Борьба за кадры, смена поведения клиентов и перспективы импортозамещения вышли на передний план среди вызовов перед сегментом частной медицины для детей. Состояние отрасли и стратегии клиник в новых условиях обсудили участники круглого стола «Взрослый вопрос: как устроена частная медицина для детей в Петербурге», организованного РБК Петербург.
Тренды отрасли
Одной из тенденций в секторе частной медицины в этом году стало изменение поведения пациентов. И хотя волны спроса перед подготовкой к школе и детскому саду, а также на фоне сезонных заболеваний по-прежнему остались, родители начали отказываться от покупки программ в частных клиниках и предпочитают платить за разовые приемы, отмечает директор по развитию сети медицинских центров Lahta Clinic Анастасия Мингазова.
Приемы начинают совершать по острой необходимости, что приводит к росту более сложных случаев. «На педиатрии не экономят, да, но, если раньше ходили в клинику к педиатру ежемесячно, то сейчас идут, когда накапливаются уже определенные серьезные вопросы. Соответственно частота тяжелых, запущенных по заболеванию детей больше. Поликлиника может дать какое-то минимальное обследование, и родители этим активно пользуются, но если возникают какие-то сомнения, они идут за вторым мнением в частную клинику» — описывает изменение в поведении родителей врач-педиатр «Немецкой семейной клиники», заведующая педиатрическим отделением им. С.Я. Снигиревой Анна Мишарина.
Детский ревматолог, педиатр, главный врач Lahta Clinic на Ковенском Ольга Лоскутова указала на еще один тренд последних месяцев — релокацию. «Многие врачи с проактивной жизненной позицией, которые стремятся сделать нашу медицину лучше, уезжают, это касается и частной медицины. В свою очередь, в течение месяца увеличился поток пациентов с четким запросом на оформление медицинских документов для релокации. Сейчас нет привычной глубины записи, и это, конечно, наталкивает на мысль о потенциальном снижении потока пациентов в ближайщее время», — отметила Лоскутова.
Не только медицина
Эксперты говорят, что государственные учреждения становятся более активными в маркетинговом плане и стараются быть клиентоориентированными. «Если еще лет пять назад было сложно попасть в детский сад, в школу, то сейчас родителям звонят, их зазывают, приглашают. То же самое происходит и в поликлиниках. Теперь детей спокойно запишут, позвонят. Появился момент сервиса, которого раньше не было. Так что основной конкурент частных клиник сегодня — государство», — говорит Анна Мишарина.
Несмотря на это, по мнению заместителя главного врача поликлиники по педиатрии «Скандинавия», педиатра, детского гастроэнтеролога Евгении Мильнер, ключевое предложение клиник сохраняется. «Когда педиатры способны дать клиенту больше, чем просто консультацию по лечебному вопросу. Речь идет уже и о поддержке, способности поговорить и успокоить пациентов», — отмечает Мильнер.
Дефицит кадров больше, чем дефицит денег
Хотя поведение пациентов меняется, о сильном проседании говорить все равно пока рано, уверена Евгения Мильнер. Но иначе складывается ситуация с кадровым вопросом. Главным конкурентом, как и в случае с пациентами, тут выступает государственное звено.
«Этот тренд будет еще больше работать на качество, будет борьба за кадры. Потому что всем хочется качества. А качество дает человек образованный, без этого никак», — отмечает Мильнер.
На фоне оттока кадров за границу Анастасия Мингазова указала на необходимость усиливать заботу о врачах и их потребностях. Из-за незащищенности многие доктора вынуждены совмещать работу в государственных учреждениях и в частных клиниках, напомнила она. «Доктор должен понимать, что он в безопасности. Почему многие врачи — совместители? Они не чувствуют безопасности. Они одной ногой в госполиклинике, потому что им кажется, что тут стабильно, а другой — в частной, потому что им кажется, что вот здесь можно заработать», — поясняет Мингазова.
Однако, по словам Ольги Лоскутовой, врачами на совместительстве скорее движет другая мотивация. «У нас в клинике подавляющее большинство врачей — совместители. Это узкие специалисты, которые принимают детей со сложными редкими заболеваниями. Большая часть таких пациентов находится под постоянным наблюдением в государственных учреждениях. Однако, среди пациентов всегда есть запрос на быструю своевременную помощь в более комфортных условиях частного центра у конкретного специалиста, лидера мнения в своем направлении. Таким образом, у врача есть возможность помочь пациенту с любым социальным статусом, для многих врачей это действительно важно», — поясняет она.
По мнению Анастасии Мингазовой, в условиях кадрового дефицита, важно присмотреться и к студентам. «Сейчас ординаторы первого-второго года могут дать фору педиатрам, у которых стаж по 40 лет, заметила эксперт. Это нужно иметь в виду и выискивать такие алмазы», — отметила она.
Более скептично настроена в отношении молодых специалистов Анна Мишарина: «В последнее время мне не часто встречается, чтобы молодые доктора были бы очень качественными. Может быть, со временем это изменится с учетом пересмотров в системе обучения, но, тем не менее, наша задача в том, чтобы их обучить и внедрить в клинику».
Также эксперты отмечают, что действующим специалистам стоит развивать личный бренд, поскольку зачастую пациенты опасаются идти к специалистам, о которых ничего не знают.
Вакцины и их аналоги
Отдельное внимание в ходе дискуссии врачи уделили вопросу импортозамещения препаратов. По словам Ольги Лоскутовой, на сегодняшний день население обеспечено вакцинами в полном объеме и если и есть какие-то небольшие перебои в поставках, то они носят временный характер. Вместе с тем она не исключила, что для частного сектора эти перебои могут быть более ощутимыми: ведь сначала препаратами обеспечиваются государственные учреждения.
«Если говорить про импортные вакцины, производство которых частично локализовано в России, — «Пентаксим», «Превенар», «Менактра» — мы можем предположить, что перебоев с поставками не должно быть. Для взрослых пациентов в настоящее время в нашей стране зарегистрирован корейский аналог вакцины от пневмококковой инфекции «Пневмотекс», который в перспективе может составить достойную конкуренцию «Превенару» и в педиатрической практике», — полагает Ольга Лоскутова.
Анастасия Мингазова также заверила, что никаких проблем с «Пентаксимом» быть не должно. При этом она отметила другой момент, связанный с вакцинацией. Родители порой предпочитают черпать информацию в Сети, но это не лучший выход. Поэтому клиники должны заниматься просветительской деятельностью, подчеркнула она.
Также есть сложности с реагентами для лабораторной диагностики, отметила Евгения Мильнер. По параллельному импорту их пока не завозят. В связи с этим возникают сложности с проведением ряда анализов. Выходы ищут, но это делает процесс более длительным и влияет на качество.
Есть проблемы и в стоматологии. Так, уход компании 3М сказался на отсутствии некоторых пломбировочных материалов в терапевтической стоматологии, фиксационных цементов и слепочных материалов в ортопедии. Часть европейских производителей сильно сократили объем поставок и увеличили их сроки. «В ортодонтии проблемой стал уход компании Invisalign, которая являлась золотым стандартом в лечении пациентов с помощью элайнеров», — уточняет Ольга Лоскутова.
В зуботехническом производстве тоже есть некоторые трудности с поставками материалов — керамических блоков и диоксида циркония, гипса, силикона, пластмассы и полировочных систем. Ситуация в целом тревожная, эти примеры всего лишь малая часть из существующих проблем, отмечает эксперт.
Как адаптироваться к новым условиям
Говоря о перспективах развития, Анастасия Мингазова выразила уверенность, что частным клиникам следует уходить от системы прогрессивных скидок как убивающих бизнес.
«Скидочная ситуация, когда ты сажаешь человека на дисконт, а тем более на прогрессивную систему скидок, приводит только к одному — снижению маржи и рентабельности. И чем больше пациентов у тебя проходит по этой лесенке финансовой лояльности, тем больше ты топишь свой бизнес. Мы считаем, что лояльность не должна быть за 500 рублей. Лояльность должна быть за то, что доктор с тобой пятый год; за то, что эта клиника услышала тебя, и если тебе нужен был доктор, который занимается семейным сном, ты его нашел; за то, что отвечает на твои потребности и создает школу мам; делает так, чтобы дверь открывалась автоматически, а на парковке всегда были места. Лояльность приходит за это», — уверена Анастасия Мингазова.
Ольга Лоскутова согласилась с тем, что для пациентов, которые гонятся за скидками, главным так и будет оставаться получение какого-то дисконта — он просто не захочет остаться где-то надолго. Так и для врача, который все время находится в погоне за более высоким процентом, в последнюю очередь будет стоять задача войти в dream team.
«Мне кажется, что сейчас еще более ценным является создание здоровой, культурной атмосферы между сотрудниками. Сейчас есть тенденция на пациентоориентированность, ровно такая же, как и на создание максимально комфортных условий работы для врача», — говорит Лоскутова.
С этим согласилась Анна Мишарина. По ее мнению, важно всячески удерживать врачей в клиниках. «На этом положительно сказываются разнообразные тренинги. Важно, чтобы врачу было комфортно приходить на работу», — подчеркивает Мишарина.
Вместе с тем, Анна Мишарина отметила, что сейчас меняется поведение и страховых компаний, в результате снижается поток в клинику страховых пациентов. Исходя из этого, по ее мнению, можно предположить, что частная медицина будет какое-то время вынужденно проседать по потоку пациентов.
Чтобы этого избежать, можно было бы возродить традицию земской медицины, когда врач вел всю семью. «Благодаря такому подходу, специалист имеет более глубокое представление об анамнезе и детских болезней», — отметила Евгения Мильнер. Педиатр также обратила внимание, что, несмотря на периоды турбулентности и изменение условий работы врачей, здоровье ребенка всегда будет на первом месте, поэтому отрасль продолжит развитие.