«Ключевая ставка, устанавливаемая Банком России, влияет на многие процессы в нашей экономике, например, на стоимость банковских продуктов, которыми пользуются и граждане, и бизнес. Ключевая ставка также может влиять на планы граждан, связанные с крупной покупкой в кредит или за свой счет. То есть человек стоит перед выбором: купить сейчас или отложить деньги, положить их в банк на депозит под высокий процент и сколько-то заработать, а потом, имея больший доход, приобрести либо тот же товар, либо лучший. Таким образом, ключевая ставка в конечном счете влияет на выбор человеком собственной финансовой стратегии: либо это потребление, либо сбережение. Поэтому с точки зрения граждан правильно уделять внимание ключевой ставке и следить за ее динамикой.
В то же время, если посмотреть на данные различных социологических опросов, то очевидно, что людей волнует не столько ключевая ставка, сколько рост цен. И в этом аспекте понимание намерений и действий Центрального банка, направленных на замедление инфляции, поможет нашим гражданам более уверенно строить финансовые планы и критически относиться ко всякого рода слухам и домыслам. Ключевая ставка — это основной инструмент в руках Центробанка, и все ее изменения — для того, чтобы обеспечить стабильно низкий темп роста цен.
Возьмем в качестве примера рост цен на продукты питания, который беспокоит всех потребителей. С одной стороны, ключевая ставка увеличивается, но темпы роста цен по-прежнему высоки — где же здесь влияние действий ЦБ? Центробанк таргетирует темп роста общего уровня цен в стране, но при этом регулятор не может влиять на ценообразование по отдельным товарам и услугам, как, например, он не может управлять погодой. Всегда будут ситуации, когда цены на отдельные товары будут расти быстрее или медленнее. Но ситуация, когда при высокой инфляции происходят еще и внезапные скачки цен на чувствительные для населения категории товаров, это действительно проблема. Такие скачки в фокусе внимания потребителей, и это раскручивает их инфляционные ожидания. То есть, видя, что растут цены на конкретный важный для вас товар, вы начинаете экстраполировать это на всю потребительскую корзину. Вы считаете, что абсолютно все товары и услуги в стране будут дорожать такими же темпами, а то и большими, и это при прочих равных мотивирует вас больше покупать, а не откладывать и сберегать часть средств.
Принимая последнее решение по повышению ключевой ставки, мы уделяли особое внимание динамике инфляционных ожиданий: они очень сильно повысились, и это тормозит возвращение инфляции к цели. Так что за ценами на отдельные товары мы, конечно, следим, но таргетируем, как я уже сказал, темп роста общего уровня цен. Если обратиться к статистике, то можно увидеть, что при низкой общей инфляции колебания цен на отдельные товары меньше, чем при инфляции высокой. И когда инфляция снизится до целевого уровня, ценовые колебания на отдельных рынках будут менее существенны, чем есть сейчас.
В связи с этим хотелось бы развеять миф о том, что рост ключевой ставки разгоняет инфляцию, так как приводит к росту расходов на обслуживание долга, которые производители закладывают в потребительские цены. Безусловно, для закредитованных компаний в результате роста ключевой ставки расходы по процентам действительно увеличиваются, и при прочих равных это может увеличить цену их продукции. А теперь посмотрим на структуру себестоимости любого товара или услуги. Основные затраты приходятся на комплектующие, сырье и материалы, фонд заработной платы. Даже если у компании есть кредит, то отношение процентных расходов по нему к себестоимости продукции в среднем составляет не более 5%. Более того, существуют компании, и их много, в совокупности они производят треть себестоимости товаров и услуг в стране, у которых долговой нагрузки нет вообще — то есть на них канал процентных платежей не влияет.
И если не бороться с инфляцией, ужесточая денежно-кредитную политику, то мы накажем всех, независимо от наличия кредита. Потому что цены будут расти на все. Не только на колбасу, автомобиль или другие потребительские товары, это и цены на бензин, кирпичи, комплектующие и так далее. И когда вы имеете неконтролируемый рост расходов на все эти составляющие, то это в большей степени приводит к росту цен на товары и услуги, чем увеличение процентных платежей. Также очень важно, что история с высокой ставкой и ростом процентных расходов— это временная история, а вот рост цен на всю себестоимость продукции — это навсегда.
На данный момент ключевая ставка находится на уровне 21%. Наш последний прогноз предполагает, что в следующем году средний уровень ключевой ставки составит 17-20%, а в 2027 году ключевая ставка выйдет на нейтральный уровень в 7,5-8,5%. Такой уровень ключевой ставки в следующем году продолжит стимулировать сберегательную активность граждан. Соответственно, это будет способствовать некоторому охлаждению спроса на товары и услуги, который сегодня превышает возможности предложения. Соотношение спрос-предложение станет более сбалансированным, что снизит наблюдаемое сейчас инфляционное давление. Здесь хочу подчеркнуть, что высокий уровень ключевой ставки — не цель Центробанка, а способ снизить инфляцию. Инфляция — зло и для населения, и для бизнеса. И чем быстрее нам удастся снизить инфляционное давление, тем быстрее мы сформируем условия для долгосрочных умеренных ставок по кредитам и, следовательно, для дальнейшего роста инвестиций и повышения благосостояния людей».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.