Кадровый дефицит в петербургской промышленности с увеличением оборонного заказа и потребности в импортозамещении обострился до предела. Зарплаты по рабочим специальностям растут, а популярность рабочих профессий — нет. По словам экспертов, предприятиям нужно «выйти из 90-х» и задуматься о другой организации труда.
Острота дефицита
Петербургская промышленность испытывает острый кадровый дефицит. В первую очередь не хватает квалифицированных рабочих, которые нужны не только в промышленном производстве, но и в строительстве и секторе ЖКХ. По данным исследовательского центра Superjob, за прошлый год количество вакансий по квалифицированным рабочим специальностям увеличилось на 21%, тогда как количество резюме — всего на 3%.
В январе, по данным сервиса hh.ru, петербургские работодатели разместили более 8 тыс. вакансий для рабочих профессий. Это на 3,5% меньше, чем в конце 2022 года. На заявленное число новых рабочих мест приходится порядка 11 тыс. соискателей, что также меньше показателей конца 2022 года на 7,5%. «То есть соотношение спроса и предложения по рабочим специальностям в городе находится в дисбалансе, потому что в среднем на одну вакансию для рабочего откликаются порядка 1–2 кандидатов, что говорит о серьезной нехватке людей на рынке», — отметила руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад Мария Бузунова.
Более 8 тыс. вакансий для рабочих профессий разместили петербургские работодатели в январе 2023 года. На заявленное число новых рабочих мест приходится всего около 11 тыс. соискателей
По данным Superjob, среди предприятий промышленной отрасли самый низкий конкурс на вакансию квалифицированного рабочего наблюдается в судостроении. На втором и третьем месте по уровню дефицита — ракетно-космическая отрасль и металлургия.
Аналитики hh.ru предоставили отдельную статистику по судостроению. В целом по России по итогам 2022 года компании из данной отрасли разместили более 20 тыс. вакансий, и в начале текущего года тренд только продолжился. «В начале 2023 года российским работодателям уже потребовалось почти 2000 новых работников. Это на 20% больше, чем в конце 2022 года», — отметила Мария Бузунова. При этом Петербург — абсолютный лидер по спросу на персонал и новые рабочие места в сфере судостроения. Так, каждая пятая вакансия или более 1,1 тыс. рабочих предложений за последние три месяца принадлежат петербургским работодателям.
Более 1,1 тыс. рабочих предложений в сфере судостроения, размещенных за последние три месяца, принадлежат петербургским работодателям
В числе наиболее востребованных специальностей, по сведениям hh.ru, токари, фрезеровщики, шлифовщики. В среднем по России спрос на группу рабочих за прошлый год вырос на 51%, а Петербург стал абсолютным по числу новых вакансий, обогнав Москву, Московскую и Ленинградскую области: более 4,2 тыс. вакансий за год, что на 21% больше, чем потребности местных компаний в 2021 году.
Дефицит кадров испытывают не только судостроители. Квалифицированных работников не хватает во всех отраслях вне зависимости от масштабов бизнеса. Так, своим кейсом поделился основатель компании Happychef Олег Титов (производство оборудования для HoReCa, штат порядка 100 человек). «Мы открылись почти 8 лет назад, и с тех пор, в принципе, практически никогда не закрывали вакансии на 100%. Новых кадров мы практически не видим. Одни и те же люди перемещаются от производства к производству в поисках лучших условий. У нас есть работники, которые уходили от нас и вернулись обратно. Самая острая проблема для нас — это квалифицированные технические специалисты: инженеры, технологи, операторы современных программируемых станков», — рассказал Титов.
Кузницы кадров
Основных источников новых квалифицированных кадров два: работники из других регионов и выпускники учебных заведений. Как отмечает Мария Бузунова, работодатели Петербурга одни из самых активных с точки зрения переманивания рабочих из других регионов либо на основе постоянной релокации и переезда (27% вакансий для рабочих предлагают такой вариант), либо на вахтовой основе (39%).
«В целом это может быть действенным вариантом, если на рынке труда количественно хватает людей. Но проблема в том, что после демографической ямы 90-х людей не хватает, потому региональная трудовая мобильность поможет лишь отчасти, оголив при этом другие регионы и усугубив ситуацию с кадрами на местах», — комментирует эксперт.
С выпускниками колледжей, техникумов, профессиональных лицеев и т. д. тоже все сложно. «Объем ежегодного выпуска среднего профессионального образования не закрывает даже «дежурное» выбытие работников промышленности в связи с выходом на пенсию, уходом в другую сферу деятельности, просто с прекращением работы по той или иной причине — без учета каких-либо критических событий», — говорит председатель городского Комитета по труду и занятости населения Дмитрий Чернейко.
Но даже если увеличить выпуск учебных заведений вдвое, что само по себе крайне сложно, одна только эта мера проблему не решит, уточняет Чернейко. «В идеале нужно, чтобы 90% выпускников шли работать по профессии. В реальности по отдельным специальностям мы иногда видим цифру 10%», — отмечает он.
Хотя тенденция на улучшение ситуации уже видна, добавляет Дмитрий Чернейко. «С прошлого года мы организуем мини-ярмарки вакансий городских промышленных предприятий на площадках профильных колледжей. Студенты и выпускники знакомятся с потенциальными работодателями, находят практики и первую работу прямо в учебном заведении. Еще один яркий и позитивный пример — взаимодействие Петербургского тракторного завода и Ленинградского машиностроительного факультета Академии машиностроения имени Ж.Я. Котина. Ученики практикуются в цехах и после выпуска остаются работать на заводе», — говорит он.
Условия из 90-х
В целом по высшему и среднему образованию «конверсия» выпускников сегодня составляет порядка 30%. «Лишь треть идет работать по профессии и не меняет специализацию на более легкую, простую и с низким порогом входа, остальные 70% уходят из профессии сразу после окончания вуза или ссуза — таковы итоги опроса петербуржцев», — говорит Мария Бузунова.
В числе причин Бузунова называет как вопрос престижа рабочих профессий, так и более материальные вопросы условий труда, уровня зарплат, безопасности на рабочем месте и снабжения работников спецодеждой и инструментами, а также карьерных перспектив. «Это основные факторы, которые отталкивают как молодые кадры, так и взрослых работников, которые устают от неустроенности рабочего процесса и того, что компании не заботятся о благополучии работников», — говорит эксперт.
«Есть предприятия, которые до сих пор мыслят категориями 90-х годов и предлагают заработные платы и условия труда, которые не соответствуют ожиданиям соискателей», — признает, в свою очередь, Дмитрий Чернейко.
Косвенным подтверждением проблемы с условиями труда можно считать тот факт, что предприятия, которые предлагают работу в чистом теплом цехе, полагают это своим конкурентным преимуществом, а не общепринятой нормой. «Мы стараемся удерживать сотрудников не только зарплатой, но и создавать условия труда. У нас на территории столовая, во всех помещениях тепло, через день происходит полноценная влажная уборка в производственной зоне. В раздевалках установлены души, рабочая форма регулярно стирается и своевременно меняется в случае износа», — перечисляет Олег Титов.
Предприятия, которые предлагают работу в чистом теплом цехе, полагают это своим конкурентным преимуществом, а не общепринятой нормой, что, по мнению экспертов, косвенно говорит о проблемах с условиями труда
Зарплаты растут, но ниже ожиданий
Зарплата в промышленности — отдельная тема для обсуждения. Например, в январе Союз производителей изделий легкой промышленности (СПИЛП) заявил о том, что для закрытия дефицита кадров на производстве одежды нужно в текущем году втрое поднять зарплаты швей — до 100–120 тыс. руб. в месяц, считают в Союзе производителей изделий легкой промышленности. За минувший год зарплаты швей увеличились примерно на 20–30%, но этого явно недостаточно: дефицит кадров за тот же период вырос вдвое, сообщили в СПИЛП.
В среднем по рынку зарплаты растут. Как отмечает Мария Бузунова, по сравнению с началом 2022 года медианные зарплаты рабочих в городе выросли на 12%, или 6,7 тыс. руб. Но по целому ряду востребованных специальностей уровень предлагаемых зарплат по-прежнему ниже ожиданий соискателей. Это, например, маляры (ожидаемая зарплата 70 тыс. руб. против предлагаемой 55 тыс. руб.), слесари (60 тыс. против 50 тыс. руб.), электрики (70 тыс. против 60 тыс. руб.).
«Наибольший разрыв в предложениях и ожиданиях не в пользу работников наблюдается в вакансиях для маляров, слесарей, электриков, наладчиков, механиков, операторов линий и разнорабочих. Почти все эти специальности находятся в остром дефиците у работодателей, и, скорее всего, подобный зарплатный разрыв может быть связан с малым фондом оплаты труда и с отсутствием возможности у компаний предложить зарплату выше рынка или равную запросам людей», — отмечает Мария Бузунова.
А надо ли столько
Повышение зарплат, улучшение условий труда, взаимодействие промышленных предприятий с учебными заведениями — все эти меры должны помочь в сокращении дефицита кадров для петербургской промышленности. Но полностью ее не решат, предупреждают эксперты.
«Говорить о непрерывном росте количества занятых не приходится — дело даже не в экономических факторах, а в демографических. Более трети сотрудников, работающих в промышленности, старше 50 лет, и когда эти люди начнут выходить на пенсию, мы столкнемся с последствиями демографической ямы», — говорит Дмитрий Чернейко.
По словам чиновника, предприятиям необходимо задуматься о повышении производительности труда. «По нашим оценкам, в промышленности работает около 500 тыс. человек. Важно понять, всегда ли оправдано такое количество занятых. В национальный проект «Производительность труда» в Петербурге вошло свыше 190 предприятий, большинство из которых — представители промышленности. Но хотелось бы, чтобы повышением производительности начали заниматься все», — подчеркнул Чернейко.