О перспективах дата-ориентированных технологий эксперты активно рассуждают на протяжении как минимум десятилетия, а некоторые компании уже даже получили выгоду от big data. И все же далеко не все готовы инвестировать в это направление, считая его перспективы размытыми. По мнению участников РБК Data Форума, фокус на дата-ориентированную экономику со стороны государства должен исправить эту ситуацию. Это будет полезным для всех без исключения.
Отраслевой опыт
Среди тех, кто готов озвучить результаты использования данных, есть представители разных отраслей. В их числе — фармацевтическая индустрия, где существенные бизнес-последствия эксперты видят у внедрения маркировки лекарств, которая позволяет отслеживать путь каждой упаковки лекарства по цепочке поставок. «До появления этой государственной системы подобные отчеты дистрибьюторов нам стоили порядка 1% от выручки, и речь не только о нашей компании, а обо всех игроках рынка. Эта информация очень ценна для нас, так как затем ее используют в маркетинге, в планировании производства и продаж», — рассказал директор по информационным технологиям фарм-компании Алексей Кузьмин.
Также результаты есть и в других отраслях. Например, Андрей Нестеров, директор по IT компании, специализирующейся на управлении воздушным транспортом и его обслуживании, рассказал: «Более 25% в структуре выручки компании приходится на неавиационную коммерцию, т.е. мы зарабатываем, получая процент от выручки наших партнеров-магазинов, работающих на территории аэропорта. Чтобы помочь им нарастить выручку, мы интегрировали нашу ИТ-систему с системами всех ОФД-провайдеров партнеров и ежедневно забираем оттуда данные по всем чекам. Их мы обогащаем информацией о рейсах, пассажирах, трафике, ведь структура покупки пассажира, который летит в Москву, отличается от структуры покупки пассажира, вылетающего в Сочи».
Проблему разнородности данных в системе решает искусственный интеллект. Он автоматически категоризирует товары, под каким бы названием у партнера они не значились. Это позволяет партнерам на основе полученных данных корректировать предложения, ассортимент и т.д. Результатом является увеличение их выручки, что позволило быстро окупить инвестиции в проект.
Однако, убеждены эксперты, недостаточно внедрить то или иное решение — надо сфокусироваться на внедрении в организации data-driven подхода [от англ. data driven decision making — принятие решений на основе данных – ред.]. Предполагается, что именно он позволяет опираться на данные в решениях различного уровня — от масштабных управленческих до значимых в отдельном проекте.
Роль государства
Так что фокус государства на дата-ориентированную экономику представители бизнеса оценивают положительно. Конечно, каждый из них и без того идет по этому пути, но польза от нацпроекта тоже будет заметной. Прежде всего, это позволит минимизировать опасения управленцев, связанные с использованием данных. Во-вторых, государство поможет выявить наиболее перспективные кейсы и стимулировать бизнес к их тиражированию. В-третьих, сами госструктуры могут стать своего рода песочницами для наработки лучших практик в этой сфере.
Еще более важна роль государства как инициатора и гаранта обмена данными. Например, создание отраслевых платформ позволит сделать данные более доступными для бизнеса и обезопасить их использование. Кроме того, государство сможет дать систему стимулов для тех, кто будет двигать вперед работу с данными.
Правда, это все будет работать только в том случае, если не будет перегибов. Например, штрафные санкции, связанные нарушениями в процессах хранения и обработки данных, не должны быть разрушительными для бизнеса — ведь в случае слишком высокой цены ошибки бизнесу проще будет не идти в этом направлении.
Еще одной функция государства, которая может оказаться полезной для бизнеса, эксперты считают централизованное ценообразование. Проще говоря, государство может регулировать цены на дата-сеты или соответствующие сервисы. Такая перспектива, разумеется, не всеми оценивается позитивно: цену должна регулировать конкуренция, а не государство, подчеркнули некоторые.
А вот кадровый вопрос в принципе способно решить только государство. Эксперты напомнили, что айтишников в стране и без того не хватает. По мере же повышения зрелости дата-ориентированной экономики потребность в квалифицированных специалистах в этой сфере еще возрастет. И усилий бизнеса для компенсации дефицита точно будет недостаточно — здесь-то и должно вступить государство. Причем, решать проблему надо уже сейчас, потому что масштабная подготовка таких специалистов — дело даже не одного года.
Возможности и риски
Несмотря на то, что скорость перехода к дада-ориентированной экономике и результаты этого процесса пока туманны, участники обсуждения пришли к выводу, что такая трансформация существенно повлияет на жизнь каждого человека и преимущественно — в положительном ключе. Например, в области медицины ожидаются значительные прорывы, особенно в лечении и профилактике онкологических заболеваний. Уже через 10-15 лет возможно создание персонализированных вакцин на основе данных о предрасположенности к раку. В других областях медицины также произойдут изменения: посещать врачей придется значительно реже, достаточно будет предоставить доступ к результатам исследований и анамнезу, после чего врач пришлет рекомендации. Подбор наиболее подходящего специалиста будет осуществляться искусственным интеллектом в автоматическом режиме. Все эти изменения могут произойти уже через 3-5 лет, а может и раньше.
Экономика данных также позволит избежать выполнения рутинных задач, таких как получение справок и запись в различные учреждения. Качество различных сервисов, от рекомендаций на стриминговых платформах до государственных услуг, также улучшится.
Дмитрий Петров, гендиректор телеком-компании, считает, что повысится и безопасность для каждого жителя страны, а может, и мира. По его словам, вполне реалистичен вариант предсказания и раскрытия преступлений, которые еще только планируется совершить — именно такое развитие событий было спрогнозировано Филипом Диком в рассказе «Особое мнение». Но идти к этому надо осторожно. «Есть и обратная сторона медали. Люди так устроены: если какая-то часть нашего организма не работает, она атрофируется. Поэтому, возможно, наше общество, которое привыкнет, что ему все подсказывают, изменится не в лучшую сторону», — предостерегает эксперт.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга