Инновации , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Беспилотное будущее

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Беспилотный транспорт на дорогах и в воздушном пространстве обязательно появится — эксперты назвали сроки и условия их распространения

Научная фантастика уже много лет обещает, что весь транспорт — пассажирский, грузовой и даже спецтехника — рано или поздно станет максимально автономным или, проще говоря, беспилотным. И хотя в России начали усиленно работать в этом направлении еще в середине прошлого десятилетия, пока на земле и в воздухе основную массу транспортных средств составляют преимущественно управляемые человеком машины. Что сдерживает развитие технологий, и когда беспилотный транспорт займет значимую долю трафика — в материале РБК Петербург.

Едут и летают

Транспортные средства (ТС) с определенным уровнем автономности на дорогах общего пользования как мире, так и в России есть. Вопрос только в том, насколько технологии, используемые в ТС, могут заменить водителя-человека. Уже сейчас можно легко купить автомобили, которые позволяют водителю хотя бы какое-то время не следить за ситуацией — за это будут отвечать встроенные интеллектуальные системы. Однако, говоря о беспилотном будущем, хочется, конечно, увидеть гораздо больший уровень автономности, предполагающий отсутствие необходимости для человека управлять автомобилем и принимать решения даже в экстренной ситуации.

Пока же речь идет исключительно об экспериментальных, а не всем доступных транспортных средствах, передвигающихся по ограниченным маршрутам или в выделенных зонах. Например, сингапурские пассажирские шаттлы, курсирующие от аэропорта до отеля, путь которых составляет немногим более километра. Или ночные беспилотные автобусы в Сеуле, которые решают сразу две проблемы: нехватку готовых работать в ночную смену водителей и обеспечение возможности доехать до места работы представителям других отраслей. Но подобных машин немного — в сравнении с общим количество транспортных средств.

В России они тоже есть — всем известны такси-беспилотники в нескольких крупных городах, беспилотные трамваи — в том числе в Петербурге. В прошлом году было запущено автономное движение грузовых автомобилей по трассе М-11 «Нева» между Москвой и Петербургом. В июле 2024 года министр транспорта РФ Роман Старовойт озвучил такие цифры: «Коммерческую эксплуатацию автономных грузовиков на дороге общего пользования во взаимодействии с умной инфраструктурой мы начали первыми в мире. Начиналось все с трех автомобилей, за год их количество увеличилось в пять раз — до 16. Пробег машин превысил 2,5 млн километров, перевезено более 250 тыс. куб. м груза, а к концу года автопарк вырастет до 43 транспортных средств».

Однако сейчас отрасль столкнулась с ограниченным доступом к технологиям и опыту западных стран, которые являются лидерами. Это сдерживает развитие направления.

Схожая ситуация с воздушными беспилотниками. С одной стороны, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Дмитрий Ядров в ходе ПМЭФ рассказал, что количество зарегистрированных дронов уже составило 100 тыс. Он добавил, что полтора года назад в беспилотной отрасли не было ни одной компании, а к лету 2024 года их число приблизилось к 40.

С другой стороны, по результатам опроса представителей отрасли, представленного в рамках ПМЭФ-2024, препятствуют массовому внедрению беспилотных воздушных судов (БВС) в нашей стране отсутствие сертифицированного связного оборудования для коммуникации с беспилотными авиационными системами (об этом заявили 11% респондентов). Еще 10% опрошенных указали как необходимый фактор открытый ввоз БВС с иностранным ПО. Еще одна важная проблема — уход вендоров, специализировавшихся на решениях для высокоточной навигации. Т.е. и в этом направлении страна пока серьезно зависит от поставок из-за рубежа, хотя, безусловно, есть много компаний, которые занимаются импортозамещением — и вполне успешно. Но пока говорить о полной импортонезависимости в этой сфере не приходится.

Небо и дороги

Еще одна болевая точка — это инфраструктура. И она также критична как для воздушного пространства, так и для «земли». В России экспериментальный правовой режим, допускающий тесты беспилотных грузовиков, несколько лет действует на трассе «Нева», а в августе 2024 года к ней добавились и М-12 «Восток» и ЦКАД. Для сравнения: в Китае летом этого года заявляли более чем о 30 тыс. км общественных дорог, открытых для тестирования беспилотных автомобилей.

При этом речь идет не только о дорожном полотне как таковом — важнее наличие интеллектуальных транспортных систем, обеспечение дорожной инфраструктуры связью и пр. Все это жизненно необходимо для того, чтобы беспилотники могли полноценно передвигаться по дорогам страны.

С воздушным пространством все также непросто, а может, и несколько сложнее — особенно с учетом того, что воздушное пространство на европейской части страны в принципе закрыто для движения таких аппаратов. Пока лишь около трети субъектов РФ позволяют в принципе получать оперативное разрешение на доступ к воздушному пространству для этих устройств. Но даже там, где оно открыто, роев мирных беспилотников пока, увы, не наблюдается. Нужно очень многое — от взлетно-посадочных площадок до каналов связи с беспилотниками в любой точке РФ, низкоорбитальной спутниковой группировки для навигации, сетей контроля за полетами малых аппаратов и пр.

Капля оптимизма

И все же эксперты уверены, что будущее именно за беспилотными транспортными средствами — как в воздухе и на земле, так и на водном пространстве. Причина такого оптимизма в том, что именно автономные ТС могут обеспечить выход на новый этап экономической эффективности многих отраслей и направлений — от сельского хозяйства и пассажирских перевозок до торговли и грузоперевозок. Это, безусловно, потребует определенной социальной перестройки, так как спектр востребованных профессий неминуемо изменится: курьеров и водителей заменят другие специалисты, которых придется обучать гораздо более серьезно, чем тех, кто работает на вытесняемых должностях. Но процесс будет постепенным, так что катастрофы не ожидается. Зато качество жизни граждан повысится, откроются новые возможности для бизнеса.

В частности, Алексей Хрипунов, генеральный директор НИЦ, специализирующегося на разработке решений в области аэронавигации и создании технологий для организации безопасного беспилотного воздушного движения, эксперт рынка НТИ «Аэронет», ожидает уже в ближайшее время увидеть доставку с помощью беспилотников, потому что сегодня открыт ряд проектов, где реально тестируется доставка с настоящими полетами. «Речь на данный момент идет уже не просто о каких-то теоретических выкладках или новостях — есть реальные полеты, и мы в нескольких проектах участвуем, то есть видим, что сфера активно развивается. Драйвером является и то, что в рамках соответствующего нацпроекта будет запущена большая работа по линии контроля управления БАС — это важный ключевой параметр для того, чтобы интенсивность развития выросла. Кроме того, в последнее время уделяется много внимания отработке деконфликтинга — в этой сфере тоже есть несколько проектов в рамках нацпроекта», — описывает перспективы направления эксперт.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Компетенция «Для развития беспилотного транспорта препятствий уже нет»
Содержание
Закрыть