«Хотя о грядущем появлении беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования говорят уже на протяжении многих лет, до сих пор в стране их использование ограничивается пилотными проектами. И все же не сказал бы, что сегодня существуют препятствия к развитию беспилотных технологий. В первую очередь, в регионах на данный момент уже идет активное развитие интеллектуальных транспортных систем (ИТС), являющихся подосновой и неотъемлемой частью умной дороги, обязательной инфраструктурой для беспилотного транспорта.
Безусловно, определенные нюансы и сложности на пути расширения применения беспилотников на дорогах общего пользования есть, да и сам процесс перехода транспорта на новый этап его развития не может быть быстрым. Но важно, что процесс идет, над поиском решения проблем работает и регулятор, и госорганы, и бизнес. Так что рядовым пользователям дорог и транспорта нужно просто подождать — и беспилотное будущее неминуемо наступит.
Уже сегодня мы видим отдельные успешные проекты по запуску беспилотного транспорта в разных регионах. Например, движение грузовиков на трассе М-11 в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры» (БЛК). Причем, начиная с 2024 года, Правительство России и Минтранс России планируют расширить применение беспилотных решений с трассы М-11 на другие важные транспортные коридоры страны — в первую очередь на М-12 и ЦКАД. И это уже не просто испытания — например, беспилотные грузовики накатали свыше 500 тыс. км. Как отмечают коллеги из Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», которые непосредственно занимаются развитием и содействием проекта БЛК, беспилотный проект на М-11 нацелен на решение нескольких приоритетных национальных задач: развитие цифровых инноваций в автомобильном транспорте, логистики на дорогах, снижение стоимости перевозок и создание эффективных транспортных коридоров.
Отдельного внимания заслуживает и беспилотный общественный рельсовый транспорт. Например, в Москве сегодня тестируется беспилотный трамвай. Специалисты не только создали цифровой двойник дороги, а также использовали технологии радарного зрения (лидары, камеры), но и смогли начать передавать данные со светофоров и датчиков ИТС, т.е. с объектов инфраструктуры на бортовое устройство трамвая. Это значимый результат проекта, потому что обеспечение интеграции систем транспортного средства и инфраструктуры — необходимая составляющая для обеспечения безопасного и эффективного движения на дорогах, в особенности, когда речь идет о пассажирских перевозках.
В Санкт-Петербурге также реализуется проект по автономному движению трамваев. Их оснастили системой активной безопасности и помощи водителю на основе искусственного интеллекта, которая, согласно мировой классификации, является беспилотной системой управления третьего уровня. В данном случае синергия технологий, бизнеса, государства приводит и приведет к действительно серьезному технологическому прорыву, оптимизации движения, обеспечению еще большей безопасности дорожного движения и соответственно повышению комфорта пассажиров и экономической выгоды. Как для пассажиров, так и для грузовой логистики.
Перспективы ускорения процесса, конечно, есть. Помочь нарастить темпы запуска беспилотных технологий сможет развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, создание благоприятных условий для развития технологий и, естественно, поддержка государства и принятые решения для реализации таких проектов.
В частности, для более интенсивного развития ИТС необходимо наладить обучение специалистов — причем не только для разработки инновационных решений, но и для последующего содержания систем, их эксплуатации. Кроме того, необходимо уделять внимание нормативно-правовым аспектам — в том числе связанным с взаимодействием систем и технологий. Все эти вопросы сейчас обсуждаются, создаются полигоны, лаборатории, ведется работа по движению к идеальной ИТС и работающей бесшовной инфраструктуре. Государство, к примеру, занимается согласованием экспериментальных правовых режимов в части ввода в эксплуатацию беспилотных средств как в воздухе, так и на земле, поддерживает развитие умной инфраструктуры, реализует программы для поддержки бизнеса и внедрения новых технологий.
Без сомнения, могут сложиться условия, при которых развитие беспилотного транспорта если не полностью сойдет на нет, то точно серьезно замедлится. Я думаю, что фатальным может стать неожиданное равнодушие со стороны государства к технологическому прорыву, новым возможностям, решению тех проблем и задач, которые стоят перед дорожно-транспортной отраслью, сферой беспилотных транспортных средств и смежных отраслей экономики. Но, к счастью, пока предпосылок для этого нет: мы видим серьезную поддержку властей по вопросам развития беспилотников, ИТС, технологий, бизнеса. Стабильный государственный спрос, государственно-частные партнерства, серьезная работа по импортозамещению, амбиции бизнеса — все это присутствует в нашей стране. Поэтому вероятность реализации негативных сценариев мала».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.