#4 Будущее рынка труда, 14 декабря 2021
Практика , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Затраты растут: петербургский бизнес о подборе персонала

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
Компании тестируют новые инструменты привлечения сотрудников и делятся своим опытом

На рынке труда складывается непростая ситуация: многие компании испытывают сложности с поиском персонала, затраты на рекрутинг растут. Бизнес ищет сотрудников как старыми проверенными методами, так и охотно пользуется новыми возможностями. Одна из них — алгоритм подбора персонала, разработанный городской Службой занятости. Новая схема уже апробирована в нескольких крупных компаниях города, о результатах и своем опыте набора персонала представители бизнеса рассказали РБК+ Петербург.

Юлия Милорадова, заместитель директора по персоналу «Лента»:

Юлия Милорадова,  «Лента»
Юлия Милорадова, «Лента» (Фото: пресс-служба)

«В 2021 году наши затраты на найм существенно выросли, это связано и с ростом текучести, и с обострением конкуренции на рынке труда. Нехватка персонала в ретейле наблюдалась и до коронавируса, но ситуация с пандемией ее обострила. Количество вакансий выросло вдвое. Это связано с активным развитием онлайн-бизнесов, к тому же многие работники выбирают другие сферы, чтобы снизить количество социальных контактов.

В нашей сфере больше всего не хватает продавцов, складских рабочих, комплектовщиков, кассиров, поваров, пекарей, подсобных рабочих. Повышение общей текучести кадров и высокая нагрузка по поиску и найму привели к нехватке специалистов по подбору и кадровому администрированию. Не первый год существует и дефицит на рынке труда в области ИТ и цифровых технологий.

Мы используем все возможные источники привлечения новых сотрудников: сайты по поиску персонала, социальные сети, наружную рекламу, объявления внутри магазинов, работа с учебными заведениями, участвуем в ярмарках вакансий. Сложность — высокая конкуренция на рынке труда. Нам всегда помогала наша репутация работодателя, с которым можно строить долгие отношения взаимного уважения и расти профессионально.

Опробовали и новую городскую программу. Преимущество нового функционала и алгоритма работы, введенного Службой занятости населения Петербурга в том, что появились дополнительные возможности обучения сотрудников, которые могут пройти курсы переподготовки».

Татьяна Иванова, заместитель директора СПб ГАУ «Центр занятости населения»:

Татьяна Иванова, «Центр занятости населения»
Татьяна Иванова, «Центр занятости населения» (Фото: пресс-служба)

«В работе Службы занятости населения Санкт-Петербурга происходят важные перемены. Формально это выглядит как модернизация районных агентств занятости, превращение их в Кадровые центры. Но, по сути, меняются принципы работы как с гражданами, так и с работодателями. Цель — оптимальное для человека трудоустройство или максимально эффективный подбор персонала за счет применения целого набора сервисов.

При работе с бизнесом мы вникаем в тонкости, чтобы предвосхитить возможные сложности и предотвратить их появление. Получив запрос на подбор персонала, мы выезжаем на предприятие, чтобы проговорить основные вводные, на месте посмотреть тот бизнес-процесс, где предполагается работа искомых специалистов, понять, по каким параметрам их отбирают сами HR.

Зачастую советуем работодателю скорректировать свои требования к соискателям так, чтобы не просто закрыть вакансию, а найти тех специалистов, которые принесут компании максимальную пользу в будущем.

Мы выстраиваем воронку подбора персонала. На первом этапе осуществляем отбор подходящих кандидатов, рассылаем им письма-приглашения со ссылкой на анкету, которая содержит согласованные с работодателем ключевые вопросы. Тех, кто прошел первый этап, приглашаем на очное собеседование — его мы проводим сами, но по схеме работодателя. После этого успешные соискатели идут на гарантированное собеседование с работодателем, за ним, как правило, следует трудоустройство.

Наш опыт показал, что такая многоэтапная работа обеспечивает высокий результат — когда из тысячи соискателей на работу принято около 10% — это хороший показатель для HR. Новый алгоритм уже отработан при массовом подборе персонала и при подборе работников для организаций с постоянной востребованностью в персонале. Также мы проводим переобучение и подбор временных сотрудников. Первый Кадровый центр в Санкт-Петербурге откроется в декабре на базе Агентства занятости Фрунзенского района, следующими станут Агентства занятости Московского и Колпинского районов».

Наталья Москалева, заместитель директора по кадровым и социальным вопросам макрорегиона «Северо-Запад» АО «Почта России»:

Наталья Москалева, АО «Почта России»
Наталья Москалева, АО «Почта России» (Фото: пресс-служба)

«Пандемия существенно изменила рынок труда. В одних отраслях прошли массовые сокращения, в других мы наблюдаем бурный рост оборота при нехватке кадров. Почта России на Северо-Западе в этот период сохранила статус стабильного и надежного работодателя. Более того, сеть почтовых отделений в регионе растет, обновляется, и мы испытываем постоянную потребность в кадрах. Самые востребованные в Почте России специальности: операторы почтовых отделений, почтальоны, водители и курьеры.

Для закрытия массовых позиций мы используем различные источники. Основную ставку мы делаем на федеральные сайты вакансий. Их немного, поэтому почти полное отсутствие конкуренции позволяет этим площадкам повышать цены на свои услуги. Осложняет поиск также и то, что все работодатели пользуются одними и теми же источниками — в результате, компаниям, для которых актуален массовый подбор, приходится искать кандидатов в ситуации острой конкуренции. В связи с этим мы стараемся использовать все возможные способы контакта с соискателями.

Почта России на Северо-Западе давно и плодотворно сотрудничает с Центром занятости населения. Речь идет не столько о решении отдельных задач, сколько о системной работе на постоянной основе. Общение конструктивное, отклик на наши запросы всегда быстрый и результативный. Сотрудники ЦЗН прошли обучение по профилям кандидатов, которых они подбирают для Почты России. Поиск таргетирован, это дает отличный результат. При этом Центр занятости берет на себя многие сервисные вопросы, что для нас, конечно, большой плюс.

Один из недавних наших с ЦЗН проектов — «Подбор работников для организаций с постоянной востребованностью в персонале». Специалисты Центра полностью разработали и реализовали свое предложение. ЦЗН удалось создать систему, работающую по принципу «одного окна», а все этапы подбора коллеги выстроили при сопровождении персонального менеджера. Мы совместно составили четкий профиль вакансий, провели предварительные онлайн-собеседования с соискателями. В рамках данного проекта трудоустроено порядка 100 человек, многие из которых работают уже около года».

Кира Песелева, директор по персоналу Radisson Hotel Group:

Кира Песелева, Radisson Hotel Group
Кира Песелева, Radisson Hotel Group (Фото: пресс-служба)

«В сфере гостеприимства кадры всегда пользуются высоким спросом. В первую очередь это касается сотрудников, работающих в службе приема и размещения гостей, в ресторанах. Например, сейчас мы заинтересованы в студентах, которые могут работать на позиции специалиста службы приема и размещения или официанта на завтрак. Их не хватает: из-за пандемии молодежь стала учиться удаленно, при этом часть кандидатов, у которых нет своего жилья, уехали «на родину».

Летом 2020 года мы стали искать новые решения и нашли их: улучшили условия труда, повысили заработную плату, стали предлагать гибкий график работы, который удобен кандидатам. В 2021 году мы стали внедрять новые инициативы, например, стали больше предлагать проживание работникам из других регионов. Мы также работаем на опережение: в Radisson Hotel Group хорошо развита система подготовки и обучения персонала.

Но, главное, мы пользуемся давно налаженными связями с Центром занятости населения и благодаря нашим конструктивным взаимоотношениям получаем помощь и поддержку. Коллеги из ЦЗН хорошо знакомы с потребностями бизнеса и сами предлагают релевантную помощь. Такие запросы не остаются без внимания. Сейчас в ЦЗ действует много программ по содействию аккумуляции кадров, и мы стремимся участвовать в большинстве из них.

Например, летом 2021 года нам потребовалась помощь в поиске официантов на завтрак и сотрудников службы приема и размещения. Мы обратились в ЦЗН, и нам помогли подобрать временных работников из числа выпускников школ. Для нас это был первый опыт взаимодействия со вчерашними одиннадцатиклассниками, а для многих из них отели сети Radisson Hotels в Санкт-Петербурге стали первым местом работы. Этот опыт был успешным, в 2022 году мы обязательно его повторим. Сейчас совместно с ЦЗН мы готовим несколько проектов на следующий год. Бизнес развивается, спрос на туристические услуги увеличивается, а в месте с ним растет и потребность в профессиональных кадрах».

Решения Кадровый перелом: как решить проблему нехватки кадров для новой экономики
Содержание
Закрыть