Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Никто через 5 лет не скажет про цифру: наигрались, хватит»

Александр Криницин 
Александр Криницин  (Фото: РБК Петербург)
Директор по цифровой трансформации Huawei Enterprise в регионе Евразия Александр Криницин — о будущей технологической базе образования и почему при ускоренной цифровизации Wi-Fi на переменах до сих пор отключают.

Как бы ни относились к цифровизации образования представители родительского сообщества, ученики и сами педагоги, она будет только усиливаться. О том, почему через некоторое время стоит ждать серьезной трансформации процесса обучения и как в нем найти место для успешных практик советской школы, в интервью РБК+ Петербург рассказал директор по цифровой трансформации Huawei Enterprise в регионе Евразия Александр Криницин.

Цифровизация образования в России и в мире

— Насколько значимым драйвером цифровизации образования стала пандемия?

— Она достаточно явно показала, насколько в этой сфере нужны цифровые решения. Но изменила ли ситуацию кардинально — не уверен. На мой взгляд, отрасль и до этого хоть и медленно, но шла в сторону цифровизации. Какие-то страны делали это более успешно, какие-то — и Россия в их числе, чуть менее.

Например, еще до пандемии, в 2017—2018 годах в Китае уже реализовывалась стратегия «3+2»: где 3 — трое подключенных: школа, класс, ученик; а 2 — две платформы: образовательная и платформа для управления инфраструктурой. Поэтому, когда в Китае началась пандемия, страна оказалась готова — в том числе система образования. И шока ни у родителей, ни у учителей там не было.

В России же такого проникновения цифровизации в образовании не было, но, я убежден, если бы не пандемия, мы все равно рано или поздно пошли бы по аналогичному пути — это естественный путь развития.

— Однако даже сейчас пользуются далеко не всеми решениями: что-то не работает, что-то не релевантно задачам, что-то просто неудобно…

— Увы, такое бывает. Через это проходили все — это не только российская проблема. На мой взгляд, это обусловлено существенно отличающимися стратегическими подходами. Если посмотреть на типовой бизнес-проект цифровизации, то сначала создается архитектура решения, и уже под нее подбираются конкретные компоненты.

Перенесем такой подход на простой проект в среднестатистической школе: чтобы развернуть Wi-Fi-сеть, нужно поднять документацию на здание, выяснить расположение помещений, толщину стен, расположение кабинетов и т.д., а затем, опираясь на эту информацию, создавать архитектуру решения под конкретное здание.

На мой взгляд, цифровое оснащение российских школ в ближайшей перспективе ждет естественный и постепенный переход от веерных закупок различного оборудования в сторону взаимно увязанного набора под заранее проработанную архитектуру решения для конкретной школы. И могут включать по аналогии с китайским опытом некоторый заранее закладываемый запас погрешности на нехватку или лишнее оборудование, например в 10%.

«Цифровое оснащение российских школ в ближайшей перспективе ждет естественный и постепенный переход от веерных закупок различного оборудования в сторону взаимно увязанного набора под заранее проработанную архитектуру решения для конкретной школы»

Над базовой потребностью

— Можно ли выделить направления, в которых спрос в последнее время вырос?

— Первое — необходимость в обеспечении доступа в интернет и сопутствующее оборудование — это базовая потребность. Второе — так как в образовании все строится вокруг педагога, ему нужны инструменты для того, чтобы донести материал до учеников максимально качественно и быстро.

Можно долго рисовать на доске мелом схемы вращения Земли вокруг Солнца, а можно на умной доске в несколько кликов открыть готовый урок и пальцем на экране покрутить модель Земли и наглядно показать, почему на одной стороне планеты ночь, а на другой — день. Такого контента становится все больше и больше, а умные доски сильно экономят время донесения и восприятия материала. При этом КПД сильного преподавателя может вырасти ненамного, только позволит дать больше материала за урок, а неопытных — колоссально, на порядки. Особенно это актуально, если преподавание ведется онлайн — для школьника учебный материал на экране становится более доходчивым и увлекательным. Так что оказалось, что умные доски действительно востребованы: педагоги увидели, что они могут поднять уровень преподавания, вовлеченность учеников, а государство в целом может с помощью цифровизации закрыть пробелы с образованием в удаленных регионах и расширить сам спектр образовательного контента.

«Можно долго рисовать на доске мелом схемы вращения Земли вокруг Солнца, а можно на умной доске покрутить модель Земли и наглядно показать, почему на одной стороне планеты ночь, а на другой — день. Такого контента становится все больше и больше, а умные доски сильно экономят время донесения и восприятия материала».

Еще один важный момент. У нас в стране сильная ИТ-школа, чтобы ее развивать и поддерживать, в учебном процессе необходимы выделенные вычислительные мощности — желательно по подписке, чтобы можно было самим не создавать и не обслуживать инфраструктуру, что зачастую просто невозможно в силу высокой стоимости. И последнее — умные здания, видеоаналитика, все то, что связано с комфортной и безопасной учебной средой. При этом нужно помнить, что у вузов и школ потребности разные — вузам крайне необходимы возможности по конвейерной аренде мощностей суперкомпьютеров под растущее количество исследований и разработок с применением больших данных и искусственного интеллекта

— Почему так происходит?

— Представители вузов, получая информацию о какой-либо инновации, сразу начинают думать о том, что же они с ее помощью могут разработать, исследовать. Школы такими категориями пока не мыслят. Поэтому интерес к суперкомпьютерам у вузов высок, а у школ — нет.

Та же история со связью: университетские кампусы стараются обеспечить ковровым интернет-покрытием, чтобы у студента в любой локации был доступ в интернет для учебы и развития — писать код, сидя на лужайке, например. В школах это не приветствуется: дети не должны все свободное время проводить в гаджетах, так что некоторые школы даже специально выключают Wi-Fi на переменах и т.д.

— Первое, чем начали пользоваться педагоги в период пандемии, это бесплатные инструменты. Если они работают, зачем платить за профессиональные решения?

— Гибридное обучение с нами если не навсегда, то очень надолго — в соответствии с этим постулатом и надо выстраивать процесс цифровизации, причем на всех уровнях. Посмотрим отдельно на категории софта и железа.

Недавно глава Минцифры Максут Шадаев сказал, что нужно создать гособлако, из которого любое госучреждение могло бы начать использовать необходимый ему софт на выбор. На мой взгляд, аналогично произойдет и с контентом, состав которого со временем соптимизируется образовательным сообществом, обогатится самыми свежими экспериментальными предметами и забытыми элементами советского образования и сконцентрируется на единой облачной платформе.

«Гибридное обучение с нами если не навсегда, то очень надолго — в соответствии с этим постулатом и надо выстраивать процесс цифровизации, причем на всех уровнях».

— А что с железом?

— С железом ситуация иная — здесь рассчитывать на бесплатные решения не стоит. Для стремящихся к эффективности и росту качества образования учреждений, а тем более для тех, деятельность которых не ограничивается уроками, профессиональное оборудование жизненно необходимо. Сейчас цифровизация образования ориентируется на федеральный бюджет, а следовательно — на веерные закупки. Но для ряда школ это не подходит, потому что они хотят обгонять, быстрее идти вперед — им нужны точечные закупки, некоторая гибкость и автономия, которая позволит создать оптимальную для реализации амбиций ситуацию с оснащением школы.

Кстати, сейчас, по моему опыту, есть пробелы в удовлетворении потребностей учителей: железо, о котором они не просили, появляется и в итоге не используется, а необходимое не закупается. На мой взгляд, в этом нужен некий баланс: например, в этом году 30%, в следующем 50% и в итоге 70% кабинетов, например, должны быть оснащены интерактивными панелями и Wi-Fi-доступом в интернет, а все остальное должно учитывать реальные потребности конкретных учителей. Интерактивные доски, VR-решения нужны не всем, да и предлагаемые разными вендорами продукты зачастую серьезно различаются.

Умные доски

— Что, на ваш взгляд, должна уметь интерактивная доска, чтобы быть реально полезной?

— Мы саккумулировали накопленный в мире опыт и понимаем, что помимо качества и скорости работы ключевое — модульность, которая обеспечивает гибкость как в финансовом, так и в функциональном плане. Как-то мы столкнулись с тендером в сфере образования, в котором в числе обязательного функционала на интерактивных досках значился доступ по отпечатку пальца. Но даже логически: если педагог заболел, доской никто не сможет воспользоваться. Речь не про защиту от доступа учеников — для этого более чем достаточно персонального пин-кода для доски у каждого преподавателя, биометрия избыточна, но в итоге ряд вендоров с самыми передовыми решениями не смогли принять участие в конкурсе.

— Возможно, тендер делали под конкретное решение... Какие требования на ваш взгляд, действительно, необходимы?

— На мой взгляд, есть гораздо более важные базовые параметры, объективно необходимые учителям и учащимся — и они должны удовлетворяться в требованиях любого конкурса, а не специфический функционал. Например, нужно обращать внимание на безопасность интерактивной доски: должен отсутствовать определенный оттенок синего цвета, который вреден глазам. Также актуальна низкая задержка при вводе текста: к концу урока ее отсутствие педагога, да и учеников будет объективно раздражать. Или, например, важно обеспечить перевод рукописного текста в машинописный, сохранение текста, записанного на прошлых уроках и лекциях, и возможность его оперативной рассылки всему классу или аудитории.

Еще одно направление — звуковая фокусировка. Мы же понимаем, что интерактивные панели будут использоваться и при гибридном обучении. Доска должна обеспечить передачу звука даже из противоположного конца класса, при этом все шумы должны быть устранены. Востребована и самонаводящаяся камера — она автоматически фокусируется на каждом из отвечающих в классе, что для учащихся на удаленке гораздо приятнее, нежели бы они видели на своем домашнем компьютере весь класс издалека все 45 минут урока.

— Обязательно ли подключение Wi-Fi?

— Местами поддержка Wi-Fi может быть и не так уж необходима: в учебные классы могут быть проведены кабели для подключения. К тому же беспроводное подключение можно обеспечить и через 4G/5G-сети — в России покрытие мобильного интернета хорошее, этим можно пользоваться. Хотя Wi-Fi, конечно же, предпочтительнее — ведь доску на колесиках можно катать из класса в класс, и не надо беспокоиться о ее подключении, достаточно просто найти розетку.

— Что из этого уже реализовано?

— Сейчас в доски встроены разные инструменты для интеграции систем распознавания текста, распознавания лиц. Первое позволяет сохранить стенограмму урока или лекции — тем более что у нас речевые технологии в русскоязычной среде очень активно развиваются. Стенограммы лекций помогли бы отсутствовавшим нагнать материал. Да, если честно, и тем, кто присутствовал: записать все, что говорил лектор, может редкий студент.

Стратегия преодоления

— Кроме жестких ТЗ в закупках, что еще мешает цифровизации образования?

— То же, что в и других отраслях. Нельзя построить умный город на решениях одного вендора, сколь бы технологичным и инновационным они ни были. Такого просто не бывает — необходима партнерская экосистема, на базе которой строится гибкое решение. По части умных городов компания Huawei зачастую выступает технологическим хабом или концентратором, интегрирующим десятки других подсистем, формируя единое законченное решение. Аналогично и в школьном образовании каждый понимает его цифровизацию по-своему: одни делают упор только на умные доски, вторые на Wi-Fi, третьи на цифровой контент, четвертые вообще на СКУДы и видеоаналитику и т.п., упуская картину в целом — все перечисленное действительно востребовано и к тому же взаимоувязано.

— Как это изменить?

— С учетом того, что основная проблема — в головах, необходима евангелизация, продвижение технологий и подходов, также курсы повышения квалификации. Поверьте, научиться пользоваться умной доской, например, Huawei IdeaHub — крайне простая и интуитивно понятная задача для любого педагога. Кроме того, не стоит рассчитывать, что все учителя сразу начнут применять все решения: нужен адаптивный и постепенный подход. Пусть молодой специалист начинает активно пользоваться цифровыми инструментами, а тот педагог, который не готов и не хочет, работает, как и раньше — без дискриминации друг друга или стимуляции «сверху». Через какое-то время ситуация выровняется.

— Каким будет будущее образования?

— Все цифровые инструменты будут внедряться в любом случае, их проникновение будет только увеличиваться. Никто через 5 лет не скажет: наигрались, хватит. Цифровизация будет углубляться и расширяться. Вчера был актуальным качественный доступ в интернет, сегодня умные доски, завтра — безопасная школа, а послезавтра — комфортная климатическая среда в здании.

Давайте посмотрим назад: была единая система советского образования, потом — определенный хаос, когда появилось множество разнообразного контента, самые активные создали онлайн-платформы и продвигают их. В какой-то момент обязательно начнется централизация платформ, а все, кто остался в прошлом, будут вынуждены меняться и встраиваться.

«В какой-то момент обязательно начнется централизация платформ, а все, кто остался в прошлом, будут вынуждены меняться и встраиваться».

На мой взгляд, уже есть тренд на ускорение процесса обучения за счет технологий. И то, что делалось раньше за 40 минут, теперь занимает 20, а то 5—10, то есть появились временные слоты, которые можно наполнить другим учебным материалом: региональными компонентами, какими-то элементами советской системы или новым экспериментальным контентом — зависит от образовательного учреждения или педагога. Здесь мы и открываем новые возможности, и возвращаем неоправданно утраченное, существенно обогащая и балансируя школьное образование.

Если посмотреть в целом, то все идет к созданию технологической подложки для образования, на которой сконцентрируется все самое передовое и инновационное и, на мой взгляд, по спирали постепенно может восстановиться часть советского образования, сейчас кажущаяся многим разрушенной или утраченной. Дальше сформируется супермаркет технологий и контента, что обеспечит образованию высочайшее качество, инклюзивность и единство многообразия.

Алексей Мельников, генеральный директор компании «Марвел-Дистрибуция»:

«Цифровизацию образования сдерживает то, что большинство решений педагогам не известны. Да и руководители образовательных организаций далеко не всегда знают, какие инновационные продукты и с каким набором разнообразных функций представлены на рынке. Между тем, производители ИТ-решений не отстают от реальности: они развивают свои линейки и — что не менее важно — опыт развертывания комплексных цифровых решений в образовательной сфере. Чтобы показать, как сегодня можно организовать учетный процесс, используя современные технологии, имеет смысл запускать пилотные проекты непосредственно в школах, вузах, образовательных центрах. Как дистрибутор Huawei Enterprise, мы имеем обширный пул демооборудования вендора, на базе которого можно развернуть подобные пилоты. Такой подход позволит и администрации заведений, и педагогам увидеть, как ИТ-решения интегрируются в учебный процесс. Я уверен: если стремиться к комплексному подходу в цифровизации образования, можно не только увидеть реальную отдачу от инвестиций, но и дать нашим детям более широкие возможности получения знаний».

Компетенция 5G с задержкой
Материалы выпуска
От первого лица Умным зданиям не хватает взаимодействия
От первого лица «Цифровая инфраструктура — это не только оптоволокно, но и сети 5G и 6G»
Инструменты «Smart-решения важно закладывать на этапе проектирования зданий»
От первого лица «Мы планируем развитие нашей сети вместе с ростом Петербурга»
Компетенция Движение по выделенной полосе
Инструменты «Никто через 5 лет не скажет про цифру: наигрались, хватит»
Компетенция 5G с задержкой
От первого лица «Мы умеем расти на нерастущем рынке»
Инструменты Удобство vs безопасность: бизнес перед цифровым выбором
От первого лица «Пришло время избавляться от сделанных на коленке решений»
Инновации Цифровая школа: ближайшее будущее или утопия
От первого лица «Энергоэффективность стала насущной необходимостью»
От первого лица «Наша задача — создать бесшовный клиентский опыт»
Решения Притвориться человеком: как развивается речевой ИИ
Инновации Будущее в кармане: какие технологии изменят жизнь следующих поколений
Содержание
Закрыть