Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Эликсиры молодости российского производства

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com
Эксперты обсудили вопросы импортозамещения в отечественной косметологии.

Российские фармпроизводители готовы занять нишу косметологических препаратов, освободившуюся после ухода западных производителей. Отечественные клиники, в свою очередь, готовы пробовать препараты российского производства — а в некоторых областях давно и успешно используют. Однако к импортозамещению в эстетической медицине существует целый ряд препятствий — от регуляторных до репутационных. О том, как их преодолеть, говорили участники рынка в ходе онлайн-дискуссии РБК Петербург «Эликсиры молодости: как прорывы в биотехе меняют российскую косметологию».

Когда закончатся запасы

Российская фарма — быстро растущая в последние несколько лет отрасль, а спрос на услуги эстетической медицины держится на стабильно высоком уровне. Клиники эстетической медицины испытывают потребность в качественных высокотехнологичных препаратах. До недавнего времени существенную часть этой потребности закрывали препараты из Европы, США и Японии.

«Пока препаратов хватает: у нас есть запасы и есть возможность маневрировать», — говорит главный врач отделения медицинской косметологии Института красоты «Галактика» Алексей Богатенков. Однако ключевое слово — «пока». Уже сейчас клиникам необходимо искать альтернативы на азиатских рынках и у российских производителей.

Алексей Богатенков, Института красоты «Галактика»
Алексей Богатенков, Института красоты «Галактика» (Фото: РБК Петербург)

К препаратам из Азии отношение двоякое. С одной стороны, часть из них уже активно применяется на российском рынке. «У меня есть статистика за последние 6 лет. Что касается биоревитализантов, подавляющую долю в рублях занимали корейские производители», — отмечает директор по продвижению косметологии компании «Солофарм» Илья Платонов.

Илья Платонов, «Солофарм»
Илья Платонов, «Солофарм» (Фото: РБК Петербург)

С другой, в случае массовых поставок из Азии качество препаратов вызывает у экспертов сомнения. «После ухода с рынка «больших игроков» мы столкнемся с тем, что к нам хлынет поток азиатских препаратов абсолютно неведомого качества, мы уже это наблюдаем. Даже хорошо известные корейские препараты, имеющие российские удостоверения и заявляющие себя как альтернатива «безвременно покинувшим нас» западным продуктам могут значительно отличаться по качеству», — подчеривает Ирина Хрусталева, зав. кафедрой пластической хирургии СПбГМУ им. И.П. Павлова, совладелец клиники эстетической медицины «Академия Ирины Хрусталевой».

Ирина Хрусталева,  клиники эстетической медицины «Академия Ирины Хрусталевой»
Ирина Хрусталева,  клиники эстетической медицины «Академия Ирины Хрусталевой» (Фото: РБК Петербург)

Мощности позволяют

Российские производители готовы занять освободившуюся нишу. «У нас на сегодня готовится к производству 20 препаратов, и 6 из них мы ожидаем к концу этого года. Это и филлеры, и полимолочная кислота в жидкой форме, и полинуклеотиды, набирающие сейчас популярность в нашей стране. Мы получаем новое оборудование, мощность его позволяет делать новые проекты, и с субстанциями мы с февраля вопросы решили», — поделился Илья Платонов.

«Мы производим активные фармацевтические субстанции посредством сложного химического синтеза, если таким методом возможно будет изготавливать продукты, в долгосрочном режиме интересные для наших косметологических клиник или производителей косметики, мы, разумеется, рассмотрим это как отдельный проект», — отметил, в свою очередь, президент компании «Активный Компонент» Александр Семенов.

Александр Семенов, «Активный Компонент»
Александр Семенов, «Активный Компонент» (Фото: РБК Петербург)

Он добавил, что готов рассмотреть и возможности по биосинтезу в партнерстве с другими компаниями. В то же время, по словам Александра Семенова, «сейчас у российской фармы огромное количество других задач по реальной импортонезависимости», и космецевтика не является первым приоритетом.

«Мнение Александра очень популярно, эстетическая медицина всегда считалась отраслью «игрушечной медицины», отчасти поэтому у нас многие годы не было отечественных препаратов», — отметила главный врач Come Mode Medical Катерина Глаголева.

Катерина Глаголева, Come Mode Medical
Катерина Глаголева, Come Mode Medical (Фото: РБК Петербург)

Однако это мнение разделяют далеко не все. «Это не только эстетическая история, это психологическое здоровье пациентов», — уверена генеральный директор ОЭЗ «Санкт-Петербург» Тамара Рондалева.

Кроме того, фармацевтические субстанции и препараты, используемые в косметологии, нужны и другим отраслям медицины. «Гиалуроновая кислота — это не только косметология, это внутрисуставные импланты, имплантаты для онкологии, это офтальмология — с ней происходит замена хрусталика, травматология», — приводит пример Илья Платонов. Гиалуроновую кислоту в России пока не производят, и организовать ее производство, по словам эксперта, сложно — это стрептококковый синтез, который у нас не осуществляется.

Работа вдолгую

Расстановка приоритетов — не единственная проблема, которая мешает российским фармпроизводителям закрыть потребности эстетической медицины. «Для того, чтобы запустить на поток синтез любой субстанции, необходимо большое количество времени и ресурсов. Будет крайне невыгодно, если, например, через полгода данный процесс потеряет свою актуальность», — поясняет Александр Семенов.

В свою очередь, Илья Платонов напоминает, что процесс регистрации изделий медицинского назначения третьего класса, к которым относятся, в том числе, инъекционные препараты для косметологии, занимает в среднем около года. То есть, с момента подачи заявки на регистрацию уже разработанного препарата до выхода его на рынок проходит еще год.

С другой стороны, с быстрым запуском самого производства уже зарегистрированного препарата государство может помочь. «У нас в ОЭЗ работает сильнейший фармакологический кластер и создан доступный инструмент для быстрого запуска любого сложного предприятия. С момента прохождения экспертного совета и до момента ввода предприятия проходит два месяца. У нас не работают градостроительные нормы, есть налоговые льготы, свободная таможенная зона», — рассказала Тамара Рондалева.

Тамара Рондалева, ОЭЗ «Санкт-Петербург»
Тамара Рондалева, ОЭЗ «Санкт-Петербург» (Фото: РБК Петербург)

По мнению Катерины Глаголевой, основное, что могут сделать в сложившейся ситуации участники рынка — поднимать престиж российского производителя таким образом, чтобы и через полгода, и через год, вне зависимости от ситуации, отечественные препараты были конкурентоспособны. «Консолидация вокруг российской фармы и производителя — это то, за что мы всегда ратовали», — подчеркнула она.

Красота в глазах пациентов

Повышать престиж российской фармы придется, в первую очередь, в глазах пациентов. «Мы сталкиваемся с тем, что ряд пациентов отказывается от российского производителя. Наши пациенты — достаточно искушенная публика, и они хотят только импортные препараты», — поделилась опытом главный врач prevent age курорт «Первая Линия» Анна Ратникова.

Анна Ратникова, «Первая Линия»
Анна Ратникова, «Первая Линия» (Фото: РБК Петербург)

«Недоверие к отечественным препаратам формировалось очень долго, еще с советского времени. И определенные основания к этому есть. Поэтому работать в этом направлении придется очень долго и произойдет все это не так быстро, как нам бы хотелось», — добавил Алексей Богатенков.

Главный врач медицинского центра «МедКлиник» Нино Кобаладзе призвала коллег менять сознание пациентов. «Мы лидеры мнения, у каждого врача есть свои фанаты. Есть врачи, которые нас слушают, есть конгрессы, на которых мы выступаем», — привела пример возможной популяризации российских продуктов эксперт.

Нино Кобаладзе,  «МедКлиник»
Нино Кобаладзе, «МедКлиник» (Фото: РБК Петербург)

Опираться в этом отношении нужно на серьезную доказательную базу, на научные исследования, уверены участники дискуссии. «Если мы говорим о конкурентоспособности наших препаратов, то первое, на что мне как потребителю хотелось бы обратить внимание — это на доказательство их надежности и безопасности. Не менее важна компетентность таких доказательств. Требуется немало времени и средств на их проведение, но это как раз то, что вызывает доверие у врачей», — отметила Ирина Хрусталева.

«Мы как врачи-практики будем благодарны, если российские препараты будут производиться на высшем уровне с обширными исследованиями. Потому что некоторые препараты мы в свою клинику не берем минимум год, наблюдая, как они применяются у коллег и какие возможны отсроченные осложнения», — уточняет соучредитель медицинского центра «МедКлиник» Ольга Михайлова.

Ольга Михайлова, «МедКлиник»
Ольга Михайлова, «МедКлиник» (Фото: РБК Петербург)

Но хорошая новость во всей этой истории, по словам Александа Семенова в том, что маркетинговые бюджеты на стимулирование спроса большинства иностранных производителей прекращены, а значит продвижение российских препаратов на рынке станет более эффективным и заметным.

Будущее — за биотехнологиями

В ходе встречи участники поделились своим видением того, какие препараты в первую очередь потребуются косметологам от отечественной фармы. Катерина Глаголева назвала лимфодренажные инъекционные препараты. Нино Кобаладзе — липолитики для лечения целлюлита. Анна Ратникова отметила качественные филлеры.

Профессор СПХФУ Оксана Немятых назвала инновационные разработки, которые могли бы поднять отечественную косметевцику на новый уровень. «Я бы выделила биотехнологические продукты. Некоторые консерванты, например, парабены, используются синтетические, но могут быть получены природным путем — и тогда профиль их безопасности будет иным», — подчеркнула она.

участники дискуссии
участники дискуссии (Фото: РБК Петербург)

«Мы работаем с биодеградируемыми полимерами, на наш взгляд, это самое перспективное применение полимеров, которые со временем могут расщепляться под действием ферментов и биохимических процессов до безопасных продуктов и выводиться из организма», — рассказала об одном из направлений работы заместитель директора по развитию (R&D) компании «Солофарм» Яна Каменчук.

Яна Каменчук, «Солофарм»
Яна Каменчук, «Солофарм» (Фото: РБК Петербург)

«Я очень позитивно настроена в плане российских прорывных разработок, и верю в них», — заключила Катерина Глаголева. Дело осталось за промышленным выпуском обозначенных экспертами препаратов.

Имеются противопоказания, необходимо получение консультации специалиста.

Решения Гибкость и красота: как клиники выстраивают стратегию в кризис
Содержание
Закрыть