Региональный директор ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») в Западном регионе Дмитрий Глотов в интервью РБК+ Петербург рассказал о том, почему сотовую сеть в метро строить сложно, но нужно, востребован ли мобильный интернет в подземке и продолжается ли рост потребления дата-трафика после окончания режима изоляции.
Инфраструктура для подземки
— В 2020 году компания запустила несколько крупных проектов по развитию сети в Петербурге. Особое внимание вы уделили инфраструктуре в метрополитене. На каких станциях интернет уже доступен?
— На тот момент, когда мы начинали работы по созданию сети в тоннелях метрополитена, на станциях связь — и голос, и мобильный интернет — уже была. Сеть работала и в вестибюлях, и на эскалаторах, и на самих платформах. Сейчас, после завершения нами своей части проекта, связь от «Билайна» стала доступна на красной, синей и оранжевой линиях, а также на девяти перегонах из одиннадцати на зеленой ветке — на участке от станции «Рыбацкое» до станции «Приморская».
— Этот инфраструктурный проект достаточно затратный — в том числе по объему инвестиций. Почему для компании он все равно интересен?
— Дело в том, что в Петербурге метрополитен — самый популярный вид общественного транспорта: более 2,5 млн пассажиров каждый день пользуются его услугами. По активности наших абонентов мы видим, что половина из них ежедневно пользуется услугами метрополитена и проводит там более 30 минут. Мы поставили перед собой задачу — создать бесшовный клиентский опыт с точки зрения покрытия, начиная от входа в наземную часть метро, спуска под землю, посадки в вагон и до выхода обратно на улицу. Для этого мы использовали современные технологии: наряду с тем, что во всех тоннелях доступны голос и высокоскоростной мобильный интернет, также там доступны такие функции как VoLTE [технология передачи голоса по сети LTE – ред.]. Петербург для нас является стратегическим городом: именно в нем одними из первых мы запускали новые технологии. И сети пятого поколения не станут исключением: как только у компании будет возможность, Петербург будет среди городов, где мы эту технологию применим.
— Какова статистика востребованности услуги передачи данных в сети «Билайн» в метро?
— Безусловно, мы отслеживаем, как наша абонентская база реагирует на появление сети в тоннелях. 47% абонентской базы уже пользуются услугами связи в тоннелях метро. Если говорить про трафик, то он вырос в шесть раз с мая по сегодняшний момент. Мобильный интернет в метро доступен на скоростях до 100 Мбит/сек — этого достаточно для того, чтобы удовлетворить любую потребность абонента — будь то просмотр видео высокого качества в онлайн-формате, прослушивание музыки, онлайн-гейминг, серфинг в соцсетях, обмен контентом и так далее.
47% абонентской базы уже пользуются услугами связи в тоннелях метро. Трафик вырос в 6 раз с мая по сегодняшний момент.
Глубинные особенности
— Чем отличается строительство инфраструктуры на земле от строительства под землей, в метро?
— Петербургский метрополитен — это уникальный объект во всем, начиная от его проектирования и строительства и заканчивая тем, каким он стал сейчас. И если посмотреть общедоступные рейтинги, то, например, станция «Адмиралтейская» располагается на глубине 86 метров — она входит в топ-3 самых глубоких станций в мире. А если посмотреть на рейтинг 10 самых глубоких станций метрополитена в мире, то 6 из них располагаются в Петербурге. Это свидетельствует о том, насколько наш метрополитен уникален. Именно с этой уникальностью связана и сложность проведения работ в нем.
Мы сказали пока только о вертикальной составляющей, а нужно учитывать и горизонтальную — протяженность перегонов. Так, длина перегона «Обухово» — «Рыбацкое» составляет 3,6 км, так что это второй по длине перегон метрополитена в России.
Еще одно отличие петербургского метрополитена состоит в том, что в нем есть два типа станций — открытый и закрытый. Примеры последнего типа — это «Василеостровская», «Петроградская». Поэтому, когда мы имплементировали наше техническое решение, нам пришлось адаптировать его под каждый из видов станций.
Если говорить про другие сложности, с которыми мы сталкивались при реализации проекта, то, безусловно, пришлось учитывать, что метро — это стратегический режимный объект. И это абсолютно правильно, учитывая тот пассажиропоток, который через него проходит. Нам выделялось для работ всего три часа в сутки в ночное время. За 9 месяцев, в которые мы осуществляли строительно-монтажные работы, мы протянули 346 км кабеля различных типов, установили 210 тоннельных групп. В час в среднем мы размещали полкилометра кабеля.
За 9 месяцев мы протянули 346 км кабеля, установили 210 тоннельных групп. В час в среднем мы размещали 500 м кабеля.
— На красной линии вы развернули сеть всего за полгода. Это очень короткий срок для такого серьезного проекта. Благодаря чему удалось справиться так быстро?
— Первое — это качественная подготовка проекта и устранение всех замечаний еще на этапе подготовки. Наши эксперты опирались на лучшие мировые практики создания подобного рода объектов. Второе — это слаженная работа команд, которые участвовали в проведении строительно-монтажных работ. Это и техническая дирекция «Билайн», и наш партнер компания Huawei, совместно с которой мы реализовывали проект, и соответствующие службы метрополитена, которые осуществляли четкий и грамотный контроль. Я хочу сказать огромное спасибо всем причастным к реализации данного проекта, очень важного и для жителей Петербурга, и для гостей Северной столицы.
— Проект обеспечения связью петербургского метрополитена интересен еще и тем, что он подразумевает обмен доступом между тремя операторами, которые одновременно строили свою сеть. «Билайн» свою часть работ полностью завершил?
— «Билайн» закончил свою часть проекта: в нашей зоне ответственности была красная линия и 9 перегонов из 11 на зеленой. Всего мы развернули сеть на 103,6 км тоннелей.
— О каком объеме инвестиций в данный проект идет речь?
— Совокупный объем инвестиций компании «Билайн» в данный проект составил более 1 млрд рублей.
Совокупный объем инвестиций компании «Билайн» в данный проект составил более 1 млрд рублей.
Новостройки, дачи и дороги
— Какие еще инфраструктурные проекты были реализованы компанией за прошлый год, и каковы планы на этот?
— В 2020 году мы реализовали целый ряд проектов, и некоторые из них завершились только в этом. Важным был проект по завершению модернизации сети в Петербурге и Ленинградской области: оборудование было заменено на более совершенное. Второй проект — это бесшовное покрытие мобильным интернетом и голосовыми сервисами трассы М-11 «Нева». Также большой проект был реализован для улучшения покрытия мобильным интернетом в Ленинградской области в местах, популярных у петербуржцев — это и дачные поселки, и коттеджные массивы, и места массового отдыха. Много внимания мы уделили программе по улучшению покрытия в крупных торгово-развлекательных комплексах, бизнес— и торговых центрах — всего их более 30. В прошлом году программа стартовала, а в этом году мы ее завершаем.
Что касается планов на текущий год, то мы сейчас находимся в фазе активной реализации программы по увеличению емкости нашей сети. Трафик мобильного интернета растет: по сравнению с прошлым годом он увеличился на 50%. Напомню, что прошлый год был атипичным: начался Covid, самоизоляция привела к лавинообразному росту трафика. Но даже к показателям рекордного прошлого года мы приросли на 50%. Поэтому основной задачей сейчас является уплотнение нашей сети, чтобы абоненты не почувствовали никаких перегрузок.
Самоизоляция привела к лавинообразному росту трафика, но даже к показателям рекордного прошлого года мы приросли на 50%. Поэтому основной задачей сейчас является уплотнение нашей сети, чтобы абоненты не почувствовали никаких перегрузок.
Второе направление связано с развитием новых районов города. Появляются новые жилые комплексы, и наша задача — прийти туда с объектами связи, чтобы наши абоненты не почувствовали никакого дискомфорта от перемещений из старого жилого фонда в новый. И мы видим результаты: на фоне такого роста трафика скорость передачи данных только увеличивается.