
Несмотря на замедление темпов строительства в России в прошлом году, объем рынка светопрозрачных конструкций сократились всего на 4% до 800 млрд руб. Какие факторы оказали поддержку рынку, как тренды влияют на развитие технологий производства стекла и что дает бизнесу основания для позитивных прогнозов на будущее — в интервью РБК+ Петербург рассказал владелец Ecookna Group Андрей Филоненко.
Когда дефицит помог сохранить баланс на рынке
— Для строительного комплекса, включая поставщиков и подрядчиков, 2024 год был непростым. С какими результатами закончила год оконная индустрия?
— Общий объем российского рынка светопрозрачных конструкций в 2024 году составил порядка 800 млрд руб., сокращение — 4% к предыдущему году. Это хороший результат, он был достигнут благодаря росту в сегменте индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Кроме того, мы практически не почувствовали эффект от сокращения строительства и затухания ипотеки, потому что выполняли ранее принятые заказы по контрактам, заключенным еще в период строительного бума.
Как ни странно, дефицит рабочей силы также сыграл в определенном смысле в плюс — сроки выполнения заказов увеличились с 1-2 недель до 5-6 и более, и несмотря на конкуренцию между компаниями, сокращение объемов не влекло за собой демпингового снижения цен. При этом большие сроки стимулировали бизнес оптимизировать внутрипроизводственные процессы, повышать эффективность, правильно распределяя логистику, распределяя заказы по производственным линиям — и за счет этого рентабельность заказов повышалась.
Дефицит рабочей силы также сыграл в определенном смысле в плюс — сроки выполнения заказов увеличились с 1-2 недель до 5-6 и более, и несмотря на конкуренцию между компаниями, сокращение объемов не влекло за собой демпингового снижения цен.
— Как отрасль решает кадровую проблему?
— Не буду говорить за всех, но наша компания во многом отражает общий тренд. Мы решаем проблему комплексно. Во-первых, росли заработные платы. Например, если раньше зарплата водителей была в пределах 100-120 тыс. руб., то сейчас это 150 тыс. руб. и более. Во-вторых, в компании разработаны несколько программ механизации и повышения эффективности труда в рамках участия в Национальном проекте «Производительность труда». За счет чего удалось повысить производительность от 15 до 25% по различным направлениям. К примеру, если ранее транспортировку изделия осуществляли два человека, то сейчас в процесс вовлечено оборудование, которое позволяет выполнять эту же операцию уже одному сотруднику.
И в-третьих, мы начали популяризировать рабочие профессии, создали премию «Сварог» для монтажников, занимаемся специалитетами с техникумами, участвуем в формировании программ по обучению рабочих — слесарей-сборщиков, монтажников. Кроме того, привлекаем ту иностранную рабочую силу, которая сейчас доступна — например, подали заявку на 400 рабочих из Индии. Вводим элементы корпоративной культуры для удержания людей, вкладываем деньги в обучение специалистов — это тоже хороший мотивирующий фактор.
— Как растущие затраты на персонал сказываются на маржинальности компании?
— Благодаря тому, что на рынке сформировался дефицит конструкций, цены сохранялись, и маржинальность в 2024 году была на хорошем уровне.
Расширение и модернизация производств
— Какие события в деятельности компании в 2024 году вы бы назвали ключевыми?
— Во-первых, мы развиваем наш индустриальный парк «М-8 инновации» в Сергиевом Посаде. Наличие собственных площадей положительно влияет на рентабельность. Кроме того, с усложнением оборудования, увеличением его энергоемкости, степени автоматизации, требуются все более специализированные площади.
— Есть ли планы по увеличению площадей, по развитию парка с точки зрения девелоперского направления бизнеса?
— Да, такие планы есть. Мы начинали парк с 52 га, и он освоен резидентами на 90%. Сейчас мы присоединили еще порядка 180 га и находимся в процессе оформление земли, переводим ее в функциональное назначение для промышленного производства. В планах, в частности, создание проектов в сегменте light industrial под продажу или сдачу в аренду площадей небольшим производственным компаниям.
— Из каких источников вы берете средства для инвестиций?
— Понятно, что на банковские кредиты инвестировать сегодня невозможно, мы используем собственные средства и привлекаем партнеров — в том числе, резидентов нашего парка. Мы формируем индустриальный парк по кластерному принципу, привлекаем, в том числе, компании, которые оказывают услуги по производству алюминия и стекла. Есть, например, резиденты, которые занимаются сложными фасадными конструкциями, есть те, кто занимается анодированием алюминия и т. д.
Мы формируем индустриальный парк по кластерному принципу, привлекаем, в том числе, компании, которые оказывают услуги по производству алюминия и стекла.
— Вы упомянули усложнение оборудования — правильно я понимаю, что одно из направлений развития компании — модернизация производства?
— Да, мы завезли одну из самых мощных на рынке линий по покраске профиля. Нам это позволит выделить мощности для покраски на заказ. В основном у производителей профиля покрасочные линии на рынке сформированы или под какой-то продукт, или под определенный тоннаж, а мы сможем производить покраску под конкретный заказ. Наша задача — сформировать сильную сервисную составляющую для рынка. Например, для предпринимателей, у которых нет возможности хранить профиль, мы сможем предоставлять услуги по хранению на своих складах. И это целый спектр услуг по покраске, упаковке и обработке этого профиля.
Второй момент — мы сейчас развиваем стекольное направление в части производства архитектурных стекол, это связано с изменением структуры рынка, потребления и современного проектирования светопрозрачных конструкций. Для расширения мощностей в этом направлении мы, в частности, приобрели завод по переработке стекла в Клину.
Новые тренды — новые технологии
— Какие тренды в структуре потребления вы бы выделили?
— Основной тренд — рост площади остекления. Соответственно, растет толщина стекла, вес, применяются специальные стекла, триплексы, закалка. Увеличение веса влечет за собой потребность в механизации, нарастает автоматизация производства. Начиная от определенных нагрузок, пластик уже неприменим либо применим с большими оговорками, отсюда проистекает второй тренд — увеличение доли алюминия. Если общий объем рынка сократился, как я уже говорил, на 4%, то по алюминиевым конструкциям вырос на 6%. Здесь играет роль и то, что пластик востребован во многом на рынке вторичного остекления, когда, например, старые деревянные окна меняют на пластиковые, а объем этого рынка также сокращается.
Если общий объем рынка сократился, как я уже говорил, на 4%, то по алюминиевым конструкциям вырос на 6%.
Еще один тренд — активный рост ИЖС, а внутри ИЖС уходит понятие частного застройщика, их остается не больше 25%, остальное — профессиональный рынок, а это уже другой уровень взаимодействия. Возрастают объемы заказов, опять-таки растут размеры стекол, и если в многоквартирном доме легко механизировать процесс, у тебя в одном месте находится и инженерная служба, и специальные монтажные силы, то здесь еще нужно уметь логистически перенаправлять их между объектами.
Еще один тренд — активный рост ИЖС, а внутри ИЖС уходит понятие частного застройщика, их остается не больше 25%, остальное — профессиональный рынок, а это уже другой уровень взаимодействия.
— Как смена трендов связана с развитием технологий? Какие технологии сейчас на переднем крае?
— Самые главные изменения происходят в стекле. Это, в частности, так называемые коутеры, которые напыляют различные металлы на стекло. Стекло при этом остается прозрачным или получает требуемый оттенок, приобретая при этом функцию энергосбережения. Эта функция сильно поменяла рынок, позволяя как раз увеличить площадь остекления.
Как только стали увеличиваться размеры, потребовалась специальная закалка, а для закалки стекла с напылением нужно уже новое оборудование. Сюда же триплекс, сюда же специальная обработка краевых зон.
Также благодаря металлизированному покрытию мы научились проводить ток. Теперь стекло можно нагревать, освещать, причем в разных зонах по-разному. Это востребовано в стеклянных крышах, чтобы снег подтаивал и сходил сам и не нужно было эксплуатировать крышу вручную.
Теперь стекло можно нагревать, освещать, причем в разных зонах по-разному. Это востребовано в стеклянных крышах, чтобы снег подтаивал и сходил сам и не нужно было эксплуатировать крышу вручную.
Еще одна востребованная технология — затемнение стекла. Оно применяется как в интерьерных решениях, например, для переговорных комнат, так и в сфере безопасности — по тревоге можно затемнить стекла в здании таким образом, что людей внутри не будет видно. В отношении безопасности востребованы также стекла, которые выдерживают высокие температуры — до 1200 градусов. Новых подходов требует и тренд на изогнутые — моллированные — стекла. Объем спроса на такие стекла сегодня растет.
— Насколько оконное производство на сегодняшний день зависимо от импорта? Где произошло импортозамещение, а где еще остаются пробелы?
— К примеру, в прошлом году мы использовали только европейскую и турецкую фурнитуру. В этом году ввели российскую, которая производится во Мценске. Она полностью заменила турецкую, но европейскую мы оставили, потому что российский производитель пока не освоил в своем производстве весь спектр конструкций, которые мы изготавливаем — сложные, большие окна и т. д. Российское производство пока закрывает порядка 80% необходимой фурнитуры.
И большая доля остается за импортными герметиками и клеями — в российской химии пока либо нет нужных позиций, либо, если они есть, то, например, эти герметики не подходят для автоматизированных линий. В целом порядка 30% составляют импортные материалы, а 70% — поставки российских производителей. Но у этих производителей, в свою очередь, тоже есть импортная составляющая от 30 до 50% — например, аддитивы, которые используются в производстве профиля ПВХ.
В чем мы зависим от импорта на 100%, это в оборудовании.
— Откуда ввозится оборудование сегодня?
— По большей части из Китая, также из Турции.
Планы пессимистические и оптимистические
— Каковы ваши прогнозы по развитию отрасли в 2025 году и каковы планы вашей компании?
— Базовый прогноз — снижение рынка в целом на 13%, пессимистический — на 20%, оптимистический — на 8%, в зависимости от геополитической ситуации, ключевой ставки и ипотечных программ. Тем не менее, в стратегии нашей компании мы заложили рост на 25%.
— Насколько это реалистично?
— Расти можно и на стагнирующем, и на падающем рынке. Мы, например, объединяем целый набор компетенций — собственное производство пластиковых конструкций, алюминиевых конструкций, стекла, производство архитектурных стекол, обработку стекла и расширяем свои компетенции — предлагаем уже не только стекла, современные конструкции, но и, например, электронику, которая позволяет интегрировать окна в системы контроля и удаленного доступа (СКУД). Также расширяем дизайнерское направление для производства стеклянных входных дверей для рынка ИЖС. Мы видим здесь огромный потенциал — если раньше большинство ставило в ИЖС железные двери, как в квартире, то сейчас люди начали задумываться, для чего нужна глухая железная дверь, если рядом — целая стеклянная панорама. Развитие всех этих направлений дает нам основания рассчитывать на существенный рост на сжимающемся рынке.