Кадровый голод на второй год пандемии вдохнул новые смыслы в летнюю подработку студентов. Если в 2020 году основной задачей бизнеса было остаться на плаву и сохранить имеющихся сотрудников, то в 2021 многие компании приспособились к новой реальности, но столкнулись с дефицитом рабочей силы из-за оттока мигрантов. Особенно заметна сейчас кадровая проблема в сфере гостеприимства, где лето — традиционно высокий сезон. Cтажировки для студентов также не потеряли актуальность — свидетельствуют данные Центра занятости населения Петербурга и крупнейших работодателей.
Растущий аппетит работодателей
По оценке Службы занятости населения Санкт-Петербурга, примерно 150-200 тыс. человек из учащихся профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования готовы и хотят работать в летнее время. «С учетом изменившейся ситуации на рынке труда, связанной с оттоком внутренних и внешних мигрантов в период пандемии, использование временной занятости студентов является актуальным для работодателей», — подчеркивает начальник отдела развития человеческого капитала Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Людмила Колдунова.
Особенно остро дефицит рабочей силы проявляется в сфере гостеприимства. «После пандемии катастрофически обострился кадровый голод в сфере общественного питания. Уехала часть сотрудников из других регионов, уехали иностранные мигранты. Через общее сокращение предложения это сказалось и на тех компаниях, которые не привлекают иностранную рабочую силу», — говорит совладелец сети ресторанов «Теремок» Виталий Свидовский.
По его словам, «Теремок» второй год привлекает студентов на временную работу. В 2019-м году компания наняла порядка 100 человек, в 2020-м был перерыв, в 2021-м в ресторанах сети открылось 250-300 вакансий, подходящих для студентов, но закрыто из них пока также около 100.
«На наш взгляд, студенты — очень хорошая позиция на рынке труда. Это люди с высоким интеллектом, быстро обучающиеся, с хорошей базовой подготовкой», — подчеркивает Виталий Свидовский. Правда, у этой позиции есть своя специфика — из-за короткого срока найма пришлось сократить программу обучения и, соответственно, сузить возможный круг обязанностей. Студентов в «Теремке» ставят на кассу и на фасовку, а вот к блинам пока не допускают.
В свою очередь, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Леонид Гарбар выделил несколько недостатков студентов как источника рабочей силы для индустрии гостеприимства. Во-первых, необходимость оформления санитарной книжки. С учетом короткого периода работы это относительно высокие издержки. «Сегодня к этому добавилась санитарно-эпидемиологическая политика. С работодателя, например, могут потребовать сертификаты о прививках сотрудников. А студенты — протестно настроенная аудитория, и с этой стороны тоже могут быть проблемы», — поясняет ресторатор.
Во-вторых, из-за отсутствия опыта и квалификации у студентов есть риски не удержать планку по уровню сервиса, особенно в высоком сегменте. В-третьих, по мнению Леонида Гарбара, со студентами выше риск нарваться на недобросовестного сотрудника — далеко не все держатся за временный заработок. Однако опыт «Теремка» показывает, что этими рисками можно управлять, а базовая подготовка студентов обычно выше, чем у других кандидатов на те же позиции.
Не общепитом единым
Кафе и рестораны — далеко не единственная сфера, где ждут студентов на временную работу. В частности, Центр занятости населения предлагает студентам работу в таких компаниях, как Ростелеком, Леруа Мерлен, ПАО Сбербанк Северо-Западное отделение, сеть отелей Radisson: гостиницы «Пулковская», «Корпорация Отель» (Рэдиссон Ройал), «Прибалтийская», «ФЕНИКС-ОТЕЛЬ» (Парк Инн Невский), «Пулково Аэропорт Отель Санкт-Петербург», ведутся переговоры с ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» для привлечения студентов вузов для работы в летний сезон в аэропорту. Временным сотрудникам предлагается белая зарплата в диапазоне от 19 до 50 тыс. рублей, в зависимости от сферы деятельности.
«Сбербанк принимает на работу студентов и практикантов, предоставляя интересные возможности для развития начинающим специалистам. В настоящее время в Сбере в Петербурге работает и стажируется около 50 студентов», — рассказал председатель Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Виктор Вентимилла Алонсо. Он уточнил, что банк принимает студентов на стажировку круглый год независимо от сезона.
Всего за первое полугодие стажировку в Северо-Западном банке Сбербанка прошло 279 человек — почти столько же, сколько за весь 2020 год (285 человек). В допандемийном 2019 году прием на стажировку составил 640 человек, сообщили в банке.
Принимает студентов на стажировку и «Почта России». В основном это начальные позиции с невысокой оплатой труда, однако, по словам замдиректора макрорегиона «Северо-Запад» АО «Почта России» Натальи Москалевой, студенты приобретают ценный опыт. «Во время работы в нашей компании молодых людей, начинающих свой трудовой путь, обучат навыкам, которые пригодятся по многим специальностям», — подчеркивает Москалева.
При этом, по ее словам, у молодежи есть возможность попробовать себя в разных профессиональных ролях. «Трудоустраивая студентов, мы нередко закрываем вакансии дирекции по информационным технологиям, предлагая молодым людям позиции специалистов технической поддержки. Такой опыт оказался взаимно интересным и полезным. Также студенты могут устроиться на более традиционные должности оператора связи или почтальона», — сообщила Наталья Москалева.
Подобная гибкость — характерная черта современного рынка труда, говорит Людмила Колдунова. Работодатели, заинтересованные в рабочей силе, становятся более гибкими, предлагая новые форматы занятости и режимы работы. Например, сетью отелей Radisson предлагается такая позиция, когда один человек совмещает работу официанта и работу на ресепшене в течение дня. Это интересно для молодых людей, так как они могут попробовать себя в разных сферах, получить практическую профориентацию», — отмечает Колдунова.
Перспективы роста
Важное преимущество летней подработки и разнообразных стажировок — перспектива дальнейшего трудоустройства. «Многие ребята после временной работы летом продолжают занятость и в учебное время, получая возможность для карьерного роста, особенно если работа связана с получаемой специальностью», — подчеркивает Людмила Колдунова.
Например, в Сбере, по данным банка, постоянную работу получает порядка 10% практикантов и стажеров. Цифра невысокая, но не из-за большого отсева, а потому что многим нужно продолжать учебу на дневном отделении бакалавриата или магистратуры.
У «Почты России» есть специальные курсы для тех, кто решает продолжить карьеру в компании. Они нацелены на повышение уровня знаний по новым почтовым продуктам и услугам.
В «Теремке» особо отличившихся студентов приглашают на офисные позиции с перспективой карьерного роста. В целом, по данным Виталия Свидовского, после 1 сентября в компании остается 10-15% от числа студентов, изначально собиравшихся просто подработать на каникулах.
«Таким образом, работодатели заинтересованы в трудоустройстве студентов в летнее время, на позиции, где не требуется очень высокая квалификация», — заключает Людмила Колдунова. Исключения, по ее словам, составляют лишь отрасли, где формат временной занятости не может быть применен, и в соответствии с профессиональными стандартами требуются кадры, имеющие определенное образование и квалификацию (педагогика, здравоохранение, поднадзорные профессии и др.).