Требования к современному офису меняются. Офис сегодня — это прежде всего среда, способная помочь бизнесу в решении текущих задач. О том, какие факторы необходимо учесть при создании современного рабочего пространства, обсудили в рамках III Санкт-Петербургского международного форума труда.
Не просто стены
Сегодня существуют системы критериев для оценки эффективности офисных пространств. Этой теме был посвящен организованный Лахта Центром воркшоп «Офис как фактор эффективности».
Как показал опрос JLL, компании приходят к пониманию, что грамотно организованная, качественная рабочая среда повышает вовлеченность сотрудников в процесс, их уверенность в себе и эффективность в решении задач.
Чтобы этого достичь, отмечает начальник управления по проектированию Лахта Центра Юлия Гуляк, необходимо еще на этапе проектирования офисного здания предусмотреть целый ряд технологических решений: гибкую систему освещения и климат-контроля, зоны для неформального общенияи работы в тишине, а также акустические решения для комфортного сосуществования. Неплохо подумать и о дополнительных сервисахна территории офиса. Например, разместить медицинские центры и залы для занятия спортом, почтовое отделение, нотариальную контору исоздать зону кратковременной стоянки для курьерских служб.
Welness на работе
Согласно исследованию британского университета Уорика, счастливые сотрудники на 12% эффективнее своих несчастных коллег. На ощущение счастья на работе при этом, по данным ученых, влияет несколько факторов: позитивные отношения, стимулирующая работа и признание, а также приятная и функциональная офисная среда.
В итоге многие организации (такие как Fitbit, Google и Draper, Inc) запустили оздоровительные программы в целях повышения счастья и производительности сотрудников, а также сокращения прогулов и временных затрат на здравоохранение.Как отмечается в исследовании JLL, программы включают проведение семинаров по питанию, предоставление велосипедов и душа для сотрудников, проведение сессий йоги, предложение прививок от гриппа и даже предоставление сотрудникам выходных для участия в благотворительных мероприятиях.
«Если говорить о трендах на рынке труда в России, которые постепенно набирают обороты, очевидно, что корпоративная культура и ценности становятся для соискателей не менее значимы, чем материальная составляющая. Зрелые организации уделяют большое внимание нематериальной мотивации персонала: создают возможности для поддержания баланса «работа-личная жизнь» у сотрудников, развивают большие HR-проекты, направленные на комплексное профессиональное и личностное развитие работников, заботятся о поддержании здоровой атмосферы в компаниях. Направление well-being все же пока ближе менталитету западных компаний, но в перспективе ближайших 5-10 лет ситуация может измениться», — считает руководитель пресс-службы Head Hunter по Северо-Западу Ирина Жильникова.
Офис на высоте
Позитивным примером таких изменений в офисной культуре Петербурга обещает стать Лахта Центр. По словам Юлии Гуляк, подтверждением тому служит получение наивысшего, платинового сертификата по международному экологическому стандарту LEED. Ключевыми факторам в достижении такого высокого результата стали комфорт внутренней среды, транспортная доступность и развитая инфраструктура, энергоэффективность, ориентация на человека. Среди дополнительных функций в Лахта Центре запроектированы медицинский центр, фитнес-комплекс с бассейном, предусмотрены зоны для неформального общения и места отдыха.
«Офисное пространство Лахта Центра мобильно, то есть оно может легко трансформироваться. У нас организована комфортная среда — температура, воздух, освещение, есть и дополнительные функции, которые помогают человеку чувствовать себя комфортно», — отметила Юлия Гуляк.
В башне также предусмотрено несколько больших зон для неформального общения. «В комплексе организован крытый внутренний двор, который связывает здания между собой. Там можно отдохнуть, договориться о встрече у фонтана, это зона неформального общения площадью четыре тысячи квадратных метров. Из него есть входы в часть офисов, планетарий, концертный зал, магазины, кафе», — рассказывает проектировщик.
Каждому по потребностям
Несомненно, чем больше дополнительных «опций» к «белой» зарплате, премиям, социальному пакету, тем выше привлекательность работодателя в глазах кандидатов, говорит Ирина Жильникова. «Но нужно понимать, что тех же IT-специалистов, которые сегодня «в цене» будет сложно удивить корпоративной библиотекой или вкусным кофе. В этом смысле очень важен комплексный подход к созданию ценностного предложения для конкретной целевой аудитории», — отмечает представитель Hh.
Важно понимать, зачем создается тот или иной дополнительный офисный сервис, и прислушиваться к пожеланиям сотрудников, соглашается старший вице-президента DataArt Юлия Завилейская.
Такой подход позволяет настроить даже степень «технологизации» офиса, подтверждает Юлия Гуляк, — насколько продвинута основная часть сотрудников, чтобы пользоваться, к примеру, голосовыми помощниками–навигаторами и не лучше ли повесить простые указатели, как бы ни тянулась душа к «блокчейну и биг дате». Офисная среда — производное корпоративной культуры и в этом смысле все дополнительные опции — увлечение опенспейсом, неформальными зонами и местами для игр должны исходить от особенностей компании и ее потребностей.
«Мы стараемся заботиться о людях и идти навстречу их пожеланиям, а не навязывать свое видение или абстрактный стандарт комфорта. Например, если у сотрудников появляются потребность завести офисного любимца, мы не мешаем установить террариум для ящерицы или улитки. Но важно соблюдать баланс, — говорит Юлия Завилейская. — В одном из офисов, к примеру, где немного перестарались с развлекательными зонами, мы получили четкую негативную обратную связь. Люди приходят в DataArt работать, их скорее раздражает излишняя игривость и неуместный шик».