
Туристический поток в Санкт-Петербурге в 2024 году впервые оказался выше доковидного уровня. По данным Смольного, он составил 11,6 млн человек. Это отразилось на работе отелей, которые фиксируют рост загрузки и объема выручки. При этом сегодняшний турист кардинально отличается от гостей еще 5-летней давности. Почему сегодня россияне для отелей привлекательнее иностранцев, какие категории туристов растут быстрее всего, и что происходит с сезонностью — РБК+ Петербург спросил у главы одного из старейших городских гостиничных комплексов — генерального директора «Гранд Отеля Европа» Юлии Пашковской.
Тенденция к росту
— Каковы итоги 2024 года для отельной отрасли Петербурга?
— На рынке наметились очень позитивные и стабильные тенденции роста, поэтому уже второй год подряд результаты нас радуют. По сравнению с 2023 годом мы опередили предыдущие результаты в среднем на 20-25% по таким ключевым параметрам, как загрузка, доходность номера, общая прибыль.
— Что было в минувшем году основным драйвером развития отельный отрасли, на ваш взгляд? Что отличало его от 2023-го?
— В 2023-м обстановка на туристическом рынке начала стабилизироваться, в 2024-м этот тренд укрепился и продолжился. Основной драйвер — это наш российский турист. Все отели, особенно отели в Петербурге, делают ставки на него. И это не только огромное количество людей, которые приезжают увидеть красоты нашего города, театры, музеи, но и внутренний деловой туризм. Он тоже достаточно сильно активизировался, особенно начиная со второй половины 2023 года.
— Из каких регионов прибывает основной поток туристов?
— Наш ключевой рынок — это Москва. Есть другие регионы, есть страны СНГ, но их процент намного меньше.
Город выходного дня
— Как прошел 2024 год по сравнению с «эталонным» 2019-м?
— Прошедший год максимально приближен к 2019 году. И что удивительно, если гостиничный рынок Санкт-Петербурга до 2020 года был сегментирован, была четкая сезонность. То есть в низкий сезон, зима — начало весны, во всех отелях преобладал деловой сегмент, это были индивидуальные корпоративные гости, корпоративные группы, конференции. Туристический сегмент преобладал с конца апреля. То с 2020-го рынок очень сильно поменялся. В одночасье Санкт-Петербург превратился в город выходных дней. Если раньше в зимнее время заполнить отель в выходные дни было очень сложно, вводились специальные цены, пакетные предложения, чтобы привлечь гостей, то сейчас как раз основной заезд в отелях начинается в четверг, выезд — в воскресенье.
В одночасье Санкт-Петербург превратился в город выходных дней. Если раньше в зимнее время заполнить отель в выходные дни было очень сложно, вводились специальные цены, пакетные предложения, чтобы привлечь гостей, то сейчас как раз основной заезд в отелях начинается в четверг, выезд — в воскресенье.
— Что мешало людям поступать так раньше? Почему поездки выходного дня проявились как новый тренд именно сейчас?
— Раньше было больше возможностей куда-то выезжать. И очень часто командировочные россияне, когда выезжали за границу, тоже пытались захватить один или два выходных дня. А сейчас люди стали более ограничены в своих поездках, поэтому открывают для себя все новые и новые места в собственной стране.
— Как реагируют отели на этот тренд?
— Мы со своей стороны стараемся как-то наполнить эту составляющую путешествий.
— Что планируется в «Гранд отеле Европа»?
— Например, мы планируем начать реставрацию ресторана «Европа». Нашему отелю исполнилось 150 лет, а ресторану «Европа» в этом году исполняется 120 лет, это уже своего рода «гастрономический Эрмитаж» Санкт-Петербурга.
В феврале, мы откроем новый люкс, который посвящен Петру Ильичу Чайковскому. Это неслучайно, потому что Чайковский очень тесно связан с этим районом Петербурга. Это и Гранд Отель Европа, где он нередко бывал, и Большой зал филармонии, где он исполнял свои произведения или выступал в роли дирижера. И как раз в 2022 году мы вернули свои вечера Чайковского. Это продукт, который раньше был сделан исключительно для иностранных туристов. Но он оказался не менее востребован и у российского гостя.
— Какие еще вы видите изменения?
— Стало меньше туристических групп, мы работаем в основном с индивидуальным гостем. Но здесь есть исключение — мы наблюдаем возрождение корпоративных групп, когда российские компании вывозят своих сотрудников в Санкт-Петербург для проведения конференций с небольшой культурной программой.
— Что служит драйвером развития корпоративного сегмента, каков там еще потенциал?
— Потенциал связан с развитием российского бизнеса. Чем больше российских компаний, чем больше бизнес, тем, естественно, больше поездок, тем больше движение в компании. И тем самым, больше у нас гостей.
Важно понимать, что бизнес-туризм, MICE-туризм состоит из многих составляющих. Первое, самое необходимое — кров и хлеб. Это то, что дают отели. Но отели сами по себе не могут инициировать компании приезжать в какое-то определенное место. Это должен быть и выставочный туризм, и выстроенная инфраструктура, должны быть агентства, которые подготавливают программы для подобного рода групп.
Международный потенциал
— Каков ваш прогноз на ближайшие годы по развитию международного сегмента?
— Мы очень надеемся, что теперь, после стабилизации обстановки на отельном рынке, наступит период роста — и в том числе со стороны иностранных туристов. Мы говорим, в частности, о Китае и Ближнем Востоке, потому что туристы и бизнесмены из этих стран приезжают в Москву и Санкт-Петербург, но больше пока в Москву.
И отели, и город, и принимающие туристические компании активно работают над тем, чтобы этих туристов стало больше. Это участие в международных выставках, различные ознакомительные туры для представителей туриндустрии из разных стран. Хочется верить, что сохранится и внутренний туризм, получивший такое развитие в последнее время, но к нему добавится еще и международный.
— Есть риск, что потенциал внутреннего туризма будет исчерпан?
— Мы понимаем, что не только иностранные туристы со временем получат возможность приехать в Россию, но и российские туристы смогут расширить свои маршруты за рубежом. Поэтому, безусловно, некоторый отток будет. Но я верю в то, что за эти несколько лет люди действительно увидели свою страну в другом свете, узнали, что есть прекрасные места и достопримечательности, в том числе и в Санкт-Петербурге. И мне очень хочется, чтобы эти традиции, особенно традиции семейных путешествий, сохранились.
— Как рост международного туризма повлияет на экономику отрасли? Ожидаете ли вы, что иностранные гости будут больше тратить в поездках, чем внутренние туристы — на рестораны, на сопутствующие сервисы?
— Российские туристы тоже оставляют деньги и в ресторанах города, и в ресторанах отеля. Можно отметить, что россияне чувствуют себя чуть более свободно и многие детали своей поездки легко прорабатывают сами — бронируют билеты на сайтах театров, музеев и так далее. Иностранные туристы больше обращались к услугам консьержей, и в этом мы немного просели. Но если мы говорим о Петербурге как туристическом направлении, то я думаю, что российские туристы, возможно, даже более платежеспособны, чем ушедшие европейцы.
Если мы говорим о Петербурге как туристическом направлении, то я думаю, что российские туристы, возможно, даже более платежеспособны, чем ушедшие европейцы.
В путешествие всей семьей
— Каково сейчас соотношение иностранных и российских гостей в отелях?
— Если раньше 70% гостей отеля были иностранные туристы и бизнесмены, и только 30% — российские гости, то сейчас российские гости составляют 97-98%. Причем сам российский рынок тоже изменился.
— Каким образом?
— Я уже говорила о туризме выходных дней. Кроме того, сейчас очень много гостей ездит с детьми. И если ребенку понравилось в отеле, то родители тоже довольны. Это одно из важных направлений конкурентной борьбы, и мы очень много делаем для маленьких гостей.
— Что именно востребовано у туристов с детьми?
— Это и специальные детские принадлежности, и приветственные наборы со сладостями. Востребованы игровые программы. Мы это видим по нашему квесту по отелю, который основан на отдельных предметах интерьера или деталях декора. Дети должны найти все загаданные элементы и указать, где они находятся. Здесь помогает то, что наш отель — исторический памятник.
Планы на будущее
— Какие технологические тренды вы наблюдаете в отельном бизнесе?
— Конечно, даже самый старинный отель должен идти в ногу с современными технологиями, поскольку этого ожидают гости. Мы, прежде всего, фокусируемся на удобстве гостя, чтобы было комфортно сделать заказ, чтобы минимизировать время ожидания, чтобы была возможность заказать меню рум-сервиса или дополнительные принадлежности в номер со своего мобильного телефона.
— Каковы дальнейшие планы по развитию отеля?
— Ближайший план на этот год — реставрация ресторана «Европа». Мы надеемся закончить к декабрю, чтобы была возможность еще раз подвести финальную черту нашего юбилейного 150-го года. Есть также планы по реконструкции некоторых отдельных зон отеля.