Торговая ревизия
Материалы выпуска
Торговая ревизия Решения «Мы приняли ряд важных решений относительно бизнеса в России» Экспертиза «Призвать к мобилизации можно только один раз» Экспертиза «Застройщикам пришлось учиться грамотному построению финансовых моделей» Экспертиза В поисках вечной молодости Рынок В кредите отказать Инструменты Больше пьют и меньше платят Экспертиза «Банки стали внимательнее относится к оценке собственных рисков» Экспертиза Капкан для стрит-ретейла Решения Естественный отбор Рынок
Решения Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Торговая ревизия

Рынок розничной торговли в России переживает непростые времена – с одной стороны на него оказывает давление снижение покупательской способности, с другой – государство.
Фото: pixabay.com

Для российского рынка розничной торговли 2019 год стал не самым удачным. И Петербург — не исключение. По данным Петростата, оборот розничной торговли в Северной столице за 10 месяцев 2019 года вырос всего на 0,6% до 1,2 трлн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост по итогам 2018 года был зафиксирован на уровне 2,6%. При этом покупательская способность снижается, а давление со стороны государства усиливается. Участники форума «Дни ритейла на Неве» обсудили, с какими барьерами столкнулись петербургские предприниматели и как преодолеть стагнацию на рынке розничной торговли.

Город сетей

Петербург сохраняет лидерство по числу торговых сетей на федеральном уровне. В 2018 году доля крупных сетей в торговле продовольственными товарами достигла 91%. Это, на фоне ограничений со стороны государства, еще больше ограничило возможности малого и среднего бизнеса в городе, отмечают участники пленарного заседания.

На сегодняшний день Петербург также демонстрирует самую большую обеспеченность торговых площадей на человека. «За первое полугодие удельный вес сетевых торговых структур в общем объеме оборота розничной торговли составил 68%», — подчеркнул заместитель председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Алексей Яковлев.

Бережливое потребление

Одной из главных проблем петербургского ритейла остается падение покупательской способности населения. По данным Nielsen Shopper Trends, в 2018 году число покупателей с ограниченным бюджетом в Петербурге выросло на 9% по отношению к прошлому году — с 47% до 56%.

По словам генерального директора INFOLine Ивана Федякова, в Петербурге наблюдается тренд к бережливому потреблению. По его словам, население готово покупать и потреблять, но на фоне стагнации доходов спрос не растет, зато увеличивается интерес к поиску наиболее выгодных предложений. Это в значительной степени влияет на общий показатель розничной торговли и на снижение уровня лояльности покупателей. Влияние на модель потребления также оказывает заметное расслоение населения по уровню дохода и высокая закредитованность петербуржцев.

«Одна из актуальных проблем — это падение покупательской способности, — подтверждает директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Retail Group Александр Ильин. – Мы, естественно, это учитываем, предлагая покупателям оптимальные цены и ассортимент, а также предоставляя новые востребованные услуги и сервисы. В частности, у нас успешно развивается онлайн супермаркет, а также доставка и выдача заказов из интернет-магазинов через постаматы и на кассах магазинов торговых сетей X5».

«В нон-фуде ситуация тяжелее, потому что люди отказываются от этих товаров, и не все магазины могут соответствовать изменяющемуся спросу. Если мы и дальше будем искусственно снижать долю присутствия сетей на рынке, мы можем оказаться в очень странной ситуации», — отмечает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков.

Самоорганизация против контроля

Другой важный фактор — усиление контроля со стороны государства. В частности, введение новых норм регулирования: ограничение торговли алкоголем в многоквартирных домах, требования по маркировке табачных изделий, запрет продажи энергетиков несовершеннолетним и грядущее внесение молочной продукции в список товаров для маркировки. Как отметил президент ассоциации малоформатной торговли, вице-президент «НП ОПОРА» Владлен Максимов, из-за таких инициатив разрушаются законопослушные предприятия. «Бизнес скукоживается, деградирует и зачастую умирает. Это эффект домино, когда предыдущие запреты провоцируют новые, а затем возникают общественные организации, которые лоббируют все эти запреты», — говорит эксперт.

В итоге, по словам главы комитета по торговле общероссийской общественной организации «Деловая Россия», управляющего партнера ГК «220 Вольт» Алексея Федорова, из-за прихода государства на рынок конкуренция не увеличивается, а сокращается.

«Мы недавно посчитали, что обычный продовольственный магазин обязан вести минимум 28 журналов учета личных операций — начиная от учета огнетушителей и заканчивая ремонтом и т.д. Не перебор ли?» — спрашивает Иван Федяков. Избыточное регулирование со стороны государства отмечают и другие участники рынка. «Вместо того, чтобы заниматься бизнесом, теми же самыми инновациями, мы непрерывно занимаемся борьбой с абсурдом. В итоге у нас один юрист работает по поставщикам, два по потребителям и еще четыре по блоку «разное», — отмечает совладелец и член совета директоров сети гипермаркетов «Максидом» Мария Евневич.

Одна из причин такого абсурдного регулирования — отсутствие диалога между бизнесом и властью, считают участники рынка. «Мы работаем в различных регионах и, при нормальном построении диалога между ритейлерами и органами власти, понимаем, что цели и задачи у нас одинаковые. И чем больше такого диалога на уровне различных субъектов федерации, тем больше мы все получаем преимуществ», — отмечает директор Северо-Западного округа ТС «Магнит» Сергей Выдрин.

По словам директора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никиты Кузнецова, изменения уже происходят. «Мы сейчас находимся в состоянии своеобразного перехода. Сейчас времена для торговли тяжелые, но все-таки бывало и хуже. На данный момент у большинства уже назрело понимание, что нужно прекратить давить, прекратить душить и начать давать возможность развиваться», — отметил представитель Минпромторга.

Выходом из сложившейся ситуации может стать развитие механизма саморегулирования. «Мы сотрудничаем и с поставщиками, и с производителями, и с государством. И постепенно движемся в сторону саморегулирования. Сегодня это наиболее эффективный путь развития», — подчеркивает Александр Ильин.

По данным информационного агентства INFOline, в Санкт-Петербурге лидерами по выручке без учета НДС среди ритейлеров с 1 полугодия 2018 по первое полугодие 2019 стали X5 Retail Group (прирост на 7,8%), «Лента» (на 3,6%) и «Окей» (падение на 3,5%). По количеству торговых площадей с большим отрывом не первом месте оказался X5 Retail Group (575 торговых точек), ближайший конкурент — «Магнит» (323 шт.). Наиболее заметный прирост за прошедший год показал московский «ВкусВилл» (более 1000% по Петербургу). Также за последние годы произошло поглощения сетей «Кей» (их купила сеть DNC), «Полушка» (X5 Retail Group), «К-раута» («ЛеруаМерлен»), а также слияние сетей «Красное&Белое», «Дикси», «Бристоль» и др.

Эпоха e-commerce

Еще одним важным сегментом розницы становится интернет-торговля. Главные тренды современных ритейлеров — инновации, e-commerce, омниканальность, IT, service, customer centric trends, перечисляет Мария Евневич.

По данным комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, в 2018 году рынок интернет-торговли вырос почти на 60% по сравнению с 2017 годом, показав лучший прирост за последние 10 лет. По итогам прошлого года он достиг около 60 млрд рублей. При этом доля этого сегмента пока нне превышает 5% в общем объеме розничной торговли.

Интернет-торговля — это сфера, в которой достаточно низкий порог входа, отмечает Алексей Яковлев, а значит для предприятий малых форм появляется возможность становиться ближе к потребителю. При этом, как подчеркивает эксперт, в интернете конкуренция уже гораздо сильнее, чем на полках. По словам Сергея Белякова, это не помешает рынку активно развиваться и дальше.

«Я ставлю себя на место простого покупателя и понимаю, что, чем проще канал оборота, тем дешевле и лучше. Вы можете сколько угодно выделять денег на поддержку глобального производителя в секторе ритейла, но если канал не выдерживает конкуренцию глобально, то конечный потребитель выберет глобальный товар», — отмечает Сергей Беляков.

«В связи с тем, что потребитель становится более капризным — никто не хочет видеть постоянную телевизионную рекламу. Нам приходится подстраиваться под требования рынка, а это невозможно делать без информатизации, без IT и без высокотехнологичных решений», — заключает Мария Евневич.