Инновации , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Цифровизация в образовании: век интеллекта

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Применение искусственного интеллекта может открыть новые перспективы для системы образования. Вопрос в том, готово ли к этому общество

Цифровизация такой чувствительной для общества сферы, как образование, идет неравномерно. С одной стороны, пандемия и развитие технологий сделали применение цифровых решений образовательными учреждениями весьма распространенным явлением. К тому же идти к более активной цифровизации учебные заведения подталкивает и государство. С другой стороны, не утихают споры о целесообразности и ценности цифровой трансформации образования, причем свою лепту в дискуссию вносят все — от чиновников до родителей. Особенно спорной темой является внедрение технологии искусственного интеллекта. О перспективах и сложностях на пути ИИ к подрастающему поколению — в материале РБК+ Петербург.

Колесо прогресса

В конце июня 2024 года глава одной из самых известных компаний, специализирующихся на разработке ИИ, порассуждал о том, как технологии меняют будущее и что благодаря им получат наши дети. Одна из самых ярких перспектив, по его мнению, заключается в трансформации образования. Он считает, что у наших детей будут виртуальные репетиторы, которые могут предоставить персонализированное обучение по любому предмету, на любом языке и в любом темпе, который им нужен. Это (конечно, наряду с ИИ-трансформацией медицины и ряда других областей) приведет к такому уровню процветания общества и человека, какой мы пока даже вообразить не можем.

Внедрение же ИИ в образование в нашей стране пока вызывает множество вопросов. В конце минувшей весны ярким событием стала дискуссия, инициированная председателем нижней палаты Вячеславом Володиным, который раскритиковал чрезмерную цифровизацию образовательного процесса и ее проводника — главу Минпросвещения. По словам чиновника, людям этот процесс не нравится. Сергей Кравцов, оправдываясь, согласился с наличием проблемы и заявил, что искусственный интеллект никогда не заменит систему воспитания и передачу ценностей от учителя к ученику.

И действительно, в соцсетях и в родительском сообществе довольно сильны настроения, предполагающие отказ и даже саботаж всего цифрового в образовании. И речь даже не об ИИ — есть те, кто не готов использовать карточки для идентификации детей на входе в школу и электронный дневник. Есть даже те, кто искренне верит в то, что педагоги используют цифровые решения исключительно потому, что за каждое задание в ЦОС государство доплачивает. При этом число сторонников цифровизации также достаточно велико: индикатором может служить растущее количество онлайн-школ и их популярность — причем, не только как института допобразования, но и как альтернативы классической средней школе.

Будет ли победитель в споре традиционалистов и новаторов, сможет ли колесо прогресса преодолеть пессимизм в отношении цифры в целом и ИИ в частности, предсказать сложно.

Образовательный маршрут ИИ

Эксперты сферы образования и технологий говорят о том, что использование ИИ-технологий открывает широкие перспективы как для образовательных учреждений, так и для учащихся и их родителей.

«Интеграция искусственного интеллекта в образовательный процесс способствует не только улучшению качества обучения, но и созданию более инклюзивной и адаптивной образовательной среды, где каждый учащийся может достичь своих максимальных возможностей. Эта новая эра образования подготавливает учащихся к жизни в быстро меняющемся мире, насыщенном технологиями и инновациями. Искусственный интеллект может использоваться для автоматизации многих административных действий педагогов и оптимизации процессов управления образовательными учреждениями. Это позволяет педагогам сосредоточиться на преподавании и взаимодействии с учащимися, минимизируя рутинные задачи, такие как ведение расписаний, планирование уроков и оценка работ. Кроме того, ИИ может предлагать инструменты для создания интерактивных учебных материалов и симуляций, что значительно повышает уровень вовлеченности учащихся», — считает вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин.

Самым главным аспектом использования ИИ в образовании, по словам Станислава Казарина, является его способность выявлять проблемы на ранних стадиях, такие, как снижение успеваемости или неверное понимание материала. Эксперт заметил, что с помощью предсказательной аналитики образовательные учреждения могут своевременно вмешаться, предоставляя дополнительные ресурсы или поддержку тем учащимся, которые в этом нуждаются.

«Действительно, есть очень много успешных случаев применения искусственного интеллекта в образовании. И речь не только об экспериментах: есть успешные практики, которые отработаны годами, есть доказательная база того, как они позволяют повысить качество обучения, в том числе — для самых сложных категорий обучающихся», — рассказал руководитель лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Иван Карлов.

По словам эксперта, существует целый ряд образовательных платформ, которые используют модели искусственного интеллекта для того, чтобы анализировать учебный процесс и в соответствии с полученными данными определенным образом персонализировать дальнейшую программу. Это важно, потому что у каждого учащегося — про школу ли речь, про вуз или про программу допобразования — свой темп освоения информации и особенности восприятия информации. ИИ все эти факторы способен выявлять и учитывать при планировании и составлении моделей. Без такой персонализации можно загубить потенциал того, кто способен учиться быстрее среднего, или, если педагог ориентируется на лучше успевающих учеников, отстающие не усваивают даже базовые знания. Например, одна из подобных платформ на базе ИИ позволяет обучать математике и гарантирует базовый уровень освоения материала, если человек не бросил занятия. При этом скорость движения по темам и усложнение заданий будет корректироваться в соответствии с темпом отдельного ученика. Такие платформы работают с 90-х годов прошлого века, так что доказательная база их результативности уже есть. Правда, речь идет не о российских решениях.

Еще одно перспективно направление — использование машинного зрения для распознавания работ учащихся. Одно из узких мест современной системы обучения — проверка домашнего задания: это отнимает у педагогов много времени, проверяется далеко не всегда регулярно и в любом случае не дает оперативной обратной связи ученику для устранения пробелов в знаниях или навыках. В результате эффективность работы над ошибками серьезно снижается. Между тем, есть приложения, которые позволяют навести камеру смартфона на решение, оно будет распознано, сравнено с эталонным — и ученик практически моментально увидит, где есть ошибки, некорректное оформление и пр. Учитель же может видеть аналитику по работам учеников и разбирать сложные или спорные случаи. На основе полученных данных он может встраивать в учебный процесс отдельные модули, разбирать дополнительные примеры и пр. Понятно, что использование подобных инструментов возможно только для унифицированных заданий — например, по математике, физике, химии. С проверкой творческих заданий педагогам придется справляться самим — по крайней мере пока.

Т.е. перспективы, основанные на ИИ решениях, достаточно любопытны, однако наша страна пока не относится к числу безоговорочных лидеров в их разработке, хотя в сфере EdTech в целом мы и не в категории отстающих. «Применение ИИ в образовании сдерживается в том числе тем, что разработка решений требует очень серьезных инвестиций либо от государства, либо от бизнеса. Лидером же здесь является Китай, где вкладывают очень большие деньги в развитие подобных ресурсов», — считает Иван Карлов. Напомним, что в Китае предлагаются, к примеру, налоговые льготы для образовательных стартапов на основе ИИ, а это привлекает венчурных инвесторов.

ИИ на горизонте

Юрий Малышев, ведущий эксперт направления «Проекты в сфере образования» компании, которая занимается разработкой ИТ-решений для этой отрасли, считает, что в течение ближайших 5–10 лет основной учебный процесс в школах и колледжах скорее всего будет проходить, как и раньше, без кардинального внедрения систем искусственного интеллекта. Исключением будут лишь отдельные сегменты основного учебного процесса: ИИ будет применяться в системах дистанционного обучения и подбора индивидуальных обучающих материалов, в проведении комплексных оценок качества системы образования, в подготовке к олимпиадам и сдаче экзаменов.

«Основная трудность внедрения ИИ, особенно при применении машинного обучения, состоит в подборе данных для обучения нейросетей. Огромные объемы данных, генерирующихся в системе образования, сейчас не подлежат использованию в машинном обучении, так как основные оценочные процедуры, за исключением ОГЭ и ЕГЭ, не структурированы по критериям оценки и содержанию. Это означает, что первым шагом по внедрению ИИ в образовании должна стать максимально полная цифровизация образовательного контента», — добавляет Юрий Малышев.

Еще один фактор, который в ближайшее время будет сдерживать активизацию распространения ИИ в образовании, — негативное отношение части родителей (и, возможно, детей) к новому инструментарию и его возможностям. «Мы должны перед собой поставить вопрос: готовы мы принять справедливость оценки ученика со стороны ИИ или предпочесть традиционную оценку в ходе традиционного живого обучения? Для каждой школы, для каждого ученика, его родителя и педагога ответ на этот вопрос, очевидно, будет разным. Но также очевидно, что в последние годы искусственный интеллект становится все более актуальным инструментом в сфере образования и это неоспоримо», — замечает Станислав Казарин.

Тем не менее, Юрий Малышев, к примеру, указывает на возможность взрывного расширения применения ИИ в образовании. По его мнению, это может случиться, если быстрое развитие отрасли создаст какие-то новые технологии, позволяющие решать задачи обучения с одной стороны — массово, а с другой стороны — с ориентацией на индивидуальные образовательные запросы.

«Есть и обратная сторона медали. С развитием ИИ будут развиваться сервисы, которые позволят большой доле обучающихся не утруждаться выполнением учебных заданий, а использовать системы ИИ и машинного обучения для создания текстов и выполнения стандартных учебных задач, прежде всего связанных с анализом и подготовкой текстов, особенно в гуманитарных предметах», — предостерегает Малышев.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Экспертиза Зона рискованного образования
Содержание
Закрыть