Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Гуманизация питомцев: сможет ли рынок товаров для животных расти дальше?

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Эксперты и участники зооиндустрии обсудили ключевые тенденции в разных сегментах

Рынок товаров для животных в России вырос с 265 млрд руб. в 2021 году до 510 млрд в 2024-м. Популяция питомцев за это время выросла на 13%, свидетельствуют данные Национальной ассоциации зооиндустрии. Люди все чаще заводят домашних животных и все больше относятся к ним, как к членам семьи. В то же время, 2025 год несет зооиндустрии новые вызовы, как рыночные, так и регуляторные. Удастся ли индустрии сохранить рост и каким образом — обсудили участники круглого стола РБК Петербург «Новые бизнес-стратегии на рынке зоотоваров и услуг» в рамках бизнес-выставки «Зооиндустрия» в Экспофоруме.

Зообизнес в цифрах

Рынок товаров для домашних питомцев в России растет уже несколько лет. По данным, которые привел председатель управляющего совета Национальной ассоциации зооиндустрии Кирилл Дмитриев, в 2024 году объем рынка составил 510 млрд руб. — на 17,7% больше, чем годом ранее. Корма занимают преобладающую долю рынка — 81%, 9% приходится на наполнители, 8% на ветеринарные препараты, 2% — на прочие категории.

Кирилл Дмитриев, Национальная ассоциация зооиндустрии
Кирилл Дмитриев, Национальная ассоциация зооиндустрии (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Текущий год обещает быть непростым — сохраняются проблемы с импортом кормов и ветеринарных препаратов, неконтролируемым ввозом товаров сомнительного качества через маркетплейсы, дефицитом кадров. Отрасль прочувствовала на себе и рост цен на сырье, и недоступность кредитных средств. В дополнение ко всему перечисленному компании вынуждены приспосабливаться к новым требованиям регулятора — в 2024 году была введена маркировка сухих кормов, в этом году требование распространится и на влажные.

Ценовой фактор

Тем не менее, участники индустрии рассчитывают на продолжение роста рынка. Один из факторов роста — цены. «Как минимум на размер инфляции рынок вырастет, порядка 10%», — отметил директор по маркетингу Petshop Сергей Иванов, комментируя сегмент кормов для кошек и собак.

Сергей Иванов, Petshop
Сергей Иванов, Petshop (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Более существенное подорожание кормов вряд ли произойдет, прогнозирует директор завода Fava Денис Еременков. «Если какого-то колоссального подорожания сырья на рынке не будет, мы не увидим значительного роста цен. Сейчас таких предпосылок нет. Государство регулирует и контролирует оборот зерновых, поэтому здесь рисков больших я не вижу», — пояснил он.

Денис Еременков, Fava
Денис Еременков, Fava (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Тренд роста цен подтвердила и генеральный директор ООО «ГЕН Фарма Рус» и ООО «Амстор» Светлана Бесчастнова. Одна из компаний под ее управлением занимается поставкой лекарственных препаратов из-за рубежа, другая — кормов для животных, причем производство кормов размещается на нескольких заводах по контрактному принципу. «Из трех заводов-производителей по кормам два уже объявили о повышении цен в течение полугода», — сообщила она. По препаратам, по словам Светланы Бесчастновой, динамика цен несколько выше общего уровня и может составить порядка 15%. При этом точных прогнозов в связи с резким изменением валютных курсов никто из экспертов не дает на 2025 год.

Светлана Бесчастнова, ООО «Ген Фарма Рус» и ООО «Амстор»
Светлана Бесчастнова, ООО «Ген Фарма Рус» и ООО «Амстор» (Фото: из личного архива)

«Просто курицы недостаточно»

Однако цены, по мнению экспертов, — не единственный фактор роста. В натуральном выражении объем рынка также будет расти — за счет того, что в стране растет количество домашних питомцев и меняется отношение к ним. По данным Кирилла Дмитриева, за последние три года количество кошек и собак в России выросло на 13%, и сейчас у россиян чуть меньше 50 млн кошек и чуть больше 25 млн собак. «Среди факторов, которые на это влияют, по-прежнему гуманизация домашних питомцев, формирование пет-френдли среды, последствия ковида и удаленной работы, когда питомцы становятся спасением от одиночества, а также увеличение продолжительности жизни питомцев за счет правильного кормления и более качественной ветеринарной помощи», — перечислил эксперт.

Нераскрытый потенциал рынка велик. По словам Сергея Иванова, только 60% владельцев кошек кормят их кормами промышленного производства, среди владельцев собак это значение еще ниже — чуть более 30%. «Здесь есть куда расти, особенно по собакам. Тем более собаки делают большой тоннаж кормов, они просто едят больше», — подчеркнул эксперт.

Еще один фактор роста — переход на новый уровень потребления, от недорогих кормов к премиальным и холистикам. «Людям уже недостаточно просто хорошего корма с курицей, они хотят с мясом дикого кабана и черникой. Они задумываются о том, что корм по сверхнизкой цене, наверно, не того качества, которое они хотят для своего питомца. И уход в более премиальный сегмент также дает рост в денежном выражении», — говорит Сергей Иванов.

Благодаря вышеперечисленным факторам, российские производители кормов планируют продолжить наращивать производство. «Темпы развития постараемся не снижать. Я планирую, что в этом году мы ориентировочно на 30% должны увеличиться», — поделился планами Дмитрий Евстигнеев, генеральный директор ООО «ПК РОК» (российские оздоравливающие корма).

Дмитрий Евстигнеев, ООО «ПК РОК»
Дмитрий Евстигнеев, ООО «ПК РОК» (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Взрывного роста не произойдет — сдерживающим фактором здесь будет высокая ставка по кредитам и отсутствие необходимого оборудования российского производства, отметил Денис Еременков. С другой стороны, по его словам, есть варианты закупок оборудования в Азии, кроме того, многие компании, которые строили заводы в последние годы, изначально заложили возможность расширения производства.

Услуги для члена семьи

Тренд на гуманизацию затрагивает и ветеринарию, и разнообразные услуги для животных. Пока что, как отметила директор по развитию ГК ВИК Любовь Бочарова, только 25% владельцев прививают питомцев и проводят им дегельминтизацию, не говоря об иных ветеринарных процедурах.

«С точки зрения рынка — это точка роста, имеющая огромный потенциал. Производители ветпреапартов и кормов заинтересованы в проведении просветительской работы с владельцами животных, ветврачами через все имеющиеся каналы коммуникации. Чем больше люди будут знать о том, как правильно сохранять здоровье питомцев, тем больше будет спрос на качественную продукцию для содержания и ухода», — отмечает эксперт.

Любовь Бочарова, ГК ВИК
Любовь Бочарова, ГК ВИК (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Неслучайно количество ветеринарных клиник, по данным Кирилла Дмитриева, в 2024 году выросло на 4,3% и к концу года составило 9,6 тыс.

При этом, по словам Любови Бочаровой, сохраняется проблема с импортозамещением отдельных категорий ветеринарных препаратов: «Доля отечественных препаратов на рынке растет, однако важно смотреть на динамику в разрезе разных фармгрупп. Например, есть такая группа как противоклещевые препараты: к сожалению, она ограничена для российского производителя. Международные компании на международном уровне патентами закрыли возможность производить такие средства. При этом в остальных сегментах российские производители достигают 50%, а где-то и преобладают. Возможностей здесь очень много».

Как отметила Светлана Бесчастнова, отчасти проблема в фармацевтике решается за счет трансфера технологий. «За прошедший год даже орфанные препараты трансферированы в России, и это действительно большая поддержка», — добавила она.

Растут объемы не только ветеринарных, но и иных услуг для питомцев. Так, каждый год в России открывается более десятка зоогостиниц и передержек, рассказала Наталья Яковенко, президент недавно созданной Ассоциации зоо-отельеров и зоосмотрителей. Ассоциация зарегистрирована только в начале этого года, и в первую очередь планирует заняться формированием нормативно-правовой базы для зоогостиничной сферы. «Как только у владельцев возникают определенные вопросы или претензии, к нашим коллегам приходят проверки. При этом нет единых норм и правил для проведения этих проверок, и мы хотим, чтобы они были четко прописаны и приняты на федеральном уровне. Это еще один очень важный проект для отрасли, над которым Ассоциация активно работает», — пояснила Наталья Яковенко.

Наталья Яковенко, Ассоциация зоо-отельеров и зоосмотрителей
Наталья Яковенко, Ассоциация зоо-отельеров и зоосмотрителей (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Регуляторный риск

В уже сложившихся сегментах индустрии регуляторная нагрузка растет, и это создает сложности для бизнеса. Главный вызов прошлого и текущего годов — введение обязательной маркировки. В октябре 2024 года маркировка стала обязательной для сухих кормов, с марта текущего — для влажных.

«Один из наших участников вошел в президентскую программу повышения производительности труда, и увеличил ее примерно на 16-17%, чему был несказанно рад. Но введение маркировки сейчас отбрасывает его назад в этом вопросе. То есть ни о каком повышении производительности труда сейчас речи быть не может», — привел пример Кирилл Дмитриев. По его словам, существуют технические сложности, на устранение которых регулятор дал очень мало времени. Например, маркировка плохо считывается с глянцевой упаковки, переход на матовую удорожает производство, да и у производителей уже скопился запас «глянца».

Как подчеркнул Денис Еременков, для внедрения маркировки потребовалось увеличить штат сотрудников, что пусть не критически, но все же сказывается на финансовых показателях и стоимости готовой продукции. «Наше предприятие не очень сложное, у нас всего три упаковочных линии, поэтому мы здесь справились достаточно неплохо. Но большим производителям, у которых 8-16 производственных линий, придется очень-очень тяжело», — отметил он.

Кроме того, по словам Дениса Еременкова, если вовремя не решить проблему с агрегацией кодов, с введением поэкземплярного учета, возникнут большие проблемы при отгрузке и передаче готовой продукции, так как при отгрузке считывать каждую упаковку в коробе невозможно, особенно это касается влажных кормов (паучей).

Проблема маркировки неожиданно коснулась и производителей гигиенических и косметических товаров для животных. Как рассказала генеральный директор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова, здесь произошла правовая коллизия: «У нас нет своих кодов ОКПД-2 у зоогигиены, зоокосметики, и мы попали в маркировку, как прочая парфюмерная косметическая промышленность». Над разрешением этой коллизии Союз работает с Министерством сельского хозяйства и Министерством экономического развития.

Татьяна Колчанова, Союз предприятий зообизнеса
Татьяна Колчанова, Союз предприятий зообизнеса (Фото: из личного архива)

Плюсы маркировки

Однако отрасль постепенно справляется с возросшей нагрузкой. «За пять месяцев с момента внедрения маркировки сухого корма у нас было промаркировано корма, который был произведен в Российской Федерации, чуть больше 350 млн кг. Если мы говорим про импорт, то промаркированной продукции было ввезено чуть больше 11,5 млн кг», — поделилась Ирина Ларина, руководитель проектов товарной группы «Корма» Центра развития перспективных технологий — оператора государственной системы маркировки «Честный знак».

Ирина Ларина, Центр развития перспективных технологий
Ирина Ларина, Центр развития перспективных технологий (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

По ее словам, тестирования, проведенные на 55 предприятиях, показали, что технологические решения для нанесения маркировки работают: «Это может быть пьезопечать, это может быть термотрансферная печать, лазерная печать, типографский метод, этикетирование. Все эти методы показали применимость в отношении кормов для животных, несмотря на то, что форм-факторы в отрасли разные, упаковки не совсем стандартные».

И маркировка, по данным Ирины Лариной, уже приносит свои плоды — производители и импортеры понемногу выходят из тени: «Рынок обелился. Если мы говорим про производителей, то их стало на 16% больше изначально известной цифры. Если мы говорим про импортеров, то на 14%».

Это важно — необходимость борьбы с контрафактом и недобросовестными продавцами признали все участники дискуссии. «Маркировка полезна, если она позволит нам убрать контрафактную продукцию, продаваемую на маркетплейсах. Я видел карточку ветеринарного препарата, в которой написано, что он произведен в Австрии, продан в Турции, и продавец из Казахстана продает его российским потребителям. Глупо спрашивать, есть ли у этого продавца российская лицензия на ветеринарно-фармацевтическую деятельность и замаркирован ли этот препарат», — привел пример Кирилл Дмитриев.

«Маркировка — это хорошая и правильная история, помогающая оградить потребителя от некачественного продукта. Но, как и все новое, это воспринимается сложно. Однако, если посмотреть сегодня на другие отрасли внедрения маркировок, то для нас, для добросовестных производителей, это только в плюс», — признала, в свою очередь, Любовь Бочарова.

Так или иначе, несмотря на все препоны, рынок сохранит свой рост, убежден Кирилл Дмитриев. «Бизнес приспособится к любым и регуляторным вызовам, и к рыночным», — заключил эксперт.

От первого лица «Петербург превратился в город для путешествий на выходные»
Содержание
Закрыть