«Стартапам стало сложнее привлекать инвестиции, попадать
Инвесторы стали требовать большего от самих основателей стартапов: необходимо показать наличие работающего продукта, отслеживаемую историю его развития и метрики — клиентские, финансовые. В том числе, соотношение LTV к CAC [lifetime value — прибыль, которую приносит клиент, к customer acquisition cost — стоимости привлечения одного клиента], Retention второго года, ARPU [Average revenue per user — средняя выручка на одного пользователя].
Количество стартапов несколько снизилось за последние несколько лет. А новым стартапам нужно время, чтобы продукт стал значимым, осязаемым и интересным крупному бизнесу. На это может уйти 2-3 года.
Акселераторы, в том числе корпоративные — один из эффективных путей развития для стартапа. Это своего рода буст, с которым стартапу легче масштабироваться и зарабатывать. Они помогают технологическим предпринимателя продемонстрировать рынку свою ценность. Ведь в ходе программ происходит интеграция решения стартапа в бизнес крупной компании, а это подтверждение того, что решение — работающий и востребованный продукт. «Например, наша акселерационная программа StartupDrive предоставляет стартапам доступ к экспертизе и опыту сотрудников «Газпром нефти». Мы помогаем им развивать свой продукт, находить новые решения и привлекать инвестиции.
В свою очередь стартапы получают доступ к нашей аудитории. К примеру, один из стартапов, который проходил программу акселерации, предлагает услугу эвакуации автомобилей. Они интегрировали свой сервис в наше приложение, и теперь, если кому-то нужна помощь, они могут вызвать эвакуатор через официальное приложение сети АЗС также просто, как такси. Со стартапом работа строится по модели разделения прибыли от оказанных услуг с партнерами. Многие инвесторы обращают внимание на проекты, которые сотрудничают с корпоративными акселераторами — они видят, что продукт уже интегрирован в реальную экосистему и имеет своих пользователей. Иногда стартапы в акселераторе понимают, что их продукт не подходит для наших заказчиков. Но это тоже результат, который помогает понять, куда двигаться дальше. В этом случае стартапы пересматривают свою стратегию, корректируют продукт и ищут новые возможности.
Компаниям же свои акселерационные программы приносят новые идеи и технологии, которые они могут протестировать и внедрить, расширяя предложение для клиентов за счет новых сервисов и продуктов. Например, в случае StartupDrive заказчики — самые разные бизнесы: от мобильных приложений для автомобилистов до платформы для покупки топлива оптом. Всего с 2019 года в программе приняли участие более 40 проектов. Около 40% стартапов, прошедших через акселератор в итоге интегрируются с нашими заказчиками.
При этом акселераторы учитывают актуальность трендов в сочетании с их бизнес-реальностью. В прошлом году нашей темой акселерации была электромобильность — это новое направление, которое активно развивается в компании. Мы искали стартапы, работающие в этой сфере: оборудование, клиентские приложения, инфраструктурные технологии. Некоторые стартапы, участвовавшие в программе, провели тестирование своих решений во время трехмесячной программы.
Сегодня актуальная тема для нашего бизнеса — искусственный интеллект. И в этом случае акселератор ищет решения, которые могут быть использованы в сфере топливного ретейла. В выборе направлений уровень гибкости достаточно высок: это может быть финтeх, ретейл, e-commerce, но всегда с «приземлением» на нашу инфраструктуру, клиентов и портфель активов.
На фоне сокращения числа стартапов, корпоративные акселераторы стали искать синергию и делиться наработками, повышая эффективность друг друга. Например, каждый акселератор стремится найти стартапы, которые подходят именно его клиентскому сегменту. В нашем случае, работа сосредоточена в сфере топливного ретейла и технологиях рядом с этой сферой. Интеграция стартапа в крупный бизнес — это сигнал рынку, формирование новых трендов и партнерство игроков для развития технологических компаний».