Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Гибкость и красота: как клиники выстраивают стратегию в кризис

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Как петербургские клиники эстетической косметологии адаптируются к ценам, новой логистике и меняющемуся спросу.

Эстетическая косметология оказалась в числе тех сегментов медицинского рынка, на которые серьезно повлиял геополитический кризис и последовавшие за ним санкции. Некоторые западные производители ушли с рынка, другие — серьезно подняли цены. Кроме того, меняется потребительское поведение. Как на это реагируют петербургские клиники, и какие услуги готовы предлагать клиентам в новых реалиях — эксперты и участники отрасли рассказали в рамках круглого стола РБК Петербург «На острие иглы: рынок косметологии в новых условиях».

Весенний переполох

Как отмечают участники дискуссии, весной ситуацию в отрасли характеризовала серьезная турбулентность — менялись поставщики, цены, логистические цепочки. «Поначалу было страшно, — вспоминает основатель клиники My Stella Maris Джулиана Де Соуза. — Некоторые из моих врачей думали, что работу придется приостановить в связи с предполагаемой нехваткой нужных препаратов. Но все препараты на месте, только «Ботокса» нет, но и это оказалось не так страшно, есть замена и для него».

Джулиана Де Соуза, My Stella Maris
«Поначалу было страшно. Некоторые из моих врачей думали, что работу придется приостановить в связи с предполагаемой нехваткой нужных препаратов. Но все препараты на месте, только «Ботокса» нет, но и это оказалось не так страшно, есть замена и для него», — вспоминает основатель клиники My Stella Maris Джулиана Де Соуза.

В итоге постепенно обстановка стабилизировалась и многие игроки рынка смогли сохранить привычный набор препаратов или нашли подходящие аналоги. «Сказать, что в сегменте косметологии происходят серьезные изменения в ассортименте препаратов, я не могу. Об уходе заявила лишь одна компания — «Аллерган», но их препараты пока на рынке есть», — добавляет директор по развитию клиники Grandmed Оксана Власова.

Оксана Власова, Grandmed
«Сказать, что в сегменте косметологии происходят серьезные изменения в ассортименте препаратов, я не могу. Об уходе заявила лишь одна компания — «Аллерган», но их препараты пока на рынке есть», — отмечает директор по развитию клиники Grandmed Оксана Власова.

Некоторым клиникам пришлось пересмотреть подход к закупкам и работе с официальными поставщиками и дистрибьюторами западных брендов, а также начать активно мониторить рынок как отечественных, так и азиатских препаратов.

«Для нас как большой клиники обычная практика держать запасы всех препаратов на 3-4 месяца», — подчеркивает генеральный директор клиники ДЕГА Екатерина Агапова. Запас времени позволяет безболезненно перестроиться с одного препарата на другой. «Не будет «Ботокса», будут другие препараты ботулотоксина. Наши доктора, которые и раньше работали на разных брендах, открывают для себя и другие. В том числе и проверенных российских производителей, которые ничем не уступают западным».

Екатерина Агапова, ДЕГА
«Не будет «Ботокса», будут другие препараты ботулотоксина. Наши доктора, которые и раньше работали на разных брендах, открывают для себя и другие. В том числе и проверенных российских производителей, которые ничем не уступают западным», — подчеркивает генеральный директор клиники ДЕГА Екатерина Агапова.

Локальные возможности

Первыми в очереди на освободившиеся полки, действительно, оказались отечественные препараты. Как отмечают эксперты, по качеству они не уступают зарубежным аналогам, а их стоимость, особенно с учетом новых логистических затрат, оказывается ниже.

Раньше главным барьером для массового выхода на рынок российских препаратов был, прежде всего, скепсис косметологов, а значит и их пациентов. «Текущая ситуация приоткрыла двери российским производителям. Клиники стали пристальнее рассматривать возможные альтернативы, — отмечает Оксана Власова. — До какого-то времени мы считали, что клинике, работающей в премиум сегменте, негоже иметь российские аналоги препаратов. Был такой снобизм, признаемся. Сейчас мы стали пробовать и «Белларти», и аналоги ботулотоксина. Выяснилось, что это довольно качественные продукты».

В итоге в более выигрышном положении оказались клиники, которые уже были знакомы с отечественными препаратами: им потребовалось меньше времени для поиска аналогов в случае сбоев поставок или ухода препарата с рынка. «Мы давно интересуемся российским рынком, последние 3-5 лет мониторим новейшие разработки, лучшие препараты включаем в ассортимент и программы лечения кожи наших пациентов, поскольку отечественные препараты не хуже европейских аналогов, а в чем-то даже и лучше», — говорит главный врач отделения медицинской косметологии клиники «МирраМед» Ирина Калабашкина.

Ирина Калабашкина, «МирраМед»
«Мы давно интересуемся российским рынком, последние 3-5 лет мониторим новейшие разработки, лучшие препараты включаем в ассортимент и программы лечения кожи наших пациентов, поскольку отечественные препараты не хуже европейских аналогов, а в чем-то даже и лучше», — говорит главный врач отделения медицинской косметологии клиники «МирраМед» Ирина Калабашкина.

Среди российских производителей Екатерина Агапова отмечает завод «Солофарм» Олега Жеребцова: «это завод, который достоин самой высокой оценки. Он ничем не хуже, а может быть, даже лучше других производств, которые я видела в Европе».

Меньше, но лучше

Обеспечив себя необходимым запасом препаратов и запасных частей для аппаратной косметологии, клиники эстетической медицины столкнулись со снижением спроса. Рынок эстетической косметологии сам по себе достаточно консервативен. Так, в клинике Grandmed 80% пациентов — постоянные клиенты, которые ходят в нее годами, и не планируют отказываться от своих привычек.

Однако к лету часть клиник зафиксировала снижение притока первичных клиентов. Отчасти это связано с ограничением рекламных возможностей. «Раньше основным источником обращений был Instagram [соцсеть принадлежит признанной экстремистской и запрещенной в России компании Meta]. Оттуда приходило до 60% заявок. Сейчас — только треть, — делится опытом компании Екатерина Агапова. — «Вконтакте» себя не оправдал как рекламная площадка. Сейчас мы сконцентрировали свое внимание на других видах онлайн и оффлайн рекламы. Тем не менее, мы все равно наблюдаем падение первичных заявок: было 1,3 тыс. обращений в месяц в феврале, сейчас их порядка 600. Однако конверсия обращения в приход в клинику стала выше, приходят более мотивированные пациенты».

Наблюдают изменения в подходе к своему здоровью и красоте и в клинике «МирраМед». «Люди приходят более лояльные и внимательные к своему здоровью. Они выбирают длительные процедуры, готовы составлять план лечения и следовать ему. Меньше стало тех, кто приходит только на один прием, одну какую-то процедуру», — подтверждает Ирина Калабашкина.

На обращения, конечно, влияет сезонность. В весенне-осеннем сезоне растут обращения по кожным заболеваниям. «В марте-апреле этого года наблюдался сильный всплеск, что было связано не только с сезонностью, но и с опасениями пациентов, что в будущем могут быть проблемы с препаратами и расходными материалами», — отмечает дерматолог клиники «Скандинавия» Нигина Кузьмина.

Нигина Кузьмина, «Скандинавия»
«В марте-апреле этого года наблюдался сильный всплеск, что было связано не только с сезонностью, но и с опасениями пациентов, что в будущем могут быть проблемы с препаратами и расходными материалами», — отмечает дерматолог клиники «Скандинавия» Нигина Кузьмина.

Рост цен

Другая причина падения спроса — снижение покупательской способности и увеличение цен на косметологические услуги. В некоторых клиниках рост с начала года составил до 20%.

«Мы отметили уменьшение количества обращений с мая, но все же связываем это с сезонностью большинства косметологических процедур и периодом отпусков наших пациентов, в наименьшей степени повлияло повышение стоимости процедур, — говорит Нигина Кузьмина. — В нашей клинике процедуры стали на 15-20% дороже в связи с удорожанием логистики и комплектующих. Тем не менее, мы видим, что пациенты приходят, готовы инвестировать в себя и в свою будущую красоту, а также фиксировать стоимость услуги до следующего возможного повышения цен».

В среднем повышение цен составило порядка 15%. «Для пациентов мы сохранили цены на все аппаратные методики, но вынуждены были повысить цены на 10-15% вслед за ростом цен у поставщиков. Если нам не повышают цены на продукцию, мы не повышаем цены для клиентов. Ведь это всегда вынужденная мера для поддержания работы клиники и сотрудников», — объясняет причину повышения цен Ирина Калабашкина. Осенью рост продолжится примерно теми же темпами. «Поставщики уже направили нам письма, что будут повышать цены осенью. Предварительно рост составит 10-15%», — говорит Ирина Калабашкина.

Медицинский туризм

Следствием закрытых границ стал рост туризма как внутреннего, так и из дружественных стран. Некоторые пациенты клиник эстетической медицины объединяют культурный и медицинский туризм, другие приезжают адресно, к конкретным врачам.

«У нас среди клиентов много иностранцев и тех, кто уехал на релокейт. Не только потому, что в Петербурге на косметологические услуги очень приемлемые цены, но и потому, что работа ведется на высоком уровне. Здесь качественная эстетическая косметология, и другой подход врачей к работе, чем за рубежом, более осторожный», — поясняет Джулиана Де Соуза.

Рост числа региональных клиентов отмечают и в Grandmed. С одной стороны, как возможность совместить отдых и заботу о себе, с другой стороны — альтернатива европейским клиникам.

Эффект «губной помады»

Осень клиники эстетической медицины города посвятят закупке дополнительного оборудования и выстраиванию среднесрочной стратегии. «В настоящий момент есть возможности пополнить число аппаратов для косметологии, — уверена Оксана Власова. — Курс валюты стал более приемлем. Другое дело, что уважаемые поставщики оставили для себя лазейку, чтобы дополнительно заработать — логистику».

Другая ставка клиник — на отечественное производство. «Я верю, что даже если что-то пойдет не так, мы сможем что-то придумать. В России есть прекрасные специалисты и есть возможности, чтобы создавать и аппараты, и филлеры, и новые методики», — говорит Джулиана Де Соуза.

Еще один важный пункт — работа по сокращению сегмента серой косметологии. Участники дискуссии предостерегают от использования непроверенных препаратов и работы с «косметологами» на дому. «Такие пациенты потом приходят к нам, чтобы исправить последствия или снять осложнения, но сделать это можно с большим трудом», — подчеркивает Джулиана Де Соуза.

Сами же кризисы последних лет сделали отечественные клиники гибкими и антихрупкими. «К тому, что случилось в этом году, в прошлом году и в позапрошлом — мы не были готовы. Никто не прогнозировал этих событий, но мы справились», — напоминает Нигина Кузьмина.

«МирраМед» работает с 2003 года. У нас столько было кризисов, которые мы успешно пережили и продолжили развитие, так что в наших планах увеличивать число аппаратов, развивать врачей и изучать новые методики», — говорит Ирина Калабашкина.

Несмотря на кризис, останется привычка к красоте, уверены участники дискуссии. «Наш пациент уже очень умен и грамотен. Он приходит за процедурами не для того, чтобы быть красивым сегодня, а для профилактики, чтобы быть красивым и через 10 лет», — уверена Нигина Кузьмина.

«Российская женщина, в отличие от европейской или американской, скорее не поест, чем откажет себе в том, чтобы хорошо выглядеть. Эффект «губной помады» — это про образ жизни», — заключает Екатерина Агапова.

Имеются противопоказания, необходимо получение консультации специалиста

От первого лица Российская фарма готовит уникальные молекулы для косметологии
Содержание
Закрыть