Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Финансовой грамотности стоит учить уже в детском саду»

Фото: НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Фото: НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Эксперт федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования ВШЭ Дарья Леушина — о развитии финансовой грамотности и защите от мошенничества

«Степень риска попасться на уловки мошенников не зависит от возраста или уровня образования человека, но напрямую связана с уровнем его финансовой грамотности. Например, распространенное мнение, что наиболее уязвимой категорией населения в плане финансового мошенничества выступают лица пенсионного возраста, опровергается результатами исследования Банка России, проведенного в 2022 году. Аналитики ЦБ выяснили, что основная цель мошенников — работающие граждане в возрасте от 25 до 44 лет, проживающие в городе и активно использующие банковские онлайн-сервисы. Это вполне логично, поскольку именно на этот период жизни приходится формирование основных накоплений, представляющих интерес для злоумышленников.

Также в зоне риска находятся люди с низким уровнем цифровой грамотности. Ведь наряду с методами социальной инженерии мошенники все чаще используют современные технологии, искусственный интеллект, дипфейки, анализируют цифровой след потенциальных жертв. Чтобы успешно противостоять мошенникам, распознавать их уловки и приемы, обычному человеку необходимо повышать свою цифровую грамотность.

Однако борьба с мошенниками — дело, конечно же, не только отдельных граждан, но и всего общества. Свой вклад в него вносит государство: например, недавно Минцифры объявил о планах создания единой платформы для защиты граждан от злоумышленников в интернете и телефонных мошенников. Свою роль в финансовое просвещение наиболее уязвимой категории граждан — работающего населения — вносят СМИ, которые активно информируют читателей о новых способах мошенничества. Также минимизации рисков кибермошенничества может способствовать внедрение программ формирования финансовой культуры работников, корпоративное образование, а тематика кибербезопасности может стать основой для игр.

Чем раньше начнется финансовое просвещение, тем лучше человек будет ориентироваться в окружающей его экономической действительности. Рассказывать об азах финансовой грамотности стоит даже не со школьной скамьи, а еще раньше, с детского сада. Так, наш Центр ведет активную работу по подготовке учебных материалов по формированию финансовой грамотности дошкольников. Они будут реализовываться через дошкольные учебные заведения. Также видится важным проведение семейных фестивалей и отдельных мероприятий по тематике финансовой грамотности.

Последнее исследование аналитического центра НАФИ показало, что уровень финансовой грамотности россиян в 2024 году составил 12,77 балла из 21 возможных, и этот показатель сопоставим с прошлогодними данными. Напомню, что наиболее существенный скачок в уровне финансовой грамотности населения нашей страны произошел в период с 2018 по 2022 годы — тогда показатель вырос с 12,22 до 12,97 баллов. Такой рост был связан с принятием региональных программ повышения уровня финансовой грамотности населения, которые действуют и по сей день во всех субъектах Федерации. В рамках этих программ на базе профильных учебных заведений созданы специальные Центры, занимающиеся разработкой, методическим сопровождением и реализацией различных образовательных программ в области финансовой грамотности, прежде всего ориентированных на школьников, студентов и педагогов.

Например, Федеральный методический центр по финансовой грамотности Высшей школы экономики с 2016 года реализует курсы повышения квалификации для педагогов школ, лицеев, колледжей, проводит тематические просветительские мероприятия. За это время обучение прошли более 80 тыс. педагогов по всей России, и теперь передают полученные знания школьникам и студентам. Элементы финансовой грамотности включены во ФГОС общего образования в обязательные предметы — математику, обществознание, окружающий мир. Однако, на мой взгляд, наиболее полно сформировать знания в этой области позволит лишь самостоятельный курс по финансовой грамотности. К сожалению, возможность его введения в учебный план есть далеко не во всех образовательных организациях: не хватает часов, кадров — причины могут быть самыми разными.

Между тем текущий уровень финансовой грамотности можно оценивать как довольно неплохой, интересно, что в крупных городах этот показатель выше общероссийского. Например, в Санкт-Петербурге по итогам 2023 года уровень финансовой грамотности достиг 14,5 баллов, увеличившись за год на 0,4 балла. Максимального уровня финграмотности в принципе сложно достичь, поскольку рынок и экономика — это живой механизм, он постоянно меняется. Мы видим все новые формы мошенничества, появляются различные финансовые инструменты, вносятся коррективы в законодательство. Можно заключить, что сейчас есть запрос от общества, заинтересованность, например, родителей, чтобы их дети изучали финансовую грамотность в школах и кружках. В фокусе внимания, согласно действующей Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, находятся не столько знания или навыки, а формирование у населения правильных установок, полезных финансовых привычек».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Содержание
Закрыть