Будущий транспортный каркас Санкт-Петербурга обретает новые черты. Близится к завершению прокладка первой очереди скоростной трамвайной линии «Купчино-Шушары-Славянка». По планам петербургских властей, движение на участке от метро «Купчино» до Шушар откроется до конца 2025 года, а в следующем году будет достроен второй участок линии, до железнодорожной станции «Славянка». О дальнейших планах по развитию трамвайного движения в Петербурге — в материале РБК+ Петербург.
Транспортная артерия
Дорожные мегапроекты являются ключевой составляющей развития Петербурга до 2030 года, при этом, как заявлял губернатор города Александр Беглов, «речь идет не просто о строительстве дорог, а о создании нового транспортного каркаса мегаполиса, который обеспечит развитие промышленных зон, логистики и городской мобильности». Одним из них, по оценкам Смольного, является проект скоростной трамвайной линии «Славянка», который должен соединить «материковый» Петербург с активно застраиваемыми удаленными микрорайонами на юге города — «Шушары» и «Славянка».
«Линия скоростного трамвая «Славянка» — очень важный для города проект, — подчеркивает Александр Беглов. — Это один из крупнейших в России примеров государственно-частного партнерства в сфере рельсового транспорта». По оценкам городской администрации, годовой пассажиропоток «Славянки» составит 1,3 млн человек, а сама трамвайная линия «радикально улучшит транспортную доступность новых кварталов, прежде всего — жилых домов в Шушарах».
«Этот проект уникален для Санкт-Петербурга. Это не просто трамвайная линия, с которыми знакомы все горожане. «Славянка» включает в себя большое количество искусственных сооружений — три больших путепровода, в том числе через КАД, четыре моста, построенная набережная Волковского канала, современное депо, а также комплексная автоматизированная система управления трамвайным движением. Мы впервые в истории городского транспорта используем решения в области транспортной безопасности, применяемые для метрополитена, на поверхности, для наземного общественного электротранспорта», — подчеркнул Дмитрий Панкратов, генеральный директор ООО «БалтНедвижСервис», являющегося концессионером проекта.
Экономика проекта
Проект трамвайной линии Купчино — Шушары — Славянка реализуется на принципах государственно-частного партнерства. Протяженность скоростного трамвайного пути составит 21 км. На линии будет возведено три моста, четыре путепровода и 24 трамвайных остановки.
Концессионером проекта является ООО «БалтНедвижСервис», учрежденное ГК «АБЗ-1» и Газпромбанком, концедентом — правительство Санкт-Петербурга.
Концессионное соглашение подписано 11 октября 2019 года на 30 лет. Источник возврата инвестиций — тарифная выручка от сбора платы за проезд. При этом тарифы на «концессионном» маршруте будут такими же, как и на других городских трамваях.
В 2023 году стоимость проекта «Славянка» оценивалась в 50 млрд руб. с учетом закупки нового подвижного состава для обслуживания линии.
Российский продукт
В завершающей стадии находится строительство важного инфраструктурного элемента линии «Славянка» — трамвайного депо у поселка Шушарах. Оно занимает площадь в 11 га и предназначено для обслуживания 22 инновационных составов двустороннего движения проекта «Невский». Как пояснил Дмитрий Панкратов, к настоящему времени в депо реализованы все запланированные концессионерами конструктивные и объемно-планировочные решения, построены административно-бытовой и производственный корпуса площадью 1,3 тыс. кв. м и 5,7 тыс. кв.м. соответственно, установлена котельная, осуществляется штатная подача электроэнергии. В зоне депо полностью закончена укладка пути, смонтирована контактная сеть.
Первые трамваи уже поступили в новое депо. Как рассказывал ранее технический директор «БалтНедвижСервиса» Андрей Кочин, «это современные низкопольные трамвайные вагоны модели «Невский». Специально для трамвайной линии «Славянки» экстерьер и интерьер вагонов выполнен в оранжевых и бирюзовых цветах». По словам Андрея Кочина, город уже получил 10 таких вагонов, в ближайшее время ожидается поступление еще двенадцати.
Депо оснащено станками и специальными установками отечественного производства. Среди них — приспособления для вертикального перемещения большегрузной техники ДЭП-10 грузоподъемностью 10 т производства петербургского завода «Энерпром». Российскими производителями также выпущены колесотокарный станок ТК2500 и электрическая тяговая маневровая машина «Антей А1» с дистанционным управлением.
Вместимость одного вагона составляет до 180 пассажиров. Все вагоны собираются в Санкт-Петербурге, подчеркнул генеральный директор АО «АБЗ-Дорстрой» Леонид Гиндин. «У нас первоначально были запроектированы швейцарские трамваи, но мы переориентировались довольно быстро, и наши коллеги-производители трамваев в отведенные сроки, в течение этих двух лет, произвели полный объем необходимого количества», — рассказал он.
Мост через КАД
Завершаются строительные работы на ключевом участке первой очереди линии — на трамвайном путепроводе через КАД и Московское шоссе начался монтаж контактной сети. Общая длина путепровода составляет 1,2 км, из них 240 метров приходится на пролетное строение над кольцевой автодорогой. Надвижка пролетного строения через КАД была выполнена в прошлом году. Конструкцию из 24 пролетов поддерживают 25 опор, высота которых доходит почти до 13 метров. Сейчас, по оценкам Леонида Гиндина, путепровод готов на 95%, и в декабре будет готов к запуску движения.
Одновременно идет строительство других инфраструктурных элементов «Славянки». На Балканской площади у станции метро «Купчино» заканчивается строительство остановочного павильона. Также идет возведение объектов второй очереди. Полностью всю линию трамвая планируется ввести в эксплуатацию в 2026 году. По расчетам Андрея Кочина, путь от Купчино до Шушар займет 15 минут, до Славянки в часы пик — полчаса, а трамваи будут ходить с интервалом в 5 минут.
Инфраструктурные планы
В будущем петербургские власти планируют продлить «Славянку» дальше на юг и довести ее до научно-технического центра (НТЦ) «Невская дельта», который создается на базе нового университетского городка СПбГУ в Пушкине. Соответствующее соглашение Петербург и компания «АБЗ-Дорстрой» подписали на полях ПМЭФ-2025. Как пояснял вице-губернатор Николай Линченко, этот проект обеспечит транспортную связь между кампусом СПбГУ и НТЦ «Невская дельта», микрорайоном Славянка и метрополитеном, жилой застройкой и ж/д станциями «Царское село» и «Детскосельская». Необходимость продления «Славянки» Николай Линченко объяснял тем, что направление в сторону Пушкинского района является одним из самых загруженных в Северной столице в части общественного транспорта, а строительство новой трамвайной линии «поможет развить быструю и комфортную трамвайную сеть» в южных районах города.
Одной «Славянкой» в Петербурге развитие городского наземного электротранспорта не ограничится: как ранее сообщал Александр Беглов, в 2026 году начнется проектирование «шести новых трамвайных линий, очень важных для реализации проектов доступности новых микрорайонов к центру и к метро». Также предусмотрена модернизация существующих линий. В проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов на ремонт действующих трамвайных путей заложено 6 млрд руб., за три года будут обновлены 23 объекта городской трамвайной инфраструктуры.
Как рассказали РБК Петербург в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры, в следующем году начнется ремонт трамвайных путей по семи адресам. Среди них улица Руставели от Пискаревского проспекта до «Ручьев», Выборгское шоссе от Суздальского проспекта до проспекта Энгельса, проспект Просвещения от Светлановского проспекта до улицы Руставели, Средний проспект Васильевского острова от Кадетской линии до Гаванской улицы, Троицкая площадь и площадь Суворова, а также три участка Бухарестской улицы.
Кроме того, в 2026 году Петербург продолжит программу обновления транспортных средств — на приобретение новых электробусов, трамваев и троллейбусов город планирует потратить 6,1 млрд руб. Всего же в трехлетнем бюджете на эти цели предусмотрены 26,9 млрд руб. «Новый транспорт не только более комфортен для горожан, но и более экологичен для окружающей среды. Он менее шумный, работает экономично, потребляет меньше ресурсов и не загрязняет атмосферу», — пояснял Александр Беглов.
Первым проектом трамвайной линии, созданным в рамках ГЧП в Петербурге, стал «Чижик». Линия была запущена 1 сентября 2019 года в Красногвардейском районе города. Концессионное соглашение между Санкт‑Петербургом и ООО «Транспортная концессионная компания» (ТКК) о создании, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе было заключено тремя годами ранее — 30 мая 2016 года.
В состав консорциума, помимо инвестора ТКК, входили генподрядчик ООО «ЛСР-Строй», поставщик подвижного состава ЗАО «Штадлер Минск» и технический заказчик ООО «Сев.Р.Девелопмент». В число соинвесторов проекта входили инвестиционные фонды из Саудовской Аравии, Бахрейна, Кипра, Нидерландов.
Всего в ходе реализации соглашения ТКК реконструировала более 14 км трамвайных путей и контактной сети, было создано 40 остановок, три разворотных кольца, оборудовано пять оборотных съездов, построено высокотехнологичное депо, приобретены 23 современных низкопольных трамвая.
По оценкам городского Комитета по инвестициям, за 5 лет «Чижики» перевезли более 106 млн пассажиров. Общая стоимость проекта оценивалась в 15-16 млрд руб.