На форуме «Технотренды», организованном РБК Петербург, ведущие специалисты отрасли обсудили перспективы развития беспилотных технологий в России. Эксперты сошлись во мнении, что технический прогресс уже позволяет внедрять автономный транспорт, однако существует ряд препятствий иного характера — от организационных до регуляторных. Не стоит забывать и о необходимости адаптации общества к новым технологиям.
Технологическая готовность и барьеры развития
Специалисты отрасли отмечают, что технологический фундамент для развития беспилотного транспорта уже создан: в наши дни инженерные разработки в сфере автономного транспорта достигли такого уровня, что делают возможным массовое использование самоуправляемых машин, кораблей или летательных аппаратов.
«Текущая ситуация показывает, что я не ошибся: лет через 5 беспилотный транспорт будет и на дорогах, и на воде, ведь технологических сложностей нет, — говорит генеральный директор телеком-компании Дмитрий Петров, 15 лет назад прогнозировавший, что до активного передвижения по дорогам общего пользования беспилотных автомобилей осталось 20 лет. — Есть технологии для вычислений на борту, с избытком представлены лидары, радары, видеокамеры, нейронные сети, системы позиционирования, системы беспроводной связи. Все это уже есть — осталось лишь чуть продвинуться вперед по пути эволюции».
Однако для полноценного запуска беспилотников требуется адаптация законодательной базы и общественного мнения. правда, есть и принципиально важный момент: автоматизированные системы, особенно в авиации, не должны полностью исключать возможность вмешательства оператора. Поэтому серьезной задачей остается разработка эффективных механизмов надзора за функционированием автономных устройств и обеспечение их безопасной эксплуатации.
Следует принимать во внимание и многоступенчатую градацию автоматизации транспортных средств. Для реализации высших степеней автономности предстоит решить комплекс научных задач: провести базовые исследования, создать инновационные технологические решения и воплотить их в конкретных устройствах, отвечающих заданным критериям. Так что, по мнению участников дискуссии, главными препятствиями являются регуляторные ограничения. Эксперты подчеркивают важность сохранения человеческого контроля в управлении беспилотными системами, особенно в воздушном пространстве.
Вызовы импортозамещения
Несмотря на общий оптимистический настрой, определенные сложности с технической стороной вопроса существуют. Преимущественно речь идет о том, что импортозаместить пока можно далеко не все: эксперты рассказали, что российские производители уже нашли отечественные альтернативы многим компонентам, однако некоторые критические элементы все еще приходится импортировать. Правда, масштабы этого «далеко» участникам дискуссии видят разными. Разброс в оценках уровня импортозамещения очень значителен — от 10% до 70%.
«Даже 10% можно считать завышенной оценкой. Мы сталкиваемся с существенной проблемой — дефицитом критически важных для производства силовых транзисторов и диодов, а без доступа к ним невозможно создать современные силовые электронные устройства. К сожалению, Россия обладает лишь около 10% мировых запасов редкоземельных металлов, что явно недостаточно для удовлетворения потребностей нашей промышленности», — объяснил руководитель центра БАС ЛЭТИ Михаил Куприянов.
Опасения относительно перспектив развития отрасли связана и с теми условиями, которыми характеризуется сегодняшняя ситуация: валютными ограничениями, повышенными пошлинами на импорт критически важных компонентов, необходимостью получения специальных разрешений от органов безопасности, а также действующими ограничениями на полеты. При нормализации ситуации и открытии доступа к международным поставкам для гражданского сектора могут проявиться новые технические затруднения. Их специфику сложно прогнозировать, но их появление неминуемо. Для решения этих задач потребуется комплексный подход, включающий как административные меры, так и тщательный анализ технологического потенциала и запросов отечественной промышленности.
Есть и еще одна проблема: появление на рынке якобы инновационных решений с характеристиками, в реальности серьезно уступающим заявленным. «Последние представляют собой решения, которые на практике оказываются эфемерными, как, например, заявления о решении проблем с помощью лидаров, которые в реальности оказываются неточными. Конечно, определенная погрешность присутствует даже в квантовой физике. Однако технологические фантомы могут серьезно вредить, создавая иллюзию прогресса там, где его нет», — объясняет Людмила Гонтарь, руководитель проектного офиса «Аэродинамика» Правительственной комиссии, руководитель группы по регулированию ИИ, директор ЦК ФРЦЭ.
Практическое применение
В настоящее время беспилотные технологии уже находят широкое применение в различных сферах. Эксперты рассказали об успешном использовании беспилотников в мониторинге объектов ТЭК, градостроительстве, сельском хозяйстве и геологоразведке. Особое внимание уделяется применению беспилотных технологий в труднодоступных регионах и опасных для человека локациях.
Специалисты отмечают успешные эксперименты с беспилотным транспортом на трассе М-11, где уже запущено движение автономных автомобилей с высоким уровнем автономности. При этом участники дискуссии подчеркивают, что для успешного внедрения беспилотных технологий необходимо не только техническое и регуляторное развитие, но и наличие реального спроса со стороны бизнеса.
По мнению экспертов, наиболее перспективными направлениями развития беспилотных технологий являются логистика, исследование труднодоступных территорий и морского дна. Специалисты также отмечают важность развития технологий для решения социальных проблем и проведения научных исследований в различных областях.
В заключение участники форума сошлись во мнении, что успешное развитие беспилотных технологий требует комплексного подхода, включающего совершенствование технической базы, создание адекватной регуляторной среды и формирование устойчивого спроса на подобные решения.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.