, покажет свое лицо в камеру, чтобы система его идентифицировала. И если камера будет плохой, идентификацию он не пройдет. Если биометрическая система его не распознает, он не получит доступа к учебе, экзаменам и т.д. Мы к этому идем — и не только в образовании.

«Через некоторое время школьник, сидящий дома, покажет свое лицо в камеру, чтобы система его идентифицировала. Если биометрическая система его не распознает, он не получит доступа к учебе, экзаменам и т.д».

— Групповые решения серьезно отличаются по функционалу?

— Они позволяют захватывать изображение и звук, вести переговоры в присутствии десятков человек, но это совсем другой уровень: ноутбук даже с топовой веб-камерой не позволяет организовать переговоры, так что и сравнивать их по функционалу невозможно. Перед профессиональными системами для помещений стоит задача объединить тех, кто учится онлайн и офлайн. Кроме лиц и живого голоса важен и контент: иногда он передается в виде файлов, которые с ноутбука не покажешь. Кроме того, есть еще и необходимость писать на доске.

Я видел в одном вузе, как быстро «на коленке» решили данную проблему: поставили на штативе веб-камеру хорошего качества перед доской так, что можно разглядеть, что пишут даже мелким почерком. Но в вузе понимают, что это временное решение с ограниченной функциональностью, поэтому переоснащают свои аудитории. Это дорого, но, по их мнению, стоит того. Сейчас многие учебные заведения избавляются от экстренных решений, собранных «на коленке».

Утешение для потомков

— Что сдерживает цифровизацию индустрии?

— Во-первых, сама гибридная форма обучения — это непростой формат, которого многие хотят избежать. Второе — нехватка контента. Информация должна быть подана в правильном виде, должна быть доступна и легко усваиваема — пока эти вопросы до конца не решены, далеко не все учебные заведения будут активно оцифровывать свои процессы. И третье — это деньги, ничего не поделаешь, но информатизация и цифровая трансформация требует средств. При этом главным утешением для тех, кто все-таки идет этим путем, должно быть понимание, что это все делается для наших детей и внуков. Будем надеяться, что они вырастут хорошо образованными, несмотря на форму обучения — не лучшую, но единственно возможную в текущих условиях.

«Главным утешением для тех, кто все-таки идет этим путем, должно быть понимание, что это все делается для наших детей и внуков».

— Многие преподаватели не готовы осваивать новые инструменты. Эта проблема устранима?

— Освоить ВКС не настолько сложно, чтобы отсутствие навыков работы с инновационными устройствами стало препятствием для их внедрения. Даже если преподаватели возрастные, консервативные, способ их вовлечения в новые форматы работы есть. Обучение не должно быть формальным — тогда все получится. Надо привлекать и производителей, и поставщиков к подготовке преподавателей, создавать простые и максимально понятные инструкции и курсы профессионального обучения.

И нужно понимать, что многие вендоры (мы в том числе) создают свое оборудование так, чтобы им было легко начать пользоваться в формате plug&play — время сложных устройств ушло. Если сам потребитель захочет научиться, он это сделает.

«Время сложных устройств ушло. Если сам потребитель захочет научиться, он это сделает».

— Каким будет будущее образования?

Я уверен: в образовании будет использоваться все, что предложит IT-индустрия — и это не преувеличение. Даже самые инновационные технологии будут внедряться — возможно, чуть медленнее, чем в других сферах, но будут.

Видео навсегда пришло в образование — теперь уже бесповоротно. У студентов есть гаджеты, ноутбуки — их необходимость не подвергается сомнению. Дети привыкли к возможностям технологий, поэтому они будут использоваться в обучении все более активно. Как именно — вопрос времени. Уже несколько лет назад я видел решение, обеспечивающее присутствие человека на удаленной встрече в виде голограммы. Тогда оно стоило безумных денег, но технологии становятся более доступными, так что, вполне возможно, что вскоре ее использование обретет массовый характер. Появятся решения, которые мы пока даже не можем себе представить.

Инновации Цифровая школа: ближайшее будущее или утопия
Содержание
Закрыть