Практика , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Не только красивая»: как женщины меняют российский бизнес

Занимая руководящую позицию в бизнесе, женщина не только вступает в игру с непривычными для себя правилами, но и нередко получает возможность их менять.
Занимая руководящую позицию в бизнесе, женщина не только вступает в игру с непривычными для себя правилами, но и нередко получает возможность их менять. (Фото: unsplash.com)
На фоне СВО в России растет число женских вакансий, включая и позиции топового уровня. РБК Петербург выяснял, как сами бизнес-леди оценивают свой вклад в управленческую культуру.

Статистика рынка труда показывает, что российские работодатели с осени 2022 года нанимают больше женщин, чем в предыдущие годы. На дискуссиях РБК Петербург в рамках цикла «Женский бизнес» руководительницы петербургских компаний рассказали о своих моделях управления, способах постановки целей и решения задач, и о том, чем «женские» практики бизнеса дополняют сложившуюся «мужскую» деловую культуру.

В мужском мире

2022 год сильно изменил рынок труда в гендерном вопросе, отмечает hh.ru Северо-Запад. Работодатели стали чаще рассматривать и приглашать женщин в тех профессиональных сферах, где традиционно выше доля мужчин. Например, как показывают данные HeadHunter, в сфере безопасности по итогу 2022 году женщин приглашали на вакантные места на 6% чаще, чем в 2021 году. В автомобильном бизнесе динамика найма женщин составила по итогам года 3%; в строительстве и недвижимости — 2%; в сфере транспорта, логистики и перевозки — 1%; в сфере добычи сырья — тоже 1%, притом что мужчины в этой отрасли закрывают 74% новых вакансий.

91,6% позиций топ-менеджеров и членов советов директоров в российских компаниях, по данным на 2021 год, занимают мужчины. Исследование того же года аналитического центра университета «Синергия» показывает, что 51,2% россиян не хотели бы работать под руководством женщины (противоположную точку зрения высказали лишь 20,6% участников опроса и еще 28,2% сообщили, что для них пол руководителя не важен). Участницы круглого стола РБК Петербург сказали, что хоть раз в жизни сталкивались с сексизмом в профессии и недоверием со стороны подчиненных к женщине-руководителю. По словам генерального директора клиники Scanfert Аллы Калугиной, в обществе до сих пор существуют патриархальные устои, недоверие к женщине со стороны мужской части представителей бизнеса. «Есть некий скептицизм по отношению к женщине-руководителю. Когда я вступила в права генерального директора, на меня тоже смотрели с недоверием: а справится ли она, а что будет, а как будет?», — делится она.

51,2% россиян не хотели бы работать под руководством женщины, показал опрос, проведенный аналитическим центром университета «Синергия».

О том, как столкнулась с сексистским отношением, говорит и учредитель и генеральный директор ООО «КЕЛЕАНЗ Медикал» Елена Кириленко. «Мне предложили поучаствовать в одном проекте в достаточно высоком статусе, и я согласилась. И вот на одном мероприятии прозвучала такая фраза: «У нас выступающие одни мужчины, а женщин не хватает. Пусть Елена Александровна выступит. Она, правда, не знает, что говорить, но мы ей напишем», — рассказывает Кириленко. По словам предпринимательницы, только «женские» качества в этой ситуации помогли ей сохранить спокойствие и принять случившееся как поучительный урок.

В финансовой сфере женщина-руководитель также встречается сначала с недоверием, потом со скепсисом, говорит заместитель генерального директора УК «ДОХОДЪ» Ольга Маслова. «На начальных шагах все время надо доказывать, что ты не только красивая, что ты можешь не только что-то рассказать, но и принимать решения, что ты профессионал. Нужно очень постараться, чтобы войти в этот большой мужской мир», — говорит она.

«Когда я заходила в бизнес, я понимала, что прихожу на мужскую территорию, где свои правила. И меня это не огорчает. Более того, в некоторых проектах мне приходится работать в два раза больше по сравнению с мужчинами, чтобы получить контракт. Это нормально», — полагает директор по развитию консалтинговой группы BITOBE Наталия Боровикова.

В чем сила женского управления

Участницы дискуссии считают, что на «мужском» поле у женщины есть ряд сильных сторон, которые дают ей преимущества в управлении бизнесом. Среди них предпринимательницы назвали эмпатию, интуицию и, как ни странно, мягкость.

«Женщины более склонны к изящным, красивым решениям, — говорит директор филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Анна Тышецкая. — Если вы видите управленческое решение с элегантными, продуманными деталями, в котором средства достижения цели гармонично сочетаются друг с другом, и где достигнут баланс интересов разных сторон, то, вероятно, его принимала — или готовила — женщина. Мужчинам гораздо более важен результат, чем процесс — если цель достигается, то решение признается хорошим, даже когда выглядит «топорным». Кстати, стремление к максимальному учету интересов разных участников тоже можно считать свойством «женского стиля» управления — по крайней мере, руководительницы уделяют этому больше внимания, чем руководители».

По мнению управляющего партнера бюро юридических стратегий Legal To Business Светланы Гузь, женщинам чаще удается «сгладить углы» и быстрее найти компромисс в споре. «У женщин, как правило, больше развита эмпатия, и в управлении они всегда стремятся учитывать интересы коллектива, находить какие-то компромиссные решения», — говорит Светлана Гузь.

При этом, используя «мягкую силу», женщина может продвинуть такие решения, которых нельзя добиться традиционным «мужским» натиском. «У меня неоднократно были переговоры, на которых мужчины пытались отстоять свою лидерскую позицию в диалоге и не могли договориться, так как четко не определили перед собой и оппонентом конечную желаемую цель. В таких случаях я стараюсь смягчить и минимизировать эмоциональную сторону переговоров, довести позиции сторон до логической точки. Главная цель — показать, какую экономическую выгоду получит каждая сторона в результате прихода к «общему знаменателю». В итоге мы добиваемся невозможных результатов — находим компромисс при изначально полярных позициях», — говорит она.

С этим соглашается и Ольга Маслова. По ее мнению, женщины гораздо охотнее идут на компромисс, потому что для мужчины уступка — проявление слабости, а женщины понимают, что в такой «слабости» и есть сила.

Одним из важных качеств руководителя является интуиция, а она у женщин развита сильнее, считает главный врач Come Mode Medical Екатерина Глаголева. «Здесь без всякого сексизма: если у вас есть разнополые дети, вы точно знаете, что девчонки делают какие-то вещи интуитивно. Это происходит на уровне генетики. Парни лучше считают и просчитывают решения», — говорит она.

Женщины умеют щадить собеседника, но далеко не всегда это преимущество, отмечает генеральный директор группы компаний «ГЕОИЗОЛ» Елена Лашкова. «На этом в жестком мужском коллективе «выехать» нельзя. Мы воспитаны, как «хорошие девочки», а бизнес — это не про тотальный гуманизм. Ты защищаешь интересы своей компании, кого-то при этом отодвигаешь, что уже не очень женственно». Лашкова резюмирует: «Я учусь у мужчин агрессии, которой в нашей природе нет, но она часто нужна в общении с партнерами и подчиненными. Понимаю, что мне не хватает спортивной злости, и борюсь с этим недостатком».

К дефицитным качествам, которых женщине-управленцу может не хватать, Анна Тышецкая относит способность смотреть на ситуацию «с высоты птичьего полета» — большими штрихами, без погружения в детали. «Я, например, работаю с этим в себе — вижу, что нередко задерживаюсь на каких-то элементах процесса, эмоционально в них погружаюсь, в то время как нужно отстраниться и идти дальше», — добавляет она.

Желание разобраться

В мужском коллективе к женщинам более высокие профессиональные требования, полагает Елена Лашкова. Из-за чего у руководительниц чаще возникает синдром самозванца. «Я слышу, как дамы, прежде чем что-то начать, говорят: «надо углубиться, все понять, во всем разобраться и только потом начинать». А мужчины не разбираются: они руководят, не погружаясь во все тонкости проблемы. И не комплексуют из-за этого», — отмечает она. Предпринимательница говорит, что сама старается жить с внутренним лозунгом: «не думай, делай».

Впрочем, желание разобраться и тщательно изучить детали, наоборот, может сыграть на руку. «Мужчины, как показывает практика, чаще ориентированы на достижение быстрого результата. Если ожидаемая цель заставляет себя ждать, многие из них быстро разочаровываются, а порой и вовсе отказываются от идеи. Женщины же обычно оценивают ситуацию с точки зрения долгосрочной перспективы — их не пугают трудности, включается механизм поиска новых решений и инструментов для конкретных обстоятельств и ситуации в целом», — говорит Светлана Гузь. Опыт юридического бизнеса показывает, что женщины-юристы чаще, чем мужчины, берутся за сложные дела, постепенно и методично «распутывая» их.

«Это связано с тем, что женщины более терпеливы, используют более глубинный подход — умеют читать между строк, способны творчески подойти к задаче. Если «миссия» кажется на первый взгляд невыполнимой, включается правило трех «Н»: «нет ничего невозможного!», — говорит Светлана Гузь.

Роль психотипа и масштаба компании

Описанные выше элементы женского управления — карьерный опыт участниц круглого стола. Составить собирательный образ женщины-управленца довольно сложно, потому что многое зависит от психотипа, отмечает Наталия Боровикова. Есть женщины с мужским психотипом — жесткие, рискованные, а есть те, которые будут меньше рисковать и больше взвешивать. «Женщины не похожи друг на друга. Это видно по пантеону греческих богинь — мы ведь понимаем, что Персефона и Афродита используют разные стратегии», — говорит она. По словам Боровиковой, стиль женского управления зависит также от сферы компании и того, на какой стадии развития она находится. В разных стадиях развития компаний можно видеть более женские типы управления у мужчин, и наоборот. «Когда мы говорим про «красную» культуру (по концепции спиральной динамики, в «красных» компаниях управление происходит через власть и силу — Прим. ред.), где все корпоративные самураи, то там девочки рубятся не меньше, чем мальчики. Мальчики там тихо отползают, обтекают кровью и перевязывают раны. Для «бирюзовых» организаций характерна коучинговая культура управления. Там и мужчины-управленцы деликатно общаются с коллективом», — приводит пример эксперт.

Описывая свой бизнес, Елена Кириленко называет его мужским. «Я буквально пару недель назад купила одну компанию, которая выполняет функцию техзаказчика при проектировании и строительстве медицинских учреждений. И вот что я понимаю: мне хорошо работать с мужчинами-подчиненными, их около 80%. Это люди, на которых я могу положиться. Если мне нужно будет взять выходной, то я понимаю, что руководители отделов справятся и без меня. При этом я остаюсь локомотивом своего бизнеса, и пока по-другому не будет», — говорит она.

Анна Тышецкая отмечает и обратную ситуацию, когда мужчины-руководители назначают заместителями женщин, но не всегда это говорит о соотношении их компетенций. «Если речь идет о позициях наемного руководителя, то существует проблема «стеклянного потолка»: к сожалению, топовые должности в крупных компаниях не принято доверять женщинам. Есть компании, где при мужчинах-топ-менеджерах работает много женщин — на позициях заместителей или руководителей функциональных направлений. То есть, вклад женщин в принятие ключевых решений в таких компаниях огромен — тем не менее, топ-менеджерами их не назначают».

Женская консолидация

В обозримой перспективе на плечи женщин ляжет больше ответственности. Как говорят участницы дискуссии, часть предпринимателей, уехавших из России после объявления частичной мобилизации, передают свои активы в управление оставшимся женщинам. В кризисное время качества женского управления будут как никогда кстати. Руководительницы не сомневаются, что смогут подстроиться под новый мир и новые возможности. «Как показали не самые беззаботные последние годы, компании, в том числе финансовые, где ключевые позиции занимали женщины, справлялись с кризисными периодами и даже шли вперед», — говорит Ольга Маслова.

В кризисных условиях женщины постараются консолидироваться и поддерживать друг друга. «Главное, в сложные времена не делать из себя героиню и не утверждать, что у тебя все всегда получается. Можно сказать: я сейчас уязвима, мне нужна поддержка», — говорит Наталия Боровикова.

Опыт женской консолидации наглядно демонстрирует сфера искусств, говорит основательница галереи Anna Nova Анна Баринова. «Если брать культурный срез, то в Петербурге, например, в галереях в основном управленцы и владельцы женщины. И мы работаем сообща. Этим мы отличаемся от московского сообщества», — говорит она. По словам Бариновой, в музейной среде сложилась здоровая конкуренция — культурные учреждения работают прозрачно и взаимодействуют друг с другом. «Мы поддерживаем друг друга, смотрим, кто и как работает, обращаемся к коллегам за советом», — рассказывает Анна Баринова.

Когда в бизнесе требуется мобилизация, важно сохранить баланс и очень внимательно, с любовью и с деликатностью относиться к себе, напоминают участницы дискуссии. Режим напряжения должен чередоваться с режимом отдыха, тогда можно выдержать кризис.

  • Исследование лондонской бизнес-школы Imperial College, ученые которой проанализировали работу 733 американских компаний с 1996 по 2013 год, показало, что бизнесы с расовым и гендерным разнообразием в своих советах директоров работают эффективнее, чем их конкуренты.
  • Глобальный ВВП мог бы увеличиться на $12 трлн к 2025 году, если бы мир двигался в сторону гендерного равенства, говорится в исследовании McKinsey от 2015 года.
  • В России женщины зарабатывают на 28% меньше, чем мужчины с такой же квалификацией, говорится в исследовании аналитического центра НАФИ.
  • В 2021 году, по данным Всемирного банка, Россия заняла 129-е из 190 мест в рейтинге гендерного равенства.

Ольга Маслова, УК «ДОХОДЪ»
Ольга Маслова, заместитель генерального директора УК «ДОХОДЪ»:

«На начальных шагах все время надо доказывать, что ты не только красивая, что ты можешь не только что-то рассказать, но и принимать решения, что ты профессионал. Нужно очень постараться, чтобы войти в этот большой мужской мир».

Анна Тышецкая, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Анна Тышецкая, директор филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге:

«Женщины более склонны к изящным, красивым решениям. Если вы видите управленческое решение с элегантными, продуманными деталями, в котором средства достижения цели гармонично сочетаются друг с другом, и где достигнут баланс интересов разных сторон, то, вероятно, его принимала — или готовила — женщина. Мужчинам гораздо более важен результат, чем процесс — если цель достигается, то решение признается хорошим, даже когда выглядит «топорным».

Наталия Боровикова, группа BITOBE
Наталия Боровикова, директор по развитию консалтинговой группы BITOBE:

«Когда я заходила в бизнес, я понимала, что прихожу на мужскую территорию, где свои правила. И меня это не огорчает. Более того, в некоторых проектах мне приходится работать в два раза больше по сравнению с мужчинами, чтобы получить контракт. Это нормально».

Светлана Гузь, бюро юридических стратегий Legal To Business
Светлана Гузь, управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal To Business:

«У меня неоднократно были переговоры, на которых мужчины пытались отстоять свою лидерскую позицию в диалоге и не могли договориться, так как четко не определили перед собой и оппонентом конечную желаемую цель. В таких случаях я стараюсь смягчить и минимизировать эмоциональную сторону переговоров, довести позиции сторон до логической точки. Главная цель — показать, какую экономическую выгоду получит каждая сторона в результате прихода к «общему знаменателю». В итоге мы добиваемся невозможных результатов — находим компромисс при изначально полярных позициях».

Елена Кириленко, ООО «КЕЛЕАНЗ Медикал»
Елена Кириленко, учредитель и генеральный директор ООО «КЕЛЕАНЗ Медикал»:

«Мне хорошо работать с мужчинами-подчиненными, их около 80%. Это люди, на которых я могу положиться. Если мне нужно будет взять выходной, то я понимаю, что руководители отделов справятся и без меня. При этом я остаюсь локомотивом своего бизнеса, и пока по-другому не будет».

Екатерина Глаголева, Come Mode Medical
Екатерина Глаголева, главный врач Come Mode Medical:

«Здесь без всякого сексизма: если у вас есть разнополые дети, вы точно знаете, что девчонки делают какие-то вещи интуитивно. Это происходит на уровне генетики. Парни лучше считают и просчитывают решения».

Елена Лашкова, группа компаний «ГЕОИЗОЛ»
Елена Лашкова, генеральный директор группы компаний «ГЕОИЗОЛ»:

«Я учусь у мужчин агрессии, которой в нашей природе нет, но она часто нужна в общении с партнерами и подчиненными. Понимаю, что мне не хватает спортивной злости, и борюсь с этим недостатком».

Скачать Содержание
Закрыть