
Больше 5 млн туристов в 2024 году приехало в Петербург ради музеев, театров и экскурсий по Северной столице — больше половины от общего количества гостей города. С одной стороны, это существенный вклад в доходы учреждений культуры, почти 15 млрд руб., по данным «Турбарометра». С другой — чтобы привлечь внимание российского туриста, который, возможно, не первый раз приезжает в Северную столицу, музеям нужно всякий раз удивлять чем-то новым, а каждая новая экспозиция — это дополнительные расходы. О том, из чего складывается экономика современного музея и как взаимодействие музеев с крупным бизнесом помогает создавать яркие события, привлекающие как туристов, так и жителей города — в материале РБК+ Петербург.
Чем живут музеи
За 2024 год Петербург посетило 11,4 млн туристов — по данным «Турбарометра», это на 23,4% больше, чем годом ранее, и на 11,5% больше, чем в допандемийном 2019 году. Увеличился и вклад туристов в экономику — в 1,5 раза по отношению к предыдущему году, до 730,5 млрд руб.
Больше половины туристов приехали в Петербург с культурно-познавательными целями — их доля достигла максимальной отметки за последнее 4 года и составил 51,4% или 5,5 млн поездок. Расходы на посещение объектов культуры — театров, кинотеатров, музеев — составили 2% от общих расходов гостей города, то есть порядка 14,6 млрд руб.

Много это или мало — вопрос дискуссионный. Так, на портале государственных закупок стоимость комплексной услуги по организации временной выставки начинается от 3 млн руб. (например, «Уральская школа авторского ювелирного искусства» в московском ГМЗ «Царицыно») и может достигать 20 млн руб. и более (например, «Русское народное современное искусство» в том же «Царицыно»).
По данным Министерства культуры за 2023 год (данные за 2024-й еще не опубликованы), доля коммерческих доходов в общей выручке российских музеев составляет менее четверти — 22,3%, основная категория поступлений — субсидии различных видов. Коммерческие доходы за отчетный год составили 29,8 млрд руб., причем в эту сумму включаются поступления от спонсоров и благотворителей (2 млрд руб.). И если государственные субсидии во многом покрывают текущую деятельность — только на заработные платы уходит больше половины общей выручки — то крупные благотворители зачастую становятся партнерами конкретных ярких проектов. Пример такого проекта — выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее, организованная при поддержке ПАО «Лукойл».
Экспозиция богатырского масштаба
Масштабная экспозиция Виктора Васнецова открылась в корпусе Бенуа Русского музея в конце 2024 года. Выставка собрала под одной крышей полотна из Русского музея, Третьяковской галереи, Дома-музея В.М. Васнецова и многих других музеев и стала своего рода подарком «Лукойла» городу и его гостям в канун празднования 130-летия музея. Впервые покинула стены Третьяковской галереи знаменитая картина «Богатыри» — богатырской теме был посвящен отдельный блок экспозиции. На выставке представлены разнообразные аспекты творчества мастера: живописные портреты, бытовой жанр, пейзажи, а также рисунки, мебель и одежда, созданные по его эскизам. Небольшой зал посвящен «Снегурочке», а завершает выставку эффектное живописное полотно «Ковер–самолет». Экспозицию сопровождает биография–таймлайн и информационные материалы о жизни и творчестве художника.

«Масштаб экспозиции, собравшей все шедевры мастера, позволяет рассмотреть столь разные стороны творческого гения Васнецова — виртуоза исторической и фольклорной живописи, создателя монументальных полотен на религиозные темы, мастера бытового жанра, портретиста и пейзажиста», — подчеркнула генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

Организация подобной выставки — технически сложное и потому затратное мероприятие. Зал был застроен фальшстенами, при этом для наиболее крупных полотен понадобилось усиление конструкций. Многие экспонаты заключены в витрины, для каждого выстроено дизайнерское освещение. Экспозиция оборудована мультимедийными элементами, для посетителей организована фотозона. «Осуществить такой грандиозный проект было бы невозможно без поддержки ПАО «Лукойл», — отметила Алла Манилова.

При этом затраты себя оправдывают — за четыре месяца, прошедшие с момента открытия выставки, ее посетило более 260 тыс. человек. О ней говорят в медиапространстве, в социальных сетях, что также привлекает дополнительное внимание к музею. «О масштабной выставке знают уже во всех городах страны. Это заслуга не только крупнейших российских телеканалов: нашими гостями становятся корреспонденты радиостанций, печатных и онлайн-изданий, арт-блогеры, выпускающие материалы об искусстве в социальных сетях, лидеры мнений в сфере культуры. В социальной сети «ВКонтакте» мы разместили серию из шести клипов, которая набрала более полумиллиона просмотров и получила множество положительных отзывов», — поделилась Алла Манилова.
По мнению генерального директора Русского музея, меценатство — это часть культурного кода Петербурга. «Наш город славится многолетними традициями меценатства и благотворительности. Когда культура и благотворительность пересекаются, создается та уникальная петербургская атмосфера духовности и интеллигентности, которую ощущают и которой восхищаются все гости нашего города», — заключила она.

Поддержка меценатов играет важную роль в развитии и популяризации искусства. И несмотря на то, что прямой выгоды компании-меценаты не получают, в бизнес-сообществе растет понимание того, что поддержка культурных инициатив — это долгосрочная инвестиция в человеческий капитал города и страны. Не случайно, как отметила генеральный директор БФ «Доброта Севера», ведущий эксперт Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Елена Тополева-Солдунова, один из самых заметных трендов в современном меценатстве — стратегический подход. «Все больше меценатов и компаний думают не только о том, как помочь здесь и сейчас, а как запустить настоящие культурные процессы, поддержать инфраструктуру, команды, дать людям инструменты для роста», — подчеркнула эксперт.