Еще пару лет назад уровень проникновения цифровых технологий в сферу высшего и тем более школьного образования был
Вопрос выживания
— Действительно ли пандемия стала глобальным драйвером цифровизации образования?
— Без сомнения, пандемия на сферу образования повлияла позитивно
— Производители систем видеоконференцсвязи почувствовали на себе этот спрос?
— Мы как производитель ВКС-решений увидел рост спроса на соответствующие продукты. Это глобальный, а не локальный тренд, который охватил как города-миллионники, так и удаленные от них регионы —
«Это глобальный, а не локальный тренд
— Высшее образование более серьезно подошло к этому вопросу, чем школы?
— На мой взгляд, различия, действительно, есть. Школы, особенно в первое время после начала пандемии, пытались обойтись тем, что есть в наличии, бесплатными общедоступными инструментами, а также ждали, когда государство централизованно решит за них все проблемы. Вузы были более гибкими.
Но для этого есть объективные причины. Высшие и средние специальные учебные заведения в отличие от школ стараются не покупать новую веб-камеру к ноутбуку, а сразу внедрять групповые профессиональные решения — такие инструменты дороже, но дают больше возможностей. Надо понимать, что у высшей школы аудиторий в сумме меньше, чем в школах: если сложить количество аудиторий во всех вузах и сравнить с общим количеством кабинетов в школах, получится, что в высшей школе помещений меньше, причем, на порядок или даже два. А значит, и единиц оборудования надо меньше, но на каждое решение надо потратить больше.
К тому же в высших учебных заведениях сам процесс обучения
Волновой эффект
— Прошло почти два года с начала пандемии в нашей стране. Значит ли это, что спрос на решения для цифровизации в образовании уже упал? Ведь кто мог, уже купил все необходимое…
— Пока спрос еще не упал до такого уровня, чтобы нам, как производителю таких систем, начинать расстраиваться. Более того, пандемия ходит волнами. Сейчас небольшой спад, интерес чуть снизился, но в целом он стабильно высокий. Мы видим по нашей внутренней статистике, что в разных регионах продажи идут разными темпами — в зависимости от пандемийных волн и насыщения рынка некоторыми видами оборудования. Картина постоянно меняется.
Сейчас, к примеру, немного упал спрос на веб-камеры — простые решения для персональных рабочих мест. А спрос на профессиональные решения для переговорных комнат, кабинетов и классов, наоборот, растет — возможно, не так бурно, как хотелось бы вендорам, но этот тренд заметен.
— А что будет дальше?
— Мы предполагаем, что, когда пандемия сойдет на нет, все привыкнут к формату гибридного и удаленного обучения и он станет гораздо более распространенным как в школах, так и в вузах, а также в профессиональном образовании — в том числе MBA. Это создаст дополнительный стимул для спроса.
Более того, пандемия и развитие систем ВКС подтолкнули некоторые вузы к расширению зон преподавания за счет привлечения новых студентов — в том числе в форме гибридного образования. Многие вузы задумались над тем, как бы им дополнительно зарабатывать на использовании ВКС. Один из
«Один из ведущих вузов в этом году начал тестировать формат очно-заочного обучения: заочники могут с помощью ВКС присутствовать на очных занятиях. Новые задачи потребуют новых, более функциональных решений»
Каждому — по задачам
— Зачем переплачивать за профессиональную ВКС, если есть бесплатные сервисы, да и ноутбуки с веб-камерами и микрофонами сейчас есть почти у каждого?
— Прежде всего, не стоит смешивать персональные устройства — веб-камеры и гарнитуры — и оборудование для помещений. Но даже если речь идет про персональное рабочее место, разница в качестве изображения с камеры ноутбука и внешней будет заметна и при обычном онлайн-звонке. Да и переплата будет не такой уж существенной. Веб-камера не слишком дорогой продукт. Например, мы узнали, что банки используют 4K-камеры
Для школ и вузов пока — подчеркиваю, только пока — такой биометрический функционал не нужен, но я уверен: в какой-то момент мы к этому придем. И через некоторое время школьник, сидящий дома, покажет свое лицо в камеру, чтобы система его идентифицировала. И если камера будет плохой, идентификацию он не пройдет. Если биометрическая система его не распознает, он не получит доступа к учебе, экзаменам и т.д. Мы к этому идем — и не только в образовании.
«Через некоторое время школьник, сидящий дома, покажет свое лицо в камеру, чтобы система его идентифицировала. Если биометрическая система его не распознает, он не получит доступа к учебе, экзаменам и т.д».
— Групповые решения серьезно отличаются по функционалу?
— Они позволяют захватывать изображение и звук, вести переговоры в присутствии
Я видел в одном вузе, как быстро «на коленке» решили данную проблему: поставили на штативе веб-камеру хорошего качества перед доской так, что можно разглядеть, что пишут даже мелким почерком. Но в вузе понимают, что это временное решение с ограниченной функциональностью, поэтому переоснащают свои аудитории. Это дорого, но, по их мнению, стоит того. Сейчас многие учебные заведения избавляются от экстренных решений, собранных «на коленке».
Утешение для потомков
— Что сдерживает цифровизацию индустрии?
— Во-первых, сама гибридная форма обучения — это непростой формат, которого многие хотят избежать. Второе — нехватка контента. Информация должна быть подана в правильном виде, должна быть доступна и легко усваиваема — пока эти вопросы до конца не решены, далеко не все учебные заведения будут активно оцифровывать свои процессы. И третье — это деньги, ничего не поделаешь, но
«Главным утешением для тех, кто все-таки идет этим путем, должно быть понимание, что это все делается для
— Многие преподаватели не готовы осваивать новые инструменты. Эта проблема устранима?
— Освоить ВКС не настолько сложно, чтобы отсутствие навыков работы с инновационными устройствами стало препятствием для их внедрения. Даже если преподаватели возрастные, консервативные, способ их вовлечения в новые форматы работы есть. Обучение не должно быть формальным — тогда все получится. Надо привлекать и производителей, и поставщиков к подготовке преподавателей, создавать простые и максимально понятные инструкции
И нужно понимать, что многие вендоры (мы в том числе) создают свое оборудование так, чтобы им было легко начать пользоваться в формате plug&play — время сложных устройств ушло. Если сам потребитель захочет научиться, он это сделает.
«Время сложных устройств ушло. Если сам потребитель захочет научиться, он это сделает».
— Каким будет будущее образования?
—
Видео навсегда пришло в образование — теперь уже бесповоротно. У студентов есть гаджеты, ноутбуки — их необходимость не подвергается сомнению. Дети привыкли к возможностям технологий, поэтому они будут использоваться в обучении все более активно. Как именно — вопрос времени.