Архитектурно-градостроительный форсайт РБК Петербург продолжает свое развитие. В этом году он стал уже седьмым по счету. За время своего существования проект дал возможность молодым специалистам применить свои знания и видение на реальных городских локациях и сделать первые шаги в профессиональной карьере архитектора. Темой нового форсайта стал «Малый Петербург, развитие и изменение облика города».
Центральные пустыри
Первый архитектурно-градостроительный форсайт РБК Петербург провел еще в 2013 году. Автором идеи и его бессменным руководителем был шеф-редактор региональных лент РБК Федор Гаврилов. В этом году его не стало. Однако седьмой форсайт сохранил связь с создателем — идея и тема архитектурной головоломки этого года также принадлежит Федору Гаврилову.
Петербург на протяжении своей истории развивался очень неравномерно. И свидетельства этого можно до сих пор наблюдать, гуляя по городу и неожиданно обнаруживая в центре заброшенные территории. Идея нового форсайта как раз родилась во время таких прогулок, отметил историк архитектуры, и новый куратор проекта Роман Герасимов.
Форсайт 2022
В этом году к участию в Форсайте РБК приглашены старшекурсники архитектурных вузов и участники некоммерческого образовательного проекта Группы RBI — «Школы лидеров будущего.
Кураторами команд выступят заслуженный архитектор России Сергей Орешкин, Владимир Линов, управляющий партнер института детального планирования «Урбаника» Евгения Арефьева, а также член Градостроительного совета при правительстве Петербурга, член правления петербургского Союза архитекторов Михаил Кондиайн.
Форсайт — это некоммерческий проект. В этом году его поддержала Группа RBI. Целью проекта остается помощь в развитии петербургской школы архитектуры, развитие урбанистки. Конкурсанты, которые принимали участие в форсайте в предыдущие годы, сейчас уже строят успешную карьеру во многих архитектурных бюро.
Задача этого форсайта выбрать такие территории и попробовать их изменить. Конкурсантам предстоит определить варианты развития нескольких из них. Первую условно обозначили, как «заброшенную Карповку», вторая — территория между островом Декабристов, рекой Смоленкой, набережной Макарова и проспектом Кима. Характер пространства между этими точками потерян, его нет, хотя это самый центр города, подчеркивает Роман Герасимов.
«Окрестности Федоровского собора — еще одна любопытнейшая часть. Естественной границей локации стала железная дорога Московского вокзала, — описывает следующий участок городской ткани для трансформации Роман Герасимов. — Далее — территория от Невского до Обводного, и вдоль реки Монастырки, там есть Митрополичий сад, есть новые проекты, это самое сердце города. Но есть ощущение, что у этой территории нет лица, и каким оно должно быть — большой вопрос».
Последняя территория — Коломна. Она, конечно, получила невероятный импульс от развития Новой Голландии, но все же к ее облику остаются вопросы. «Я убежден, что развитие такой территории — это анализ экономических функций, чего там не хватает, что жители не могут там получить. Идеальный город будущего — это город 15 минут, когда до любой точки можно добраться за это время. Задача конкурсантов попробовать его распланировать», — отметил Герасимов.
«Установочная дискуссия означает официальное открытие Форсайта РБК, здесь мы обсуждаем почему выбранная тема важна для города. Наша задача напитать участников команд экспертным мнением по выбранной теме, далее они смогут глубже погрузиться в нее, изучить проблематику с разных сторон в ходе общения с экспертами, предпринимателями и ближе знакомясь с выбранными локациями».
Архитектура vs бизнес
Говоря о теме нового форсайта, заслуженный архитектор, профессор Международной академии архитектуры Владимир Линов обратил внимание на столкновение задач архитектуры и бизнеса. По его мнению, городская среда Петербурга на сегодняшний день обладает огромным количеством недостатков. Один из которых — малое количество улиц и большое количество внутридомовых территорий.
«Бизнес рассуждает просто — для того, чтобы объект приносил доход нужно, чтобы было много людей. Много людей бывает на улице, через дворы большого потока людей не бывает. Кроме того, идти через проходные дворы — значит вторгаться в чужую жилую территорию. Поэтому бизнес выхватывает отдельные участки, которые чаще всего находятся на улице, а огромные дворовые территории просто приходят в упадок. И в Коломне это очень хорошо видно», — объясняет он.
С архитектурной точки зрения, по словам Владимира Линова, такая ситуация тоже не приводит ни к чему хорошему: только улицы имеют какой-то презентабельный вид, а вся остальная территория, где живет большая часть местных жителей, ветшает. «Нужно найти решение как этого избежать, и это предстоит сделать именно вам», — сказал Владимир Линов, обращаясь к участникам форсайта.
«Городская среда Петербурга на сегодняшний день обладает огромным количеством недостатков. Один из которых — малое количество улиц и большое количество внутридомовых территорий».
При этом, по мнению архитектора, руководителя архитектурной мастерской «Головин & Шретер», члена правления Санкт-Петербургского Союза архитекторов Антона Головина, город не может меняться слишком быстро, этот процесс растянут во времени. Он напомнил, как в 90-х годах выглядела Петроградская сторона, с обшарпанными парадными, но сейчас район преобразился. И большой потенциал для такого преображения есть у Карповки, полагает архитектор.
«Вынос завода «Катод» за пределы города позволит части этого района стать практически лучшей в городе. Шаг улиц здесь составляет 40 метров, это та дистанция, в которой человек себя воспринимает, видит лицо, мимику, ему комфортно. Это не Василеостровский район, где шаг улиц 100 метров», — отмечает Головин.
С тем, что развитие территории важно вести с позиции простого обывателя, согласен и Владимир Линов. Для этого нужно понимать, что за люди живут в городе, знать их интересы, но учитывать также и интересы местного бизнеса. Пока же сложности с развитием пространств связаны с отсутствием связной политики со стороны правительства города, хотя есть большое количество разных творческих предложений и со стороны архитекторов, и со стороны урбанистов, полагает Линов. Именно поэтому происходит кусочное выхватывание отдельных участков, освоение которых идет в интересах одного застройщика.
Общественное ядро
Однако отсутствие движения навстречу со стороны власти не всегда является препятствием для появления чего-то нового. По словам управляющего директора российской гильдии управляющих и девелоперов Елены Бодровой, все названные территории требуют импульса для развития, и его может дать малый бизнес. По такому принципу когда-то преобразилась улица Рубинштейна, причем никакого содействия со стороны правительства города для этого не потребовалось, напомнила она.
«В пандемию Смольный вдруг разрешил очень свободно сдавать земли под летние кафе, и мы увидели, что территория улиц Некрасова и Жуковского, которые были нересторанными, изменились. И вот у жителей старого фонда, который не всегда в хорошем состоянии, появилась живая, модная история», — приводит пример Елена Бодрова.
Важность создания «общественного ядра» для развития территорий отмечает и директор по маркетингу, заместитель вице-президента по жилой недвижимости Группы RBI Михаил Гущин. По его мнению, в проектах, которые создадут конкурсанты, надо обязательно учитывать этот фактор, поскольку только живое общественное пространство, привлекающее постоянный поток посетителей, позволяет проекту жить своей жизнью и самостоятельно развиваться. «Помимо создания территории для комфортных прогулок, это может быть, например, появление арт-пространства или создание цикла аудиоэкскурсий — этот формат мы успешно опробовали на объектах RBI. Это хорошие способы оживления территории и привлечения людей. Без общественного ядра территория будет мертвой», — подчеркивает эксперт.
«Только живое общественное пространство, привлекающее постоянный поток посетителей, позволяет проекту жить дальше и самостоятельно развиваться. Помимо создания территории для комфортных прогулок, это может быть, например, появление арт-пространства или создание цикла аудиоэкскурсий — этот формат мы успешно опробовали на объектах RBI. Это хорошие способы оживления территории и привлечения людей».
Говоря об особенностях ведения проектов в историческом центре, Гущин отдельно подчеркнул важность достижения общественного договора, причем на самых разных уровнях: начиная от жителей соседних домов и заканчивая властями города. «Девелопмент — это не просто вложение денег, это огромная работа по формированию городской среды. В центральных районах Петербурга мы всегда имеем дело с историческими объектами, которые требуют восстановления и реновации, — делится опытом Группы RBI Михаил Гущин, – и, чтобы что-то реновировать, надо сначала найти новый функционал для памятника, который будет соответствовать всем правилам и требованиям, и достичь лояльности со стороны общественности. Поэтому, запуская проект реконструкции, мы всегда показываем людям, как он будет выглядеть, рассказываем про новую функцию, объясняем, что не собираемся ничего разрушать, а, наоборот, хотим его восстановить, и так далее».
В качестве одного из ярких примеров эксперт привел проект RBI на Барочной улице, где завершается реконструкция Левашовского хлебозавода с полным сохранением облика здания. Проект разноплановый: здесь предусмотрена и культурная составляющая, и деловая часть. Помимо этого, появится открытый сквер. Важной частью реорганизации пространства стало строительство элитного жилого дома Futurist, который был введен в эксплуатацию в начале 2022 года. Реализация этого комплекса стала, по сути, тем инструментом, который позволил RBI заниматься развитием территории, пояснил Гущин.
Вдохнуть жизнь и дать новую ценность
Участники дискуссии не раз приводили в пример Новую Голландию, но главная оговорка этого проекта состоит в том, что средства, вложенные в него, являются невозвратными. По сути, сейчас задача команды — покрыть эксплуатационные расходы. Но это проект, который дал толчок для развития окружающей территории.
«Мы как девелоперы не можем позволить себе таких затрат. Поэтому те проекты, которые вы предлагаете, не должны быть чисто благотворительными. Не стоит надеяться, что кто-то придет и даст денег — не придет и не даст. Важно, чтобы проекты имели реальную эффективность с точки зрения экономики», — подчеркивает Михаил Гущин, обращаясь к участникам Форсайта РБК.
Удачным примером создания экономически эффективного проекта с привлечением жителей и созданием комьюнити поделилась генеральный директор общественного пространства «Бенуа 1890» Елена Плахтий. Проект «Бенуа 1890» развивался не в центре, а в Калининском районе города, что сильно усложняло задачу. «Мы решили, что с самого начала будем работать с населением, и буквально на стадии проектирования начали проводить мероприятия — исторические выставки, фестивали, детские праздники, спортивные и танцевальные мероприятия», — вспоминает Плахтий.
По ее словам, задачей было не только воссоздание исторических зданий, чтобы они обрели новую жизнь и приносили доход, но и в том, чтобы у них появилась дополнительная ценность.
«В течение пяти лет мы формировали ценность этого места как культурного центра. И люди привыкли приходить к нам за культурой. Это еще один способ усилить место, привлечь людей и создать комьюнити».
Впереди работа команд на выбранных территориях с учетом мнений экспертов и собственного видения — форсайт предполагает максимум свободы для конкурсантов. Но при этом проекты должны основываться на реалистичных вариантах градостроительного, экономического и социального развития петербургской агломерации и, в частности, выбранной территории.
«Форсайт начинается. И это не краткосрочная работа, а процесс, когда можно углубиться в разные идеи и даже поменять их в процессе работы», — заключил Владимир Линов.
Итоги форсайта будут подведены весной 2023 года.