РБК Петербург попросил топ-менеджеров петербургских компаний оценить итоги года применительно к их отрасли и потребителям. Главный вопрос, заданный редакцией, звучал так: по итогам года стакан наполовину пуст или наполовину полон?
Дмитрий Майоров, генеральный директор инвестиционно-девелоперской компании «Русь: НТ»:
«Общее настроение года хочется выразить анекдотом: в полицию обратился оптимист, которого гопники избили до полужизни. Я считаю, что стакан более чем на половину полон. В нашей отрасли — загородном девелопменте высокого класса — отмечается повышение интереса со стороны потребителя. Я связываю это со стабилизацией национальной валюты. Раньше наши клиенты, имея накопления в иностранной валюте, ожидали очередного скачкообразного снижения рубля, чтобы заключить сделку. Сегодня стало понятно — серьезного падения рубля в ближайшей перспективе не ожидается, поэтому и сделки совершаются активнее.
Но повышение интереса, к сожалению, не означает резкого повышения спроса. Слабая динамика спроса, на мой взгляд, объясняется, прежде всего, недостаточным объемом качественного предложения и сокращением конкуренции на рынке. Более мелкие производства, мелкий и средний бизнес уходят с рынка или присоединяются к большим игрокам. Это создает негативный информационный фон. Когда копании одна за другой прекращают свою деятельность, потребитель становится менее доверчивым даже к крупным компаниям, стабильно работающим на рынке.
Люди сейчас стали делать «осторожные» вложения. Они менее охотно инвестируют в стройку, чаще инвестируют в результат, покупая готовые объекты. Потребитель стал внимательнее к рискам — как к реальным, так и к мнимым. Приведу пример из сегмента индивидуальных жилых домов. В этом году среди покупателей выросла доля тех, кто покупает готовые дома, даже если они им не совсем подходят, и сократилась доля тех, кто готов поэтапно создавать «дом своей мечты». Если раньше 10% потребителей покупали готовые проекты, а 90% — вкладывали в строительство, то сейчас это соотношение — 25% и 75% соответственно».
Евгений Ничипурук, владелец сети гастробаров «Раковая»:
«Я отмечаю интересную тенденцию — потребитель стал больше пить. У нас в этом году выросли продажи пива и немного поменялась конъюнктура продаж, например, вырос сегмент импортного пива. Видимо, меняются вкусовые предпочтения, что довольно интересно, потому что публика у нас не меняется — 60-70% — постоянные гости, которые ходят к нам с открытия заведений. Еще один тренд — в этом году выросло потребление рыбы, морепродуктов. Но это общая тенденция по рынку: люди стараются есть поменьше тяжелой пищи, побольше легкой, белковой, даже когда пьют пиво.
В целом мы ощущаем общие кризисные настроения, но благодаря правильной политике в этом году увеличили прибыль на 15% по сравнению с 2018 годом. Этот результат мы получили благодаря снижению цен на некоторые ключевые позиции в меню и, как следствие, росту посетителей в наши заведения. Так что однозначно наш стакан наполовину полон.
Еще этот год для нас стал годом больших открытий. Мы решили открыть пятый гастробар «Раковая» и в ближайшее время откроется наш первый ресторан другого формата — гастрономическое бистро «Гашек». Поэтому мы в первую очередь были сосредоточены на поиске дополнительных инвестиций, кредитования, а также на процессе создания новых продуктов.
Относительно внешних факторов — меня всегда беспокоит кадровый голод, существующий на рынке. Кадров как не хватало, так и не хватает. Тревожит и позиция власти к ресторанному сегменту. Мы все время наблюдаем за действием наших политиков и беспокоимся по многим вопросам. Я, например, в этом году подписал петицию о поднятии порога упрощенного налогообложения, потому что ресторанным холдингам тяжело работать в другом формате, для них нужны дополнительные возможности.
В будущее мы смотрим позитивно, при том что нам предстоит серьезная работа. Мы планируем переработать меню, ввести новые позиции и найти более дешевых поставщиков, потому что общая тенденция рынка сейчас идет на снижение цен. Если говорить о наших перспективах на рынке, думаю, он может принять несколько новых заведений конкретно нашего бренда. Мы в формате раковых чувствуем себя комфортно и не ощущаем какой-то конкуренции. А вот в новом формате — гастрономическое бюро — мы будем новичками. Будет непросто, будем воевать, отстаивать наш продукт, стараться быть лучше многих, и это будет интересно».
Алексей Федоров, управляющий партнер ГК «220 Вольт»:
«Этот год для нашей отрасли точно был хуже, чем 2018-й, потому что сказалась высокая база прошлого года. В преддверии чемпионата мира по футболу был большой объем строительства и ремонта, что очень подстегнуло и отрасль DIY, и продажи нашей компании. Объем строительства в этом году гораздо скромнее, что мы уже почувствовали на себе. Если в 2018 году все как-то расслабились, горизонт планирования растянулся на 3 года, то теперь снова стали осторожничать и планировать не боле чем на 1,5 года. Тем не менее, хотя динамика уступает прошлому году, рынок DIY растет, и это радует.
Следующий большой удар для рынка — это ввод эскроу-счетов, из-за которого объемы ввода жилья снизятся. Таким образом государство в попытке регулировать строительный рынок ударило по нашей отрасли.
Что касается интернет-торговли, то сразу несколько крупных интернет-магазинов начали торговать DIY-товарами, электроинструментом. Если раньше товары DIY через интернет традиционно продавали локальные региональные игроки, то теперь ассортимент пополнили Wildberries, DNS – те, кто раньше специализировался на торговле одеждой и электроникой, бытовой техникой. Основная сложность в том, что у крупных игроков есть возможность закупать за 100 рублей, а продавать за 90 рублей — это считается расходами на маркетинг, и они способны долго их выдерживать. То есть на рынок они выходят с единственным конкурентным преимуществом — низкой ценой, чем и оттягивают покупателей у специализированных игроков. К счастью, мы справляемся в этой борьбе.
Интересное происходит с покупателем: по нашим наблюдениям, резко сокращается доля молодых людей в возрасте от 17 до 27 лет, которые делают что-то руками, а значит, покупают инструмент. Еще несколько лет назад их доля была до 15%, а теперь не больше 7%. Мы видим, что теперь молодые люди предпочитают заплатить профессионалу, который уже и купит необходимый инструмент. Так появилась новая ниша — не B2 °C или B2B, а B2PC (business to professional consumer) — бизнес продает свои товары профессиональным покупателям. Думаю, это перспективная ниша, которая будет только расти».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции