Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Весеннее обновление

Поставка иностранного оборудования стала дороже и дольше, но все равно в некоторых случаях оказывается выгоднее отечественного
Поставка иностранного оборудования стала дороже и дольше, но все равно в некоторых случаях оказывается выгоднее отечественного (Фото: piqsels.com)
Как меняется технологическое оснащение петербургских клиник.

Возможности медицины тесно связаны с уровнем используемых врачами технологий и оборудования. Последнее петербургские частные клиники закупали преимущественно в странах Европы, однако в условиях геополитического кризиса этот процесс затормозился. Российское же оборудование, активно растущее в объемах выпуска, частные клиники не спешат закупать. Доля продукции отечественного производства, по оценкам участников рынка, не превышает 10%. О том, почему частная медицина предпочитает импортную медтехнику, как клиники справляются с кризисом цепочек поставок и каковы перспективы у российской индустрии медицинского оборудования — в материале РБК Петербург.

Задачи роста

По данным Росстата, в 2022 году производство медицинского оборудования, в том числе приборов для облучения, реабилитации, электрического диагностического и терапевтического оборудования, в России увеличилось по сравнению с 2021 годом на 12,5% до 43,3 млрд руб. Но, несмотря на растущие объемы выпуска отечественного медоборудования, его доля на внутреннем рынке по-прежнему значительно уступает продукции зарубежных производителей, которая, по разным оценкам, составляет 70–75%. По данным Минздрава РФ, по состоянию на июнь 2022 года в России и в дружественных странах не производилось 1,5 тыс. видов медицинских изделий и техники. При этом выпуск 700 из них представлялось возможным организовать внутри страны.

В мае Минпромторг поставил перед российскими промышленниками задачу нарастить долю отечественного медицинского оборудования до 50% к 2024 году и до 80% к 2030 году, а также заявил о готовности поддержать отрасль. К октябрю 2022 года в России действовали серийные производства компьютерных томографов, рентгеновской техники, аппаратов УЗИ, ИВЛ, эндоскопов, лабораторной техники и стерилизационного оборудования.

По мнению самих производителей медоборудования, увеличить объемы выпуска и ассортимент продукции в тех направлениях, где уже есть наработанные компетенции, возможно, а в тех, по которым в России исторически ничего не производилось, сделать это будет гораздо сложнее. «Быстро наладить выпуск нового оборудования определенного уровня непросто. Но если эти проекты будут поддерживаться государством, то через несколько лет компетенции отечественных производителей тут тоже вырастут», — уверен генеральный директор НИПК «Электрон» Александр Элинсон.

Александр Элинсон, НИПК «Электрон»
 «Быстро наладить выпуск нового оборудования определенного уровня непросто. Но если эти проекты будут поддерживаться государством, то через несколько лет компетенции отечественных производителей тут тоже вырастут», — уверен генеральный директор НИПК «Электрон» Александр Элинсон.

Спрос отстает

Между тем, констатируют эксперты, спрос на отечественное медицинское оборудование, особенно сложное, пока растет медленно, его драйвером выступают государственные учреждения. При этом, отмечает Александр Элинсон, Санкт-Петербург из общегородского бюджета закупает больше импортной продукции, а из районных городских бюджетов — больше нашу. Частные медицинские клиники в основном ориентированы на приобретение продукции зарубежного производства — доля отечественного оборудования в них не превышает 10%, оценивает генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин.

10% — доля отечественного оборудования в частных клиниках Петербурга.

«Частная медицина очень чувствительна к качеству оборудования, расходных материалов и сопутствующих изделий. Поэтому даже в кризис клиники предпочитают делать закупки у годами проверенных поставщиков. Оборудование отечественного производства пока себя не зарекомендовало, поэтому, дабы избежать всевозможных рисков, с ним предпочитают не связываться», — поясняет генеральный директор Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев. Существенного роста спроса со стороны частных клиник не наблюдается, подтверждает Александр Элинсон. «Пока они отдают предпочтение китайскому б/у оборудованию, конкурировать с которым новым отечественным аппаратам сложно», — поясняет он по сегменту оборудования, производимому компанией.

Сами медики констатируют, что даже при желании найти российский аналог зарубежного оборудования порой либо невозможно, либо, даже если оно подходит с точки зрения необходимого функционала, то проигрывает импортной продукции по соотношению цена-качество-сроки. «Когда появились проблемы с американским оборудованием, мы стали смотреть, что предлагают наши производители. Но оказалось, что по стоимости российская продукция практически такая же, как швейцарские аналоги, но, к сожалению, не такая удобная, оборудование достаточно громоздкое. Взять его в аренду не получилось, его могли только сделать для нас по индивидуальному заказу, но это было долго. В итоге мы просто купили уже готовый европейский аппарат и ни секунды не пожалели об этом», — делится опытом приобретения нового оборудования главный врач и пластический хирург клиники эстетической медицины DEGA Денис Агапов.

Привыкли к европейскому

В приоритете у петербургских клиник частной медицины оборудование европейских и американских производителей. «В нашем регионе спрос на оборудование китайских и корейских фирм невелик по сравнению с Дальним Востоком и даже с центром страны. Петербург слишком далеко от Китая и Кореи, логистические издержки слишком велики», — говорит Сергей Ануфриев. Наличие оборудования экспертного класса основных лидирующих брендов из стран ЕС и Америки — одна из важных дополнительных составляющих репутации частной клиники в Санкт-Петербурге, особенно это касается организаций, работающих в премиум-сегменте и для узкоспециализированных медицинских центров, добавляет Александр Солонин.

«Суть позиционирования частной клиники в предложении пациентам своей уникальности на рынке и высокого уровня качества оказываемых услуг. Очень часто экспертный уровень подтверждается в том числе и наличием оборудования наиболее известных брендов производителей. Этот же фактор позволяет клиникам устанавливать более высокие цены на медицинские услуги. При этом для большинства клиник, ориентированных на стандартный подход, не ставящих перед собой задачу узкоспециализированной экспертизы и соответствующего имиджа, характерно использование оборудования среднего ценового сегмента производства стран Азии и Востока. Это позволяет клиникам держать более демократичные цены», — отмечает Александр Солонин.

При этом расходные материалы все чаще используются российские. «Мы переходим на отечественные расходники: это операционное белье, в основном халаты, перевязочный материал, антисептики, маски. Остальное по-прежнему закупаем зарубежом у поставщиков», — говорит Денис Агапов.

Современная частная клиника — это не только медицинское оборудование, но и поддерживающая его IT-инфраструктура. В 2022 году медицинские организации столкнулись с проблемой поддержки, своевременного обслуживания и модернизации своих сетевых и серверных инфраструктур. «Многие игроки запустили процессы по замене западных вендоров на российских», - отмечает руководитель департамента системной интеграции компании «Комфортел» Сергей Ладан. «Кто-то готов модернизировать всю инфраструктуру, кто-то частично, но процесс запущен и его не остановить. Российские вендоры еще не дотягивают до западных коллег, но сейчас у первых есть шанс догнать конкурентов. На их услуги есть внутренний спрос, как принудительный, в рамках закона и нормативно-правовых актов, так и естественный, со стороны тех, кто хочет официальную поддержку и гарантийное обслуживание», — объясняет Сергей Ладан.

Доставка подорожала

Геополитический кризис, одним из последствий которого стало разрушение привычных цепочек поставок, не обошел стороной и частную медицину. Несмотря на то, что санкции напрямую не коснулись поставок в Россию медицинского оборудования и многие поставщики продолжают сотрудничество с российскими заказчиками, это взаимодействие усложнилось. «Цепочка поставок стала более длинной и непредсказуемой. Бизнес-планирование для частных клиник сегодня имеет более высокие риски при заключении контрактов на поставку оборудования из стран ЕС и Америки, так как нет гарантии поставки в возможно короткие сроки. Контракт заключить можно, но сроки больше и по разным причинам можно получить даже отказ. Раньше поставки занимали два-три месяца, сегодня сроки увеличились в два раза и могут растянуться на полгода», — говорит Александр Солонин.

В таких условиях частные клиники постепенно переориентируются на работу с более предсказуемыми каналами поставок оборудования из Китая, Южной Кореи и Турции. «Мы и раньше много работали с Китаем и Южной Кореей, с Турцией в меньшей степени, но сейчас это направление становится все более интересным. В рамках проекта строительства новой клиники мы провели маркетинговое исследование и выяснили, что турецкое лифтовое оборудование, медицинская мебель, операционные столы ничуть не уступают в качестве и соответствуют всем параметрам», — рассказывает Денис Агапов.

Сотрудничество с европейскими и американскими компаниями продолжается. «Как бы ни заверяли нас американские и европейские партнеры, что они перестают работать с Россией, они сами предлагают различного рода лазейки для получения оборудования, расходных материалов и медикаментов. Например, мы успешно приобрели оборудование и мебель для перевязочных в Финляндии», — говорит Денис Агапов. Основными поставщиками медицинского оборудования в Россию и, в частности, в Санкт-Петербург сегодня являются компании из Юго-Восточной Азии, Турции, Южной Америки, стран Евросоюза, а также из Беларуси.

Основные поставщики медицинского оборудования в Россию — компании из Юго-Восточной Азии, Турции, Южной Америки, стран Евросоюза, а также из Беларуси.

Сложная логистика повлияла на стоимость иностранного медицинского оборудования, поставляемого в Россию. «Цена оборудования у производителей в пересчете на местные валюты не изменилась, увеличилась стоимость доставки. На эту разницу цены и увеличились. При этом для выбора по-прежнему доступен широкий ассортимент необходимой медтехники», — констатирует Денис Агапов. По словам Александра Солонина, за прошедший год цены на некоторые импортные медизделия выросли до 20%, это зависело от действующего курса валюты, но в среднем цены сейчас сопоставимы с ценами 2021 года.

Рыночный оптимизм

Несмотря на все кризисные явления 2022 года, рынок частной медицины Санкт-Петербурга вырос на четверть и составил, по оценкам экспертов, около 50 млрд руб. (без учета сегмента ДМС). Пик спроса на медицинские услуги пришелся на март—апрель, когда пациенты, опасаясь обесценивания своих сбережений, решили инвестировать в свое здоровье. Наиболее востребованными в то время оказались услуги стоматологов и пластические операции, констатирует Александр Солонин. Он также отмечает повышенный спрос в течение всего года на комплексные лабораторные исследования, связанные с выявлением последствий «ковида». При этом спрос на услуги специалистов в области акушерства и гинекологии в 2022 году сократился. По мнению эксперта, это связано как с ухудшающейся демографической ситуацией, так и с высокой неопределенностью из-за кризиса. «Многие негативные факторы напрямую влияют на экономику. Подавляющее число людей перешли к сберегательной модели потребления, в которой свободные средства вкладываются, как правило, в «подушку безопасности», объясняет он. В 2023 году столь бурного роста рынка частной медицины в Санкт-Петербурге уже не будет: отрасль ждет возвращение к привычным 12-15%, полагает Александр Солонин.

На 25% вырос рынок частной медицины Петербурга в 2022 году и составил около 50 млрд руб. (без учета рынка ДМС).

Денис Агапов отмечает, что в 2022 году клиникам пришлось изменить маркетинговую и рекламную политику. «Для клиник эстетической медицины основным каналом привлечения новых пациентов были социальные сети, в том числе теперь запрещенные. После запрета искать клиентов стало сложнее. Маркетинговые инструменты, к которым мы привыкли, перестали работать, пришлось переходить на новые информационные платформы, искать новые источники информации для пациентов. Это позволило не потерять обычного количества первичных пациентов и остаться на плаву», — поясняет он.

Денис Агапов, DEGA
Денис Агапов, главный врач и пластический хирург клиники эстетической медицины DEGA:

«Со временем на рынке медицинского оборудования появится разумный баланс между спросом и предложением. Появляющиеся ниши постепенно будут заниматься либо зарубежными поставщиками из стран, которые не поддерживают санкции, либо новыми российскими разработками и производителями. Если зарубежные аналоги значительно подорожают, а логистика еще больше усложнится, то это также поможет отечественной продукции выйти и закрепиться на рынке. Вопрос в том, насколько быстро это произойдет. В любом случае технологического отставания российской медицины не произойдет, по крайней мере, в тех ее направлениях, которые зависят от мануальных навыков врача, как, например, пластическая хирургия. Так что мы не боимся возможных трудностей, все можно преодолеть, что-то быстро, что-то постепенно, не теряя качество услуг для пациентов».

Сергей Ладан, «Комфортел»
Сергей Ладан, руководитель департамента системной интеграции компании «Комфортел»:

«Одним из главных трендов в этом году, как и в прошлом, является информационная безопасность: для медицинских учреждений это насущный вопрос, так как большинство организаций работают с персональными данными клиентов, а за их утечку ужесточается контроль и ответственность предполагается серьезная, вплоть до уголовной. Сегодня на российском рынке ИБ есть решения во всех плоскостях: начиная с NGFW, крипто защиты и шифрования и заканчивая полноценными SIEM системами. Медицинские учреждения подстраиваются, как и все, под текущие реалии, но у них меньше времени на принятие решений, так как больше ответственность».

Инструменты Три шага до идеала
Скачать Содержание
Закрыть